Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Тарабукина Арина Валерьевна

ФОЛЬКЛОР И КУЛЬТУРА ПРИЦЕРКОВНОГО КРУГА

К оглавлению

Заключение.

 

Прицерковная субкультура формировалась на протяжении ХХ столетия. Начало ее формирования относится к последнему этапу в истории синодальной церкви, когда произошло окончательное разделение православной церкви и "светского" мира. Снижение авторитета церкви в обществе одновременно с политической нестабильностью в России начала ХХ века способствовало развитию чувства неуверенности и вызванной этим чувством напряженности, которыми характеризуется вся деятельность "церковных людей" этого периода. Настроения "безмолвствующего большинства" "церковных людей" делает понятными анализ массовой церковной литературы, проповедей популярных священников, прессы и других материалов, отражающих духовные потребности мистически настроенных масс православного населения, а также некоторых фактов, как то: рост популярности старчества, увлечение монастырской святостью, экстатическое поклонение о. Иоанну Кронштадскому и др.

Страх, порожденный неуверенностью православного большинства в стабильности миропорядка, выразился в устойчивых для русской культуры эсхатологических образах. И сейчас "церковные люди" воспринимают время от начала ХХ столетия как эсхатологическую эпоху, предшествующую царствию антихриста и концу света. Стремление сохранить свой мир от "сатанинских влияний" заставило "церковных людей" постепенно разорвать связи с миром "светским". Так в начале ХХ века начала формироваться прихрамовая среда.

Годы советского антицерковного террора способствовали укреплению эсхатологического мировоззрения "церковных людей" и восприятия личного жизненного пути как жертвенного. Именно на этом этапе завершилось формирование прицерковной субкультуры.

Брежневские времена сами "церковные люди" называют временами "духовного голода". Труднодоступность духовного просвещения, отсутствие "божественной" литературы (а ведь книга является краеугольным камнем христианской культуры), подчас необходимость скрывать свое мировоззрение, становящийся мучительным процесс православного воспитания детей в атеистическом тоталитарном государстве - все это сделало непроницаемой стену, отделяющую "церковных людей" от остального мира. Стена эта оказалась непроницаемой и для отечественной науки. И дело не только в идеологической "несвободе" . Ученые попросту не подозревали о существовании прицерковной субкультуры.

В брежневские времена в прихрамовой среде укрепился институт духовничества, т.к. духовный наставник оставался единственным источником православного знания. Тогда же увеличивается значение околоцерковного "самиздата", домашние архивы "церковных людей" становятся своеобразными тайными публичными библиотеками.

Современная прицерковная субкультура характеризуется мистическим мировоззрением ее членов, их бытом, подчиненным церковному распорядку, модой, а также определенными речевыми и жестовыми стереотипами.

Восприятие современности как эпохи эсхатологической обусловило стремление "церковных людей" к монашескому аскетическому идеалу, вся жизнь внутри прихрамовой среды напоминает монастырскую, а монашество представляется первым среди путей спасения. Эсхатологическое мировоззрение отразилось и на пространственно - временных категориях в культуре прихрамовой среды. Весь мир в представлении "церковных людей" захвачен дьяволом, Божественный свет стал слабее, землю покрывает мрак, и люди, "зомбированные" сатаной, не видят истинной сути вещей. Исключением являются святые места, где мир раскрывается в своей сути.

Историческое время (которое - лишь жалкий слепок с подлинного, Божественного времени) движется к своему концу, ускоряясь незаметно для человека. Будущее сулит лишь новые страдания, впереди - царствие антихриста и вечная гибель многих и многих душ. Поэтому взгляд "церковных людей" устремлен в прошлое, жизнь их строится по образцу жизни мифологической древней Руси.

Своеобразие фольклора "церковных людей" связано во многом с тем, что культура прихрамовой среды - в первую очередь культура книжная, "церковные люди" в большинстве начитаны в православной литературе, многие владеют церковно - славянским языком. И фольклорные тексты, бытующие в прицерковной субкультуре, как правило, структурируются по книжным образцам. Функционирование фольклорных текстов зависит от коммуникативной ситуации, в которой они воспроизводятся. Коммуникативная ситуация (форма общения) определяет и структуру жанрового образования. Для "духовной беседы" (коммуникативная ситуация, организованная системой правил и подчиняющаяся жесткому этикету) актуальны жанры, эстетически оформленные, большинство текстов беседы имеют долгую жизнь в традиции и широкую сферу распространения. Для совместной молитвы - ритуализованные фольклорные формы (духовные стихи, молитвы, акафисты и др. - все тексты, посредством которых происходит общение с "горним" миром, они функционально являются молитвой). Для ситуативного общения - неструктурированные жанровые образования.

Дискурс "церковных людей" есть дискурс профессионалов говорения, что связано с прагматичностью их "надбытового" общения: все, что говорится, должно служить спасению души. Однако сама культура "церковных людей" отвергает понятие профессионализма, заменяя его духовным авторитетом.

Настоящая работа является первым этапом изучения прицерковной субкультуры. В перспективе - исследование феномена околоцерковного "самиздата" от времени его возникновения до наших дней. Немалый интерес для ученого представляет и литература, выпускаемая "самиздатом".

Остаются не описанными домашние архивы "церковных людей", содержащие, как правило, помимо издаваемой литературы, громадный рукописный и машинописный материал. Проблему для исследователя представляет также использование "церковными людьми" этих архивов, причем рассматривать ее имеет смысл в историческом разрезе. Вообще рукописное творчество прихрамовой среды лишь в малой своей части затронуто в работе.

Впереди исследование творчества и быта прицерковной субкультуры времени застоя. Ведь именно в это время формировались взгляды большинства наших православных современников, в это время многие из них пришли к вере, а многие воспитали своих детей в православном духе. Материалами для изучения эпохи "духовного голода" могут служить воспоминания "церковных людей", биографические рассказы, жития современных подвижников.

Что касается современного состояния субкультуры, то, помимо рукописных и машинописных произведений, важно изучение специфики массовой православной печати, а также интересов православных читателей.

Нуждаются в научном анализе принципы современной прихрамовой педагогики. Не изученным пока остается и детский прицерковный фольклор.

Интересно было бы провести сравнительный анализ культуры "церковных людей" и других религиозных субкультур, как в России, так и за рубежом.

Перспективно также дальнейшее исследование фольклорного материала. В первую очередь необходим анализ поэтики жанров фольклора прихрамовой среды. При анализе таких жанров, как житие, сказание, предание, чудо и др., имеет смысл говорить о мотивах и даже сюжетах, являющихся традиционными. Для "разовых" текстов ("случаи из жизни", сны и др.) нам представляется важным описание мыслительно - "художественных" стереотипов, которые лежат в основе каждого текста. На основе анализа жанровой поэтики можно выявить соотношение функции текста, обусловленной его поэтикой, и его "бытового" назначения.


Литература

Аверинцев, 1993 - Аверинцев С.С. Бахтин и русское отношение к смеху. // От мифа к ли-тературе. Сборник в честь семидесятипятилетия Елеазара Моисеевича Мелетинского. М., 1993.

Антихрист 1913 - Антихрист явился. Ревель, 1913.

Антонов 1994 - Антонов В.В. Приходские православные братства в Петрограде (1920-годы) // Минувшее: Исторический альманах. Вып.15, М.; СПб., 1994.

Архангельская 1912 - Архангельская А.Д. Мои воспоминания о батюшке Варнаве. М., 1912.

Белоусов, 1992 - Школьный быт и фольклор. Т. I - II, Сост. А.Ф. Белоусов,Таллинн, 1992.

Белоусов, 1998 - Русский школьный фольклор. От "вызываний" Пиковой дамы до семей-ных рассказов. Сост. А.Ф. Белоусов, М., 1998.

Берман, 1982 - Берман Б.И. Читатель жития (Агиографический канон русского средневе-ковья и традиция его восприятия). // Художественный язык средневековья. М., 1982.

Бощановский 1992 - Прот.Василий Бощановский. Саровские торжества: Прославление мощей преподобного Серафима Саровского 19 июля (1 августа) 1903 года // Дивеевские предания. М.,1992.

Великое чудо 1914 - Прот.П.Громов. Великое чудо в Тверской губернии, где оживший мертвец поведал тайну загробной жизни. М., 1914.

Вениамин 1992 - Митрополит Вениамин (Федченков). О вере, неверии и сомнении. СПб., 1992.

Вечная, 1910. - Вечная слава церкви и вечная смерть хулителя ея. Екатеринбург, 1910.

Головин, 1997 - Головин В. В. Детское обычное право. // Исследования по славянскому фольклору и народной культуре. Под ред. А.Архипова и И.Полинской. Oakland, California,1997.

Голос русского,1881 - Голос русского на могиле царя - освободителя. М.1881.

Дамаскин 1992 - Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижни-ки благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и ма-териалы к ним. Часть I. Тверь, 1992.

Дивеевские, 1992 - Дивеевские предания. М.,1992.

Достоевский в восп. - Ф.М.Достоевский в воспоминаниях современников. Т.1-2. М.,1990.

Достоевский, 1974 - Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Т.11, Спб., 1974.

Дудаков,1993 - Дудаков С.Ю. История одного мифа: очерки по истории русской литерату-ры XIX-XX веков. М., 1993.

Жданова 1993 - Сказание о житии блаженной старицы Матроны / Составила и написала З.В.Жданова. Свято-Троицкий Голутвин монастырь, 1993.

Жевахов 1936 - Жевахов Н.Д. Сергей Александрович Нилус. Новый Сад, Сербия, 1936.

Житие и деяния царя - Освободителя. По случаю открытия памятника императору Алек-сандру II в Москве. Спб,1898.

З.п. - Зов православия. Б.м.,б.г.

Замечательные откровения 1914 - Замечательные откровения, виденные засыпавшей по-слушницей и обмиравшей раскольницей. М.,1914.

Записка, 1994 - Записка о ритуальном кодировании. Спб,1994.

Захария 1993 - Старец Захария (1850-1936), схиархимандрит Троице-Сергиевой Лавры. Житие: подвиги и чудеса. М.,1993.

Зиновьев, 1987 - Зиновьев В.П. Быличка как жанр фольклора и ее современные судьбы // Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. / Сост. В.П. Зиновь-ев. Новосибирск, 1987.

Иванова 1995 - Иванова Л.С. Традиция русского юродства и народная культура / Диплом-ная работа. СПб., РГПУ, 1995.

Иерархи - Мануил (Лемешевский) / Manuil (Lemeschevskij), митрополит. Die russischen Orthodoxen Bischoefe von 1893 bis 1965. Eine Bio-Bibliographie. 6 Bde. Erlangen, 1979-1986.

ИЛ, 1915 - Историческая летопись, 1915, N6.

Ильинская 1990 - Ильинская А. Страницы жизни Шамординской схимонахини Серафимы // Литературная учеба. 1990. N. 5. С.3-37.

Иоанн Златоуст, 1993 - Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого архиепископа Константинопольского избранные творения. Собрание поучений. Т. I, Сергиев Посад, 1993.

Иоанн Кронштадтский 1914 - Обличительные проповеди о.Иоанна Кронштадтского. СПб.,1914.

Иоанн Кронштадтский 1894 - Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. СПб., 1894.

Иоанн Кронштадтский 1993 - Новые грозные слова о.Иоанна (Кронштадтского) "О Страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся" 1906-1907 года. М.,1993.

К.С. - К Свету. Газета Псково-Печерского монастыря.

Калашникова, 1996 - Калашникова М. В. Альбомы современных детских колоний. // Но-вое литературное обозрение. №2 (1996).

Карташев, 1992 - Карташев, А.В. Очерки по истории русской церкви. Т2. М.,1992.

Киселева, 1995 - Киселева Ю.М. Магия и поверья в московском медучилище. // Живая старина, 1995, №1.

КМ - Кронштадский маяк.

Ковалев-Черкасский 1915 - Ковалев-Черкасский А . Грядущий конец мира. Ростов-на-Дону, 1915.

Конец мира 1912 - Конец мира 25 марта 1912 года. СПб., 1912.

Костюхин, 1994 - Костюхин Е.А. Литература и судьбы фольклора. // Живая старина, 1994, №2.

Котельников 1993 - Котельников В.А. Русские писатели в Оптиной Пустыни // Оптина Пустынь: монастырь и русская культура. М.,1993.

КС - К свету.

 Кулешов, Тарабукина, 1997 - Кулешов Е.В., Тарабукина А.В. Культ духовного отца в прицерковной среде.// Исследования по славянскому фольклору и народной культуре. Под ред. А.Архипова и И.Полинской. Oakland, California,1997.

Леонтьев, 1992 - Леонтьев К.Н. Избранные статьи. М., 1992.

ЛУ - Литературная учеба.

Лурье, Тарабукина, 1994 - Лурье М.Л., Тарабукина А.В. Странствия души по тому свету в русских обмираниях // Живая старина. 1994, №2.

Мелетинский, 1997 - Мелетинский Е.М. Сказка - анекдот в системе фольклорных жанров. // Исследования по славянскому фольклору и народной культуре. Под ред. А.Архипова и И.Полинской. Oakland, California,1997.

Мережковский, 1991 - Мережковский Д.С. Христианство и кесарианство. // Мережков-ский Д.С. В тихом омуте. М., 1991.

Моск.батюшка - Московский батюшка. М.,1994.

Мусин, 1998 - Диакон Александр Мусин. "Приручение смерти" в Древней Руси (Культур-ная и святоотеческая антропология и изучение русской культуры). // Антропология ре-лигиозности. Спб, 1998, с.16-71.

Мученическая кончина императора Александра II. М.,1881.

Мученическая кончина императора Александра Николаевича. М.,1881

На пороге 1916 - А.П. На пороге вечности. Признак последнего времени. Зарайск, 1916.

Назидательный рассказ 1915-1 - Назидательный рассказ о сновидении, виденном послуш-ницей Тихвинского Введенского монастыря. Пг.,1915.

Назидательный рассказ 1915-2 - Назидательный рассказ о сноведении, виденном послуш-ником Ново-Афонского Симоно-Канаитского монастыря. Пг., 1915.

Неклюдов, 1997 - Неклюдов С.Ю. Устные традиции современного города: смена фольк-лорной парадигмы. // Исследования по славянскому фольклору и народной культуре. Под ред. А. Архипова и И. Полинской. Oakland, California, 1997.

Нектарий 1994 - Старец Нектарий (1857-1928). Житие: подвиги и чудеса. М.,1994.

Николай Второй, 1994 - Николай Второй. Воспоминания.Дневники. Спб, 1994.

Никон Беляев 1994 - Дневник последнего старца Оптиной пустыни иеромонаха Никона (Беляева). СПб.,1994.

Никон, Дневники - Архиепископ Никон (Рождественский). Мои дневники. Вып.I-IV. Сер-гиев Посад, 1911 - 1913.

Нилус 1908 - Нилус С.А. Сила Божия и немощь человеческая. Сергиев Посад, 1908.

Нилус 1911-1 - Нилус С.А. Великое в малом. 3-е изд. Сергиев Посад, 1911.

Нилус 1994 - Нилус С.А. Великое в малом. Новосибирск, 1994.

Нилус 1911-2 - Нилус С.А. Близ грядущий антихрист и царство дьявола на земле. Сергиев Посад, 1911.

Нилус 1917 - Нилус С.А. "Близ есть, при дверех", о том, чему не желают верить и что так близко. Сергиев Посад, 1917.

Нилус 1991 - Нилус С.А. На берегу Божьей реки. Ч.I. Сергиев Посад, 1991.

Нилус 1992 - Нилус С.А. На берегу Божьей реки. Ч.II. Сергиев Посад, 1992.

Нилус 1991-1 - Нилус С.А. Святыня под спудом. Тайны православного монашеского духа. Сергиев Посад, 1991.

Новый прием, 1912 - Новый прием борьбы Царства Христова с царством сатаны. Почаев, 1912.

НС - Наш современник.

О последних событиях 1917 - И.П. О последних событиях, имеющих совершиться в конце мира. Калуга, 1917.

Откровенные, 1991 - Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Введен-ская Оптина Пустынь, 1991.

П.Кр., 1912 - П.Кр. Современные враги христианста. Спб, 1912.

Панченко, 1998 - Панченко А.А. Религиозные практики и антропология религиозности. // Антропология религиозности. Спб, 1998, с.5-16.

 Пестов, 1996 - Пестов Н. Путь к совершенной радости. Пристрастия.// Православный Санкт-Петербург, 1994, N4 (46), с.6.

Петров 1916 - Проф. свящ. Петров Н.В. Об антихристе. Казань, 1916.

Петров 1978 - Петров Г.И. Отлучение Льва Толстого от церкви. М., 1978.

Пигин, Разумова, 1995 - Пигин А.В., Разумова И.А. Эсхатологические мотивы в русской народной прозе. //Фольклористика Карелии. Петразоводск, 1995.

Позойский 1979 - Позойский С.И. К истории отлучения Льва Толстого от церкви. М.,1979.

Поляков, 1904 - Поляков, П. Под сенью благодати. Спб,1904.

Поучительное сновидение 1915 - Поучительное сновидение. Из келейных записок инока. Киев, 1915.

Православные чудеса - Православные чудеса. Век ХХ. Б.м.,б.г.

Преподобные, б.г. - Преподобные старцы Оптиной Пустыни. Жития, чудеса, поучения. Калуга, б. г.

Прохоров, 1968 - Прохоров Г.М. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV в. // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 29. Л., 1968.

Путилов, 1994 - Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. Спб, 1994.

Путилов, 1996 - Путилов Б.Н. Фольклор Гулага как факт культуры. // Studia Littеraria Polono - Slavika 2 SOW. Warszawa, 1996.

Пятницкий 1896 - Пятницкий П.П. Сказание о венчании на царство русских царей и импе-раторов. М.,1896.

РИ,1910 - Русский инок. Почаев, 1910, октябрь.

Розанов, 1990 - Розанов В.В. Алекс<андр> Андр<еевич> Иванов и картина его "Явление Христа народу". // Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990.

Россия 1993 - Россия перед вторым пришествием. Сергиев Посад, 1993.

РП - Русский паломник.

РЦ - Революция и церковь.

С - Странник.

Старец иеросхимонах Сампсон.М.1994.

Савва, Жизнеописание - Краткое жизнеописание схиигумена Саввы, старца Псково-Печерской обители. Ч.1. Б.м., б.г.

 Савва, Наставление - Наставление девственникам и живущим целомудренно. Машино-пись.

 Савва, Семена - Схиигумен Савва. Семена - слова для нивы Божьей. Поучения на испове-дях, молебнах и панихидах. Машинопись.

Свершилось! Царя - освободителя не стало. М.,1881.

Светлов, 1912 - Светлов, П.Я. Перед разбитым кумиром. Спб, 1912.

"Святогорец", 1895 - Письма Святогорца о святой горе Афонской. В трех частях. Изд.8. М.,1895.

 Севастиан, 1994 - Т.В. Воспоминания о старце Севастиане Карагандинском. М., 1994.

Серафим Чичагов 1903 - Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря / Составил архи-мандрит Серафим Чичагов. Ч. 1-2. СПб.,1903.

Соловьев 1900 - Соловьев Вл. Три разговора. СПб., 1900.

Соловьев 1908 - Письма Владимира Сергеевича Соловьева. СПб.,1908.

Сошинский 1992 - Сошинский С.А. Чудо обновления // Новый мир.1992. N.6. С.231-238.

Столыпин А.В. Мученическая кончина императора Александра Николаевича. М.1881.

Страницы из дневника / Публикация В.Антонова // Минувшее. Исторический альманах. Вып. 15. М.; СПб., 1994.

Сурский 1938 - Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский Т.I. Белград, 1938.

Таисия 1983 - Жития святых. 1000 лет русской святости / Собрала монахиня Таисия. 2-е изд. Джорданвилль, 1983.

ТЕВ - Тверские епархиальные ведомости.

Терновый венец над гробом в Бозе почившего царя - освободителя Александра II и восше-ствие на престол государя императора Александра III. М.,1881.

Толстые, 1979 - Толстой Н.И., Толстая С.М. О жанре "обмирания" (посещения того света) // Вторичные моделирующие системы. Тарту, 1979.

Успенский, 1891 - Успенский Ф. Очерки по истории византийской образованности. Спб., 1891.

Февр, 1991 - Февр Л. Фольклор и фольклористы. // Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

Фирсов, 1996 - Фирсов С.Л. Православная церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России.Спб, 1996.

Фудель 1991 - Фудель С.И. Воспоминания // Новый мир. 1991, N. 3.

Четвериков 1988 - Четвериков С.И. Оптина Пустынь. Paris, 1988.

Четвертый удел 1992 - Четвертый удел Богородицы. М., 1992.

Чудеса 1993 - Православные чудеса в XX веке. М., 1993.

Чуков 1994 - Прот. Николай Чуков. Один год моей жизни.

Шустин 1991 - О.Василий Шустин. Запись об Иоанне Кронштадтском и об оптинских старцах. М.,1991.

Щепанская, 1993 - Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры. Опыт этногра-фического исследования системы 1986 -1989 гг. Спб, 1993.

Экземплярский 1993 - Экземплярский В.И. Старчество // Дар ученичества / Сост. П.Г.Проценко. М.,1993. С.139-228.

Brunvand,1986 - Brunvand J.H. The study of Ameriсan folklore: An Introduction. 3d edition. New York, London, 1986.

Dundes, 1980 - Dundes A. Who are the folk? // Dundes A. Interprefing folklore. Bloomington, London, 1980.

Kaivolo - Bregenhoy, 1993 - Kaivolo - Bregenhoy A. Dreams as Folklore // Fabula, 1993.

Shahl, 1990 - Shahl S. The Oral Personal Narrative in its Generic Context // Fabula 18. 1977. Цитируется по: Brown M.E. Personal Experience Stories, Autobiography and Ideology // Fabula 31. 3/4. 1990.

Sydow, 1939 - Sydow von C.W. Kategorien der Prosa - Volksdichtung // Volkskundeliche Gaben John Meier zum 70 Geburtstage dargebracht. Berlin - Leipzig, 1939.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова