Николай Тальберг
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ
Об авторе - К
оглавлению.
Состояние
протестантских обществ.
Отношения
между католиками и протестантами.
Ревностные католики, подстрекаемые
иезуитами, были крайне недовольны Вестфальским миром. Папа Иннокентий X (1644-55)
своей буллой даже объявил этот мир проклятым, недействительным и необязательным
на все времена и освобождал всех от клятвенного обещания хранить его условия.
Но вновь вызвать религиозную войну было невозможно. К этому времени определилась
географическая граница между протестантством и католичеством.
Протестантизм окончательно утвердился
и сделался господствующим вероисповеданием во всех государствах северной Германии,
кроме Швейцарии, Голландии, Англии, Швеции и Дании. А католицизм, кроме Италии,
Испании и Португалии, удержался в Бельгии, Франции, Богемии, Польше, Венгрии
и в южной Германии, Австрии, Баварии и проч., хотя в этих странах было много
и протестантов. Кроме того, к середине 17-го века и в политике как католических,
так и протестантских западноевропейских государей произошла существенная перемена,
- вероисповедные интересы отошли на второй план и уступили место расчетам политического
равновесия государств. Поэтому для сторонников католицизма теперь были возможны
только частные и отдельные притеснения протестантов и притом только в католических
странах; а в странах чисто протестантских они уже не могли предпринимать что-либо
в пользу католичества. Также и протестантство, ограничиваясь странами где оно
было господствующим, уже не делало более попыток утвердиться в католических
странах.
Наиболее вопиющие случаи притеснений
и преследований протестантов были в Венгрии, Франции и некоторых германских
владениях. В Венгрии, находившейся в 17 веке под властью Австрии, немецкий император
Леопольд I (1658-1705), благодаря стараниям иезуитов, в 1673 г. лишил многочисленных
венгерских протестантов религиозной свободы и принуждал их силой возвратиться
в католичество. При этом было арестовано более 400 лютеранских и реформатских
пасторов, и те из них, которые не согласились перейти в католичество, были сосланы
на галеры. Во Франции Людовик XIV (1643-1715), по стараниям тех же иезуитов,
с 1671 г. систематически преследовал реформаторов с целью их полного уничтожения. Сначала их заставляли принимать
католичество различными мерами, напр., запрещением смешанных браков, не принимали
на государственную службу и т.п., затем стали принуждать силой при пособии драгун
(драгонады), наконец, в 1685 г. особым королевским указом реформаторство во
Франции было полностью запрещено. Эдикты Нантский и Нимский в пользу реформаторов
были отменены, богослужение их было отменено под угрозой смертной казни, и их
церкви было приказано немедленно разрушить. Одни реформаторы восстали и подверглись
казням и ссылкам, другие же сотнями тысяч бежали из отечества в Швейцарию, Голландию
и другие протестантские страны. В Зальцбурге, фанатический архиепископ, граф
Фирман, уже в 18-м веке захотел принудить своих подданных протестантов к переходу
в католичество, и за их отказ выгнал всех ( около 30 тысяч) в 1731 г. из отечества.
В Англии, временами, проявлялось неприязненное отношение
протестантов к католикам. Здесь, со времен Елизаветы и учреждения епископальной
церкви, католическую партию более или менее притесняли, но с другой стороны,
она была настолько сильна, что имела надежду возвратить Англию в католичество.
И тем более, что в течение всего 17-го века королевская власть в Англии подвергалась
постоянным колебаниям. Католическая партия особенно усилилась в правление Карла
II (1660-85)., благодаря тому, что его жена и брат Иаков (будущий король) были
ревностными католиками и окружали себя иезуитами. Это дало повод ревнителям
религиозной свободы обвинить католиков в несуществующем заговоре против короля
и начать преследования, причем многие из них были арестованы, сосланы и изгнаны.
Хотя Карл II не желал этого преследования, но должен был уступить парламенту.
Подобным же гонениям подверглись католики и после низложения Иакова II (1685-88),
стремившегося восстановить в Англии католичество. В 18 и тем более в 19 столетиях,
отношения между католиками и протестантами в западной Европе, благодаря идеям
веротерпимости, сделались более мирными, и религиозная ненависть обнаруживалась
больше в литературе, чем в жизни.
Протестантские
миссии среди язычников
и
Библейские общества.
Миссионерство
протестантов появилось в 18 веке и развилось в особенности в 19 в. Первое миссионерское
общество было открыто в Англии в 1701 году для распространения Евангелия
в других странах; затем (18-19 в). и в других протестантских государствах -
Голландии, Швейцарии, Дании, Швеции, Германии и США, - подобные же миссионерские
общества стали появляться во множестве.
Миссионеры подвизались во многих
азиатских странах - Индии, Китае, Японии и островах Индийского архипелага, в
доступных районах Африки, в Австралии и на ее островах, в Америке среди коренных
обитателей, - одним словом, везде, куда успели проникнуть европейцы. Веру миссионеры
распространяли при помощи создания школ, раздачи книг и св. Писания.
С миссиями у протестантов были тесно
связаны и библейские общества, создаваемые для распространения Библии.
Первое библейское общество было основано в Англии в 1894 г. под названием "Британского
и иностранного Библейского общества." Вслед за Англией такие общества появились
во всех протестантских государствах. Они перевели по частям всю Библию, по частям
отдельные книги св. Писания, на все известные языки и даже наречия и ревностно
распространяли их, продавая по низким ценам, а также раздавали бесплатно. Благодаря
библейским обществам протестантские миссионеры имеют возможность предлагать
св. Писание всем народам, среди которых они действуют, на их родном языке или
наречии.
Разъединение
в протестантских обществах.
Протестантское
вероучение страдало существенным недостатком. Предоставленное произвольному
толкованию богословов-профессоров различных университетов, при отсутствии авторитета
иерархии и Предания, оно полностью зависело от их переменчивых взглядов, и потому
не имело ни определенности, ни единства даже по основным пунктам. Этот недостаток
проявился во время борьбы с католиками, и потому у протестантов очень рано появилось
стремление облечь свое вероучение в определенные общеобязательные формы.
В лютеранстве это было сделано
в 1580 г. при посредстве формулы конкордии, составленной немецкими богословами
и ставшей символической книгой лютеран. После этого протестантское учение стало
развиваться только в пределах конкордии и в строго лютеранском духе. Это направление
стало господствующим в 17 в. и известно под названием лютеранской ортодоксии.
Оно характерно безусловным признанием истинности всего вероучения, заключенного
в исповедных формулах, и стремлением оградить
его неприкосновенность при помощи науки. В результате у лютеран появилось большое
количество более или менее научно обработанных богословских систем.
Лучшим богословом ортодоксального
направления признается Иоанн Гергард (ум. 1637 г.). Но ортодоксия немецких богословов
скоро впала в односторонность. Подобно средневековым схоластикам, их системы
обращали внимание не на сущность вероучения, а на его постановку, и таким образом
они возобновили старое схоластическое направление. Основой его были диалектические
тонкости объяснения религиозных понятий и подбор подходящих текстов св. Писания
для подтверждения истин излагаемой веры. Проповеди их пасторов превратились
в сухие учено-полемические рассуждения о теоретических истинах веры, а нравственной
стороне вероучения в них места не нашлось. Яркими представителями схоластического
направления были богословы Калов, Квейштейн, и другие.
Недовольство односторонним направлением
ортодоксов вызвало появление другого направления - пиэтизма. Первым его представителем
был лютеранский проповедник Иаков Шпенер (1635-1705). Восставая против безжизненного
направления ортодоксального богословия, он утверждал, что сущность христианства
заключается в живой сердечной вере, в сопровождении благочестивой настроенностью
души и нравственной жизнью. Мысли Шпенера нашли сочувствие в среде молодых богословов
Лейпцигского университета, из которых особенно выдавался Август Франке (ум 1727
г.). Отказавшись от сухого богословия ортодоксальных профессоров, они в 1686
г. образовали свой богословский кружок, посвятивший себя изучению Св. Писания
с целью нравственного назидания.
Лейпцигские ортодоксы, назвавшие
направление кружка пиэтизмом, подвергли его преследованию и вытеснили его из
Лейпцига. Пиетисты нашли приют во вновь открытом в 1694 г. Галльском университете,
где Франке сделался профессором, и упрочили здесь свое направление. Из Галле
пиэтизм перешел в другие местности Германии и имел много последователей. Пиэтисты
обращали свое внимание на нравственно-назидательное изъяснение Св. Писания.
Важное значение придавали они проповеди, настаивая, чтобы проповедники сами
были проникнуты духом библейского благочестия. Постепенно искреннее благочестие
пиэтистов сменилась только внешней набожностью и чувствительными фразами, вследствии
чего это направление ослабело.
В 18-ом веке обнаружилось в лютеранстве
новое направление, отличавшееся безразличием к этому вероучению. Оно известно
под названием супранатурализма. Но еще большее разъединение произвел рационализм
(вторая половина 18 в.). Предоставив разуму решающее значение в деле веры, рационализм
дошел до отрицания не только лютеранского вероучения, но и самого Откровения.
Это направление было господствующим в лютеранском богословии в конце 18-го и
начале 19-го столетий.
Внутреннего разъединения не избежали
и реформатские общества, а также англиканская церковь. Строгое реформатство,
утвержденное на всеобщем синоде в Дортрехте (1618-19), подвергалось постоянным
колебаниям под влиянием арминианства, а потом рационализма. Последний является
преобладающим в реформаторском богословии и в настоящее время. Англиканская
епископальная церковь, как образовавшаяся из смеси католичества с протестантством,
неминуемо должна была испытать церковное разъединение. Кроме отделившихся от
нее пуритан и индепендентов, в ней еще в 17-ом и 18-ом веках образовались еще
три партии, под названиями высокой, низкой и широкой церкви. Высокая церковь
относилась с уважением только тому, что было удержано в англиканстве от католичества.
Низкая церковь склонялась к чисто протестантским началам, а широкая, допускавшая
рационалистические воззрения, заняла среднее примиряющее положение между первыми
двумя. Эти партии существуют и в настоящее время. В партии, называемой высокой
церковью, проявлялись стремления к соединению с православной церковью.
Новые
протестантские секты.
Секта
квакеров возникла в Англии в 17-м в. Основателем ее был ремесленник Георг
Фокс (1624-91), принадлежавший к обществу пресвитериан. Будучи человеком религиозным
и склонным к мечтательности, он, вместе с усердным чтением Библии, постоянно
предавался размышлениям о религиозных предметах. При отсутствии религиозных
знаний, это привело его к самообольщению, и свои религиозные мечты он стал принимать
за откровения Божественного Духа. По его мнению, истинное христианство состояло
не в догматах и обрядах, а в непосредственном озарении каждого человека от Св.
Духа, которое его просвещает и направляет к нравственному совершенству. Вообразив
себя человеком, предназначенным свыше восстановить истинное христианство, Фокс
в 1647 г. выступил в проповедью о покаянии и вступлении в новую церковь, озаряемую
Св. Духом. Проповедь его имела успех, так что в 1649 г. он из своих последователей,
подобно ему чувствовавших в себе присутствие Св. Духа, он образовал новое религиозное
общество, которому дал название христианского общества друзей.
Название "квакеры" объясняют различно.
По-английски это значит "дрыгуны." Так их наименовали в насмешку, в виду судорожных
движений и припадков, в которые они впадали, когда "нисходил на них дух Божий."
В первый раз это название было дано Фоксу во время одного суда над ним. Когда
он произнес "трепещите перед словом Божиим," то один из судей сказал: "смотрите,
вот трепетатель (квакер)!" Сами последователи Фокса усвоили себе это названия,
считая, что они трепещут перед величием Божиим.
Английское правительство и общество
первоначально преследовало квакеров, вследствие чего многие из них, начиная
с 1656 г., стали переселяться в Америку. Здесь их секта вскоре достигла цветущего
состояния, благодаря одному английскому аристократу и богачу, вступившему в
их общество, Вильгельму Пенну (ум. 1718 г.). Пенн получил (1680 г). от английского
правительства, в уплату долга, одну провинцию в северной Америке (Пенсильванию)
в собственное и полное владение и собрал сюда рассеянных по Америке и из Англии
квакеров. Пользуясь здесь религиозной свободой, они устроили большую и правильно
организованную общину. В 1689 г. по общему акту веротерпимости Вильгельма 3
го они получили свободу вероисповедания в самой Англии и всякие преследования
их прекратились. В настоящее время они существуют еще в Германии и Голландии,
где имеются их небольшие общины.
Церковные учреждения квакерами отвергнуты.
У них нет таинств, храмов и богослужений, духовных лиц. Они устраивают свои
религиозные собрания, в которых проводят время в молчании и самоуглублении,
в ожидании озарения от Св. Духа. Почувствовавший это присутствие, может выражать
вслух свои чувства в молитве, песнопениях или поучении. В первые времена своего
существования, квакеры впадали в исступление, которое выражалось судорожными
движениями, кривляньями, плачем и т.п. Квакеры не признают роскошь, развлечения,
почести и т.п. В сношениях между собой они отличаются честность и правдивостью.
Подобно менонитам, они избегают военной и гражданской службы, клятвы, присяги.
Секта гернгунтеров образовалась
из общины богемских или моравских братьев, возникший из остатков
гусситов еще до реформации. В 1722 г. богемские братья, притесняемые в своем
отечестве католиками, переселились в саксонские владения и здесь, в имении графа
Цинцендорфа основали местечко Гернгут, в котором и устроили свою общину. Граф
Цинцендорф (ум.1760 г.), державшийся пиэтизма, нашел в общине этих братьев прекрасную
почву для устроения жизни по евангелию,
к чему сам стремился. Поэтому он присоединился к их общине и, став во главе
ее в качестве епископа, посвятил свою жизнь ее интересам и благоустройству.
В своем вероучении община гернгутов склонялась более к лютеранству и в 1749
году приняла даже аугсбургское исповедание, но в устройстве она удержала формы
апостольской церкви. Так, в ней сохранились должности епископов, пресвитеров,
диаконов, диаконисс, были в употреблении вечери любви, умовение ног, целование
перед причащением и проч. Догматическая
сторона учения у них стояла на втором плане, все же свое внимание они сосредоточили
на нравственно-практической стороне христианства. Они стремились устроить жизнь
сообразно с евангельскими требованиями в духе любви. Поэтому, весь быт их общины,
взаимоотношения между собой и другими людьми, носили на себе отпечаток этого
евангельского начала. Были воспрещены всякие ссоры, споры и полемика с кем бы
то ни было. Своей мирной, трудолюбивой и сосредоточенной в своем обществе жизнью
гернгуты приобрели всеобщее расположение, и потому их общины распространились
почти во всех государствах Европы и Америки. В Америки они заявили себя и как
ревностные миссионеры.
Секта методистов возникла
в английской епископальной церкви в первой половине 18-го столетия. Она появилась
в результате стремления проведения реформ в церковной жизни, не касаясь ее вероучения.
Основателем ее был пылкий и благочестивый юноша, Джон Весли (ум. 1791 г.), образовавший
в 1729 г. в Оксфорде из нескольких своих товарищей по университету кружок ревнителей
благочестивой жизни. Они предавались различным благочестивым упражнениям в известной
системе, методически, откуда и произошло их название. По окончании образования
Веслей сделался странствующим проповедником благочестия. В 1732 г. к нему присоединился
Георг Витфильд (ум. 1770 г.), отличавшийся проповедническим талантом. Оба они
обошли с проповедью о покаянии и обращении на путь благочестивой жизни всю Англии
и побывали в Америке. Проповедь их имела успех, так что в 1739 г. они получили
возможность открыть в Лондоне первую методистскую общину, которая стала рассадником
новых проповедников благочестия. В 1741 г. между методистами произошло разделение
по поводу учения о предопределении. Это учение в англиканской церкви было формулировано
двусмысленно, так что его можно было понимать и в строго кальвиниском смысле,
и в арминиаском. Весли держался первого понимания, а Витфильд - второго, вследствие
чего и произошло разделение на две партии. Но это разделение не помешало распространению
методизма. В конце 18 и особенно в 19 веке оно появилось
во многих местностях Англии, а в США, где нет государственной религии, заняло
даже господствующее положение в ряду других исповеданий.
Методисты представляют собой раскольничью
партию в англиканской церкви. Но отступая от принятого учения, они стремились
ввести в церковную жизнь начала строгого благочестия. Они придавали поэтому
религиозный отпечаток своей домашней и общественной жизни. Но это стремление
приводило часто к фарисейству и ханжеству.
Секта шведенборгиан получила
название от шведского ученого, Эммануила Шведенборга (род. 1699, ум. 1772 г.).
Он обладал глубоким умом и обширными познаниями в математике, физике, астрономии,
минералогии и пр., но был с детства подвержен падучей болезни и галлюцинациям.
Долгое время он жил двойственной духовной жизнью. С одной стороны, при своих
научных занятиях, он имел чисто рассудочную деятельность, с другой - во время
припадков болезни погружался в мир фантазии. Но между деятельностью рассудка
и воображения у него было некоторого рода соотношение. Все то, что превышало
человеческое разумение в области веры, мысли или опыта, он стремился постигнуть
при посредстве своих фантастических образов и умозрений. Наконец, воображение
развилось в нем до того, что потемнило его рассудок и он в 1744 г., в Лондоне,
сошел с ума. Лечение оставило у него тихое одностороннее помешательство, пунктом
которого было духовидение. Он основал свою "церковь," назвав ее Новым Иерусалимом.
Шведенборг, написавший целые тома о своих откровениях,
сам не предпринимал никаких мер к распространению своей новой церкви, кроме
рассылки своих сочинений ученым и обществам. Но на его сочинения внимания обращали
мало и даже относились к ним с пренебрежением. После же его смерти нашлись люди,
которые дали веру откровениям этого душевнобольного человека и задумали по его
мысли основать новую церковь. Первые такие общины появились в Англии в 1773
г., потом и в Америке. В Швеции же попытки шведенборгианства потерпели неудачу.
Этих последователей всегда было малое количество.
Секта ирвингиан принадлежит
к разряду мистических сект, возникших в 19-м столетии. В ней выразился протест
против слишком большого отклонения всех протестантских обществ от апостольской
церкви, а также против рационализма, который приводил к отрицанию откровения,
пророчеств, чудес и проч. Такой протест высказал проповедник шотландской пресвитерианской
церкви в Лондоне Эдуард Ирвинг. В проповедях он проводил мысль, что благодатные
дары в первенствующей церкви (дар языков, пророчества, чудеса) могут появиться и в настоящее время у людей, достигших
нравственного совершенства путем молитвы и твердой веры. Под влиянием его проповедей
некоторые из его паствы начали уже пророчествовать и говорить на разных непонятных
языках. Пресвитерианский синод в Шотландии в 1833 г. за такого рода мистические
воззрения отлучил Ирвинга, но он нашел поддержку у некоторых членов англиканской
церкви и основал отдельную общину своих последователей - ирвингиан. В 1834 г.
Ирвинг умер, но его община продолжала свое существование и старалась восстановить
быт апостольской церкви с апостолами, пророками, евангелистами, пастырями и
учителями. При посредстве своих мнимых пророков община выбрала 12 апостолов,
которые и устроили ее церковный быт. Свои богослужения они старались сблизить
с католическими и частично с православными. Ирвингские "апостолы" проповедовали
в ряде христианских стран, но последователей приобретали мало. Их общины имеются
главным образом в Англии и Северной Америке.
В 17-м веке в Англии возродился анабаптизм, получив название
баптизма. Создатели секты отбросили частицу "ана" (пере), желая доказать,
что они не перекрещивают, а крестят, не признавая христианского крещения младенцев.
Первая их община была основана в 1633 г. Баптисты были группой революционно
настроенных "пуритан," этих резких проводников крайней реформации. В 1639 г.
Роджер Виллиамс основал общину в Сев. Америке в штате Род-Айленд. Сначала в
нее вошли все тамошние жители. В Англии первоначально к баптистам относились
терпимо. Потом борьбу с ними начал Кромвель, считавший их революционерами. В
1689 г. по Акту Веротерпимости они получили свободу проповеди, но в Англии особого
успеха не имели. В середине 18-го века баптисты создали "Проповеднический союз"
и развили бурную деятельность в Сев. Америке, главным образом, среди негров и достигли большого
успеха. Затем они направили свою деятельность в Азию - Японию, Китай, Индию.
В 1814 г. в Соед. Штатах был создан "Баптистский Союз," имевший к концу 19-го
века огромное число миссионеров. Он пользовался успехом в Германии (с центром
в Гамбурге). Оттуда баптизм начал насаждаться в России. Баптисты разделены на
различные течения.
|