Яков Кротов. Путешественник по времени.- Вера. Вспомогательные материалы
Иерусалим. Храмовая гора.
См. фотографии Кротова, 2015.
По книге И. Торика "Энциклопедический путеводитель по Израилю"
Храмовая гора, она же гора Мория, она же Харам аш-Шариф, находится в юго-восточном углу Старого Города, примыкая к его внешней стене, и является самым важным и святым местом с точки зрения еврейской традиции, а также святым местом для христиан и мусульман. Подняться на нее можно через несколько ворот, однако туристов пускают лишь через Магрибские, расположенные неподалеку от Мусорных ворот Старого Города.
Сегодня в центре горы находится так называемый Наскальный купол, который иногда ошибочно называют мечетью Омара. Мечеть Омара в действительности существует и находится в другом месте — недалеко от Храма Гроба Господня. Наскальный купол является самой важной точкой Храмовой горы. По-арабски он называется Куббат эс-Сахра, а на иврите — Кипат ха-Сэла.
Карта Храмовой горы времен Христа составлена свящ. Александром Тимофеевым (http://www.nsad.ru/articles/ierusalimskij-hram-mezhdu-hristom-i-irodom)
На сегодняшний день управление Храмовой горой находится в руках мусульман и евреям и христианам на ней молиться запрещено. Мусульмане считают Храмовую гору своей третьей святыней после Мекки и Медины. Там же на Храмовой горе находятся одна из важнейших мусульманских мечетей Аль-Акса, ряд строений различных мусульманских периодов и небольшой Музей исламской культуры. Внутри, в теле горы произведен ряд раскопок, позволяющих наглядно увидеть историю этого места, в том числе туннель, который сегодня называют Хасмонейским.
По периметру гора окружена стеной и является почти правильным прямоугольником 480 на 300 м. Общая площадь составляет порядка 14,5 га со времен Ирода.
Самым древним является небольшой участок западной стены, так называемая Стена Плача построенная Иродом Великим при перестройке Храмовой горы и Второго Храма. Во многих традициях ее называют просто «Западная стена» в связи с пророчеством Иеремии, о том, что Храм будет разрушен, но его западная стена останется во веки веков.
На гору сегодня ведут трое ворот с западной стороны — ворота на мосту над Стеной Плача, так называемые Магрибские ворота, в честь мусульман — паломников из стран Северной Африки, совершавших сюда хадж — единственные ворота, выходящие в Еврейский квартал, и именно поэтому ими пользуются туристы, желающие посетить святое место. Севернее, уже в Мусульманском квартале, еще двое ворот: Шильшелет и Машгиях. Последние по-арабски называются Ала эд-Дин или Баб эль-Натир. Через эти двое ворот на гору поднимаются мусульмане, желающие помолиться в святых местах. Ворота с восточной стороны, так называемые Ворота Милосердия или Золотые ворота, заложены, поскольку, по еврейской и христианской традициям, именно через них должен войти в город Мессия. Есть также ряд не используемых ворот с севера. В пятницу и мусульманские праздники вход на гору разрешен только мусульманам.
С Храмовой горой связан целый рад традиций, признаваемых всеми тремя основными религиями и делающих это место столь святым. Прежде всего, под Наскальным куполом находится Краеугольный камень, на иврите — Эвен ха-Штия, а на арабском — эс-Сахра. Именно на эту скалу Господь взгромоздил мир в третий день творения. На этот камень возложил Авраам Исаака, чтобы принести его в жертву Всевышнему и Господь остановил его руку. Отсюда идентификация горы как места, называемого Мория. История жертвоприношения Исаака важна не только для иудаизма, христиане видят в сыне Авраама первую, несостоявшуюся, жертву за человечество, предтечу Иисуса. На этом камне спал Иаков, когда бежал от гнева Исава. На нем восстал ангел Господень при царе Давиде, когда мор поразил город. На него поставил царь Давид Ковчег Завета, перенеся его из Кирьят-Йеарим. На нем стояла Святая Святых — Кадош ха-Кдушим при царе Соломоне и при Втором Храме. Да и, собственно, сам Иерусалим, святая столица Израиля, был основан царем Давидом именно здесь, благодаря близости к святому месту.
Царь Соломон насыпал здесь сотни кубометров грунта для выравнивания и укрепления горы перед постройкой Храма. Соломон насыпал также перемычку, названную «Мило», между горой и холмом, на котором стояла цитадель Давида. Храм был построен финикийскими архитекторами из ливанского кедра, доставляемого морем из Финикии. На Храм пошла масса золота и серебра. Здание было ориентировано примерно восток-запад и вход находился напротив Масличной горы. Состоял из системы дворов — общий, еврейский, мужской, Святая Святых. В последнюю раз в год в Йом Кипур заходил главный коэн. В Храме приносили в жертву рыжую телицу и козла, одного из двух. Второй был козел отпущения. Приносились жертвы.
Храм был разрушен царем Навуходоносором, захватившим Иудею в 587 г. до Н. э. Второй Храм, отстроенный евреями, вернувшимися из вавилонского — персидского плена по дозволению царя Кира в 536 г. до н. э., был значительно меньшего размера, чем Соломонов. Перестраивался Эзрой и Нехемией, хасмонейскими царями, а затем царем Иродом Великим. Ирод также изменил ландшафт, построив стену вокруг горы и наведя систему арок между стеной и телом горы, чтобы, засыпав все это сверху землей, расширить площадь Храма.
Храм Ирода подробно описан Иосифом Флавием: в южной части горы был построен двухэтажный портик с колоннадами — именно оттуда по христианской традиции Иисус разгонял торговцев. Крытый портик представлял собой базилику, открытую по длинной стороне. В хасмонейские времена на Храмовой горе существовала еще одна внутренняя стена вдоль западного края. Длина этой стены была 250 м в отличие от внешней иродовской, длиной 570 м. Территория Храма была разделена на 3 двора. Самый большой внешний был устроен по типу римской агоры — это был двор для всех. Во времена трех основных праздников (Суккот, Шавуот и Пейсах), здесь собиралось все население Иерусалима и пришедшие со всей страны для принесения жертв. Флавий пишет, что там помещалось до миллиона человек и еще оставалось свободное место, однако историки утверждают, что в лучшие времена паломников было всего не более 300 тыс. Для сравнения, сейчас во времена мусульманских праздников, например в Рамадан, здесь умещается 270 тыс. человек с молитвенными ковриками.
Второй дворик был женским еврейским, а третий, самый маленький, предназначался для мужчин-евреев. Двери в Святая Святых были глубоко утоплены в стену, так что оставалось пространство под портиком там, где молились первосвященники — коэны. По описанию Флавия, двери Храма выходили на восток. С северной стороны Храмовой горы стояла Антониева башня, названная так Иродом Великим в честь Марка Антония. Возможно, там останавливался Понтий Пилат. На Храмовую гору в те времена можно было войти с любой стороны, однако вход с севера и с запада использовался реже, чем с востока и с юга. К восточным воротам, ныне заложенным воротам Милосердия или Золотым, вела дорога с Масличной горы, где жил специальный коэн, который заботился о красной корове для всесожжении.
Именно этот Храм многократно упоминается в Новом Завете как место, куда приходил Иисус, где в двенадцатилетнем возрасте его забыли родители, где он спорил со старейшинами и разгонял торговцев, как Храм, о котором он постоянно упоминает. Этот Храм был разрушен римскими войсками Тита Флавия в 70 г. н. э. Во время восстания Бар-Кохбы евреи пытались восстановить Храм, но неудачно. Затем были попытки при императоре Юлиане в 361 г., во время недолгого персидского правления 7 в. и попытки тамплиеров.
Отсюда, по мусульманской традиции, архангел Гавриил поднял на небо Магомета на крылатом коне Аль-Бурак, забрав пророка ночью из дома, а затем, вернул его в Мекку. Когда арабы Хиджа-за заняли Иерусалим, разбив византийцев и персов в 638 г., они нашли вершину Храмовой горы запущенной и замусоренной. По традиции, христиане заваливали гору, как и Яд Авшалом, мусором во исполнение пророчества Иисуса о запустении Святого Города. Принявший ислам еврей Кааб эль-Ахбар показал халифу Омару правильное место. Воины ислама размели мусор, затем, по мусульманской легенде, три дня лили очистительные дожди, моя Камень. Затем по приказу халифа возвели временное сооружение, построенное из дерева, от которого, впрочем, не осталось никаких следов, и лишь одно упоминание в литературе о его существовании, относящееся к 670 г. — дневник путешественника по имени Аркуль-фус.
Позже купол был перестроен во времена халифа Абд эль-Малика с 687 по 692 г. по проектам византийских христианских архитекторов. Они подняли здание на 3 м, возведя насыпь, или на 4 ступени. Были воздвигнуты элегантные портики под названием «мавазин», что означает «весы» — реминисценция Страшного суда. Здание имеет восьмиугольную форму в основании, на котором стоит цилиндрическое сооружение, заканчивающееся круглым куполом. Основание отделано мрамором и, как считается, выглядит так с момента постройки в 7 в. Разумеется, сам мрамор неоднократно менялся при ремонтах. Верх представляет собой цветную керамику, тоже менявшуюся неоднократно, однако в едином стиле. Голубая плитка и многоцветный мрамор верха — дело Сулеймана Великолепного в 1552 г., же как и изготовленная на персидсидских заводах в Кашане майолика. До 16 в. цилиндрическая часть здания была покрыта мозаикой, куски которой найдены раскопках и хранятся в Музее ислама здесь же, на Храмовой горе. Опоясывающий купол фриз — работа турецкого каллиграфа Мохаммада Чафика 1876 г.
Сам шаровидный купол сегодня сделан из меди, покрытой золотом, однако в действительности золотым он стал лишь последнего последнего ремонта в 1992 г., до того с г. 1958 купол был алюминиевым под цвет золота, а до 1958 г. — черным, как изображено на старых рисунках и фотографиях. Черный цвет — знамя арабской династии Аббасидов. Перестройка 1958 г. вводилась под руководством короля Иордании Хусейна. Все здание в высоту имеет 43 м, длина каждой из граней восьмиугольника — 20, а высота — 7м. Интерьер с двойной колоннадой из 12 пилястров и 28 колонн состоит из частей, собранных из разрушенных церквей. В центре помещения — Краеугольный камень, вокруг — двойной восьмиугольный коридор. Здание имеет 8 ворот, каждые (своим названием. Наскальный купол входСеверные — Райские, Восточные — Давидовы, южные — Ангельские, западные — Женские.
Наскальный купол не похож ни на одно мусульманское или арабское здание в мире по своей форме и конструкции — следствие проектирования его христианскими архитекторами. В римской и христианской архитектуре есть похожие аналоги — римляне строили так гробницы-усыпальницы, в раннехристианский период восьмиугольную форму имели баптистерии, позже — церкви, например, Айя-София в Костантинополе или капелла Сант-Виталие в Раввене. Сам купол — двойной, внутренняя его часть деревянная, построена в 11 в., после его падения в 1016 г., еще до землетрясения. Согласно мусульманской историографии, в этот год пострадали все 3 основных святых здания ислама — Кааба в Мекке, усыпальница пророка в Медине и Купол в Иерусалиме.
Верхняя надпись на Куполе — цитата из 20-й суры Корана. Рисунок геометрический, выполнен в «бесконечной» схематической форме. Окна и нижняя часть Купола — более поздние, оттоманского периода. Сохранилось довольно много мамелюкских построек и украшений. С южной стороны от камня — небольшая башенка, в которой, по мусульманской традиции, хранятся 3 волоска из бороды пророка Мухаммеда, а сама она стоит над якобы оставленным им в камне при вознесении на небо следом ноги. Раз в год, в день вознесения пророка на небеса, эти волоски выставляют на обозрение верующим. Под скалой — несколько ступеней, ведущих в «колодец душ», по мусульманской легенде — место Страшного суда. Вход на лестницу и ступени — эпохи крестоносцев. Сама пещера расширена в мусульманский период. Есть предположение Ривки Гонен, что это была погребальная пещера в 3 тысячелетии до н. э., однако никаких реальных оснований так предполагать не существует, и, скорее всего, не могло быть так, что царь Соломон поставил свой Храм над местом захоронения. В пещере с двух сторон от лестницы 2 мусульманских алтаря — михраба, справа от спуска посвященный Соломону, слева — Давиду. Михрабы эти поставлены, вероятно, еще Абд эль-Маликом. Во времена Первого крестового похода, когда рыцари заняли Иерусалим, Храмовая гора была передана в руки тамплиеров, которые превратили Наскальный купол в церковь — Темплюм Домини, Храм Господень.
План Храмовой горы
Условные обозначения:
1. Краеугольный камень.
2. Наскальный купол.
3. Мемориал Цепи.
4. Мемориал Пророка.
5.Мемориал Вознесения.
6.Мемориал Аль-Хачер.
7..Купол Духов
8.Мемориал Ораат ха-Дикдук.
9.Мемориал Иосифа.
10.Лестница Аль-Бурака.
11.Фонтан.
12. Мемориал Юсуфа Аги.
13.Мечеть эль-Фахрия.
14.Мусульманский музей.
15. Мечеть Аль-Акса.
16. Мечеть эль-Омар.
17.Михраб Захарии .
18. Соломоновы конюшни.
19. Ворота Милосердия (Золотые).
20.Трон Соломона .
21. Минарет Израиля.
22.Мемориал Сулеймана.
23.Мемориал Сулеймана Пехи.
24.Мемориал царя Соломона.
25.Минарет Бани Аним.
26. Мемориал Шаалан.
27. Эль-Отмания.
28. Мемориал Касима Пехи.
29. Мемориал Моисея.
30. Ворота Шильшелет (Цепи).
31. Ворота Бань.
32.Ворота Хлопка.
33. Ворота Инспектора.
34.Темные ворота
35. Ворота Прощения
36. Ворота Колен
37.Магрибские ворота.
Мечеть Аль-Акса, "Крайняя", знаменует вознесение Магомета на коне Аль-Бурак - "Молния". Она поставлена на юге от Скалы, с тем чтобы мусульмане не молились на еврейский храм. Построена Каабом аль-Ахбаром, затем перестроена халифом Валидом I между 709 и 715 гг. Разрушена землетрясением в 749 г., затем в 776 г. - еще одно землетрясение. Восстановлена Эль-Маади. В 1033 г. вновь разрушена при землетрясении и восстановлена в XI в. при правлении Фатимидов. Еще раз отремонтирована рыцарями-тамплиерами по указу короля крестоносцев Болдуина I как церковь по имени Темплюм Саломонис. При Болдуине II стала жилым и складским помещением и здесь был его тронный зал. После победы Саладина в 1187 г. - снова мечеть. В конце XIII в. мамелюки окончательно расширили помещение и снова сделали его мечетью. Прошла капитальный ремонт в 1938-1943 гг. на деньги фашистов. Муссолини подарил колонны из каррарского мрамора, король Египта Фарук - потолок. Современное здание построено с XI в., но в точности по тому же плану, что и раньше фатимидское, которое, видимо, было значительно меньше, чем самая древняя мечеть, построенная эль-Валидом. Строить его начинали с восточной стороны, там, где стоит михраб - алтарь, указывающий направление молитвы, на Мекку. Над михрабом - купол. Мечеть украшена 280 колоннами в 14 рядов, сами колонны и арки еще эпохи крестоносцев. Сохранилось довольно много мамелюкских украшений.20 июля 1951 г. в ней был убит иорданский король Абдалла, а будущий король Хусейн, его племянник и преемник, правивший до 1999 г., чудом спасся благодаря массивному украшению на шее. На колоннах видны до сих пор следы выпущенных пуль. В 1969 г. мечеть была подожжена сошедшим с ума туристом-христианином.
Кроме этих двух грандиозных зданий на Храмовой горе есть целый ряд небольших построек мусульманского периода, таких как каменная чаша, сделанная по указанию эмира Танзика, правителя Дамаска в 1320 г. Есть также Летняя Кафедра, мраморная платформа, существующая со времен победителя крестоносцев Саладина. Рядом с ней — купол Юсуфа, построенный и 1191 г. по указанию Саладина и перестроенный в 1681 г. по указу Юсуфа Аги, правителя Константинополя. Недалеко от него эль-Рассасия, или Мемориал Учебы, построенный в 1207 г. Айюбской династией, призывавшей к изучению арабского языка. Ближайшая к Наскальному куполу постройка — Мемориал Пророка, трехметровый купол, построенный турецким правителем Мухаммедом Беком. С запада от Наскального купола — мраморный Мемориал Восхождения на Небеса. По мусульманской традиции, Мухаммед молился здесь, прежде чем вознестись к Аллаху. Недалеко — Купол Духов, где, как считают мусульмане, собираются души умерших людей. Этот купол имеет 4 м в диаметре и 2 с половиной в высоту. У северо-западной галереи стоит Мемориал Пророка Ильи, которого мусульмане также считают одним из своих святых. Особенно его почитают дервиши. Неподалеку от западной колоннады стоит Медресе Отмания, которую построила некая богатая анатолийка в 1437 г., во времена мамелюкского правления. Здесь же недалеко она и похоронена. Рядом с этой медресе — фонтан Кайт Бея, однако этот мамелюкский султан не построил его, а лишь обновил в 1482 г. Его конструкция имеет 14 м в высоту. Чуть южнее стоит еще один фонтан, построенный Касемом-пашой в 1527 г., как указывает надпись на его западном фасаде. Еще южнее — площадка для молитв размером 9 на 9 м, называемая «площадкой фигового дерева», поскольку когда ее строили в 1760 г., здесь росло большое фиговое дерево. Есть надпись, указывающая ее строителя. Напротив ворот Шильшелет находится квадратное здание, которое называют Мемориалом Моисея, построенное в 1249 г. айюбским султаном Саладином. Моисей также является героем исламской традиции. В юго-восточном углу — подземные помещения, ключ от входа в которые хранится у хранителей Храмовой горы. Эти помещения и называют знаменитыми Соломоновыми конюшнями, хотя построены они, скорее всего, во времена крестоносцев. Мусульманская традиция утверждает, что в этом месте был рожден Иисус. Нишу у входа называют михрабом Девы Марии. Ступени ведут в подземное помещение, размером 55 на "100 м, разделенное 12 рядами квадратных колонн, поддерживающих арки, на которых держится крыша. Ирод Великий построил дополнительные стены для поддержки сооружения и южной стены Храмовой горы. Тогда уровень пола горы был примерно на 3 м выше.
То, что можно увидеть здесь сейчас построено в 10 в. при правлении мусульманской династии Фатимидов, однако камни для строительства использовались иродианские. Позже, при крестоносцах, рыцари-тамплиеры устроили здесь свои конюшни. Под заложенными воротами, которые вели в конюшни при раскопках обнаружен подземный ход. Недалеко от мечети Аль-Акса есть небольшое — 5 на 5 м — строение, называемое мемориалом Юсуф Аги. Рядом с ним надпись в нише: «Юсуф Ага в 17 в. приказал реконструировать мемориал Юсуфа». С запада к Аль-Аксе примыкает прямоугольное здание, построенное крестосцами-тамплиерами как оружейный склад. При мусульманах эта постройка использовалась как школа и носит назвало Женское медресе. Иногда ее называют также Белой Мечетью. Второй этаж здания эпохи крестоносцев был со временем разрушен. К этой постройке примыкает медресе эль-Фахрия с минаретом, востроенная также крестоносцами, а с 1330 г. использовавшаяся мусульманами как паломнический дом. Под углом к этим двум зданиям, непосредственно между ними и Магрибскими воротами, примыкает Исламский музей. Здание музея, как предполагается, было построено в период правления Омейядов, а при айюбской династии передано в пользование общине мусульман — выходцев из Северной Африки, что и дало название близлежащим воротам и самому зданию — Магрибская мечеть. Реставрация здания была проведена турецким правителем, султаном Абдулом Азизом в 1871 г. Музеем служит с 1923 г. Здесь выставлены инструменты, оружие, свитки Корана и археологические находки Храмовой горы, связанные с исламским периодом. На входе в музей выставлены окровавленные рубашки и фотографии арабских террористов, закидывавших с высоты камнями молящихся у Стены Плача и погибших в результате перестрелки с полицией. Арабы считают их своими национальными героями. Посередине западного края горы — открытая конструкция с 11-ю сторонами, так называемый Мемориал Цепи. Постройка имеет 2 колоннады из 11 колонн. По мусульманской традиции, здесь царь Давид правил суд, поэтому второе название этого места — Суд Давида. На восток от него ступени Аль-Бурака по имени легендарного коня, а на запад — ворота и улица Цепи, или Шильпелет на иврите. По-арабски — Баб эс-Сильсиль. Это — основной проход на Храмовую гору с запада в наше время. Состоит из 2 частей — северная заложена, а южная открыта и используется посетителями и, в основном, молящимися мусульманами. Как улица, так и ворота находятся в Мусульманском квартале Старого Города. Улица Шильшелет является продолжением улицы Давида, начинающейся у Яффских ворот. В турецкие времена ворота носили попеременно название Соломоновых и Давидовых. Во времена Второго Храма здесь недалеко также находились ворота в Храм, возможно, упоминаемые у Иосифа Флавия под названием ворота Ксиста, описанные в «Иудейской войне», книга 6, глава 3, параграф 2. По его описанию, здесь была колоннада и башня, названная по имени Иоханана. Сами двойные ворота, северная арка которых сегодня заложена, постройка крестоносцев или по крайней мере их ремонт, о чем говорят многие архитектурные детали. Внутри ворот — небольшая площадь и минарет, реставрированные или отстроенные мамелюкским султаном ибн-Калауном в 14 в. с мамелюкскими же надписями 15 в., содержащими указания султана градоправителю, чтобы тот не слишком давил народ поборами. Внешняя часть ворот сохранила следы реконструкции крестоносцев, тут стоит здание мамелюкской эпохи, которое использовалось, возможно, как медресе и в котором нынче находится полицейский участок, с крыши которого открывается хороший вид на храмовую площадь. Хорошо видны небольшие часовенки, закрывающие сверху колодцы-пустоты, доходящие до водоносного слоя. По предположению Авнера Горена, возможно, колодцы хасмонейских времен. Рядом с воротами с внешней стороны — медресе Танкизия, также построенная эмиром Дамаска Танкизом в 14 в., во времена султана Калауна. Танкиз был одним из самых приближенных лиц Калауна. На арке над дверью в бывшее медресе, а сегодня полицейский участок, изображение рюмок — фирменный геральдический знак этого эмира. Он, кстати, построил также самый высокий минарет над Храмовой горой. Напротив ворот сабил — водный источник, построенный в 16 в. Сулейманом Великолепным. Ворота Милосердия, те через которые в город вошел Мухаммед и не должен войти, по планам мусульман, еврейский или христианский Мессия, одновременно являются и воротами Храма и воротами города. Недалеко от этих заложенных ворот — квадратная постройка с двумя куполами — так называемый Трон Соломона, возведенный в омейядский период в 7-8 вв. н. э. Легенда гласит, что царь Соломон сидел здесь, наблюдая за постройкой своего Храма. С северо-востока на гору ведут ворота Колен, через которые проходили, по мусульманской традиции, израильские колена, посещавшие Храм. На запад от них — ворота Искупления, где дети Израиля должны были молить об искуплении грехов, опять-таки по мусульманской традиции. В самой западной части северной стены находятся Темные ворота, называемые так, поскольку к ним ведет темный проход. На юго-запад от Темных ворот — восьмиугольная конструкция с 8 окнами, называемая арабами Мемориал Соломона. Их традиция считает, что здесь молился царь Соломон, когда строительство Храма было закончено. Другая традиция называет эту постройку Малым Наскальным куполом, поскольку в ее основании лежит осколок Краеугольного камня. Ворота Инспектора, самые северные в западной стене, названы, видимо, в честь инспектора святых мест Хеврона и Иерусалима, который также построил дом неподалеку. Это было в раннеисламский период, а позже, при мамелюкском султане Бейбарсе, ворота назывались Тюремными, по расположенной в доме инспектора тюрьме. Сама конструкция ворот выстроена айюбским султаном эль-Малеком эль-Муаземом Исой. Чуть южнее находятся неиспользуемые Железные ворота, проделанные в 14 в. на месте привязи для лошадей. Эти ворота окружены мамелюкскими строениями. Между этими воротами и уже упомянутыми Магрибскими находятся, пожалуй, самые красивые ворота Храмовой горы — ворота Продавцов Хлопка. Над аркой входа — розетка, выполненная из белого и черного мрамора, изображающая солнечные лучи. Надпись гласит, что ворота были построены Танкизом, правителем Дамаска в 1336 —1337 гг. во время правления мамелюкского султана ибн-Калауна. Ворота выходят на бывший хлопковый рынок. Здесь когда-то был большой хан (постоялый двор) и две бани. Сегодня эти ворота практически соединены с бывшими воротами Бань.