Николай Тальберг
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ
Об авторе - К
оглавлению.
Положение
Церкви на Востоке.
Патриаршее
управление.
Управление
греко-восточной церковью, как и в прежние века, сосредоточивалось в руках четырех
православных патриархов - Константинопольского, Александрийского, Антиохийского
и Иерусалимского. Константинопольский патриархат, занявший еще с 7-го века первенствующее
положение в ряду прочих патриархатов, сохранил за собой это положение и теперь.
Он стоит во главе важнейших событий церковно-исторической жизни, принимает деятельное
участие в разрешении общецерковных вопросов
и своим авторитетом дает силу тем или другим решениям. Остальные патриархи востока,
находясь под игом мусульман и латинян и имея небольшие паствы, принимали меньшее
участие в общецерковных делах и имели меньший авторитет (были случаи, когда
им, теснимым, приходилось оставлять свои кафедры и проживать в Константинополе,
имея только титул патриархов). Но при этом они не были в подчинении у патриарха
Константинопольского. Взаимные отношения всех восточных патриархов представляли
союз равных по достоинству и власти иерархов. Константинопольский патриарх по
внешним причинам, был только первым среди равных, он не имел права повелевать
другими или своей властью без их согласия решать общецерковные дела. История
попыток к соединению с латинянами полностью это подтверждает. Император и патриархи
Константинополя для переговоров всегда приглашали восточных патриархов. Так,
в первой половине 13 века, когда шли переговоры латинян с никейским императором
Иоанном Дукою (1222-55 г). и патриархом Германом, Герман сказал папским легатам,
что без восточных патриархов ничего нельзя решать. Во время лионской унии имп.
Михаил Палеолог прилагал все старания получить согласие на унию от патриарха
Александрийского, Афанасия III, проживавшего в то время в Константинополе. На
Флорентийском соборе восточные патриархи в лице своих уполномоченных принимали
самое живое участие во всех совещаниях по вопросу о соединении церквей. Если
случалось, что константинопольский патриарх превышал свою власть и хотел сам
решать общецерковные дела, то другие патриархи давали ему твердый отпор. Так
было после Флорентийского собора, когда восточные патриархи осудили константинопольского
патриарха Митрофана Кизикского, а потом низложили другого - Григория Мамму.
Еще менее возможно было подчинение во внутренних делах по управлению патриархатами.
Каждый патриарх управлял своей епархией полностью самостоятельно и независимо
один от другого.
Как и в прежние века, патриархи не были единоличными правителями
церкви. Существовала соборная форма управления, и патриархи разделяли
свою власть с соборами. Теперь мы больше не видим вселенских соборов, так как
вопросы веры, для которых они собирались, были определены все; теперь мы видим
только соборы поместные. Они были двоякого рода: соборы частные,
из одного патриарха и подчиненными ему митрополитами и епископами, и соборы
общие, в которых принимали участие все или некоторые патриархи, лично
или через уполномоченных. Соборы первого рода, или иначе синоды, действовали
постоянно. Круг их полномочий был весьма обширен: вместе с патриархом они надзирали
за всеми частями церковного управления, разбирали дела о ересях и еретиках (напр.,
богомильская ересь), вершили суд над епископами и митрополитами и даже иногда
над патриархами, избирали кандидатов на епископские кафедры и тому подобное.
Соборы же второго рода составлялись весьма редко из-за стесненных политических
обстоятельств. Только особо важные дела, касавшиеся всей греко-восточной церкви,
вынуждали их, несмотря на все препятствия, составлять общие поместные соборы.
К такого рода делам относятся, напр., попытки олатинить восточную церковь при
посредстве флорентийской унии. По этому поводу состоялось два собора в Иерусалиме
(1443 г). и Константинополе (1450 г.).
Отношение
императоров к патриархам.
Византийские
императоры издавна принимали большое участие в церковных делах и имели сильное
влияние на представителей церковной власти - патриархов. Однако патриархи, имевшие
кафедры в странах, не входивших в состав империи, не находились под влиянием
императоров, кроме тех случаев, когда они проживали в Константинополе. Патриархи
же Константинопольские испытывали большие притеснения от императоров, главным
образом от их участия в избрании и низложении патриархов. Избрание и низложение
полностью зависело от императоров, а духовенство при этом имело второстепенное
значение. Порядок избрания патриархов был такой. Епископы, составлявшие поместный
собор или синод, избирали трех кандидатов, писали их имена на бумажках и тянули
жребий. Но так как в синоде председательствовал император, то дело избрания
направлялось так, чтобы жребий пал именно на лицо, угодное императору. Избирая
кандидата на патриаршую кафедру, императоры не обращали внимание на достоинства
и способности избираемых; им было нужно иметь на кафедре полностью преданных им людей, не
способных оказывать какое-либо противодействие. Один византийский историк (Георгий
Акрополит), говоря об избрании преемника патриарху Мануилу в середине 13-го
века, делает такое замечание: "цари вообще хотят, чтобы патриархами были люди
смиренные, недалекие по уму, которые бы легко уступали их желаниям, как признанным
постановлениям." Другой историк (Никифор Григора) 14-го века дает такое же точно
свидетельство. Например, при Андронике II Палеологе (около 1320 г.) патриархом
был избран Герасим, седой старик, потерявший слух, абсолютно необразованный,
который был послушным орудием царя. Цари,- говорит историк, - на такие высокие
места и выбирают таких людей, которые беспрекословно подчиняются их приказам,
как рабы, и не оказывают никакого противодействия. А Иоанн Кантакузен, соправитель
Андроника III младшего, употребил следующую хитрость при избрании в патриархи
священника своей домашней церкви, Иоанна Калекаса. Члены синода не соглашались
избрать его; Кантакузен уговорил их поставить его архиепископом; когда же те
согласились, он потребовал, чтобы избрали его в патриархи, так как он, как и
все епископы, имеет право на занятие патриаршей кафедры. Если патриарх был неугоден
императору, то последний всегда имел возможность низвергнуть его. В таких случаях императоры
прибегали к интригам, добавляя доносы и обвинения (обыкновенно несправедливые)
и заставляли архиереев произносить осуждение на них и низлагать. Таким образом,
низложение совершалось с соблюдением всех, установленных законами, формальностей,
хотя бывали случаи, когда императоры обходились и без этого. Примеров низложения
патриархов в описываемую эпоху множество. Вот некоторые из них. В конце 12-го
века Исаак Ангел низложил и заточил, одного за другим, четырех патриархов -
Василия Каматира, Никиту, Леонтия и Досифея. Также распоряжался патриаршей кафедрой
и Михаил VIII Палеолог в 13 веке. Низложив благочестивого патриарха Арсения,
он поставил на его место Германа; когда тот оставил кафедру, поставил
Иосифа, низвергнув его потом за противодействие
унии, затем поставил Иоанна Векка; даже и этого удалил, но возвратил только
в угоду папским легатам. По поводу низложения патриарха Арсения и поставления
Иосифа в церкви даже образовался раскол (арсенианский),
который окончился только в 1312 году.
Вследствие такого произвольного
со стороны византийских императоров распоряжения патриаршей кафедрой, нередко
случалось, что ее занимали люди недостойные и неспособные. Но все же было несколько
замечательных патриархов, проходивших свое служение достойным образом. Таковы,
напр., из константинопольских патриархов второй половины 11-го века: Николай
Грамматик, известный своей любовью к просвещению и любимый народом; 12 в. -
Михаил Каракуа, благочестивый и просвещенный патриарх,
Козьма Аттик, отличавшийся святой жизнью и благотворительностью; Михаил Анхиалий,
ревностный защитник православия против латинян; Феодосий, человек честный и
праведный; 13 в. - Арсений, человек строгой и благочестивой жизни; Афанасий,
строгий отшельник и ревностный исправитель нравов клира, его обличений боялись
даже царские дети; 14 в. - Иоанн Гликис, просвещенный и трудолюбивый пастырь
и другие. Других восточных патриархов известно немного, сохранились одни только
имена. Из Александрийских патриархов замечательны: Николай I (около 1200 г.),
переписывавшийся с папой Иннокентием III об освобождении от турок Египта при
помощи крестоносцев; Николай II, бывший на соборе в Константинополе, низложившем
Арсения, и державший его сторону; Афанасий III, принимавший живое участие в
делах константинопольской церкви во время лионской унии; 15 в. - Филофей, осудивший
вместе с другими патриархами флорентийскую унию. Из иерусалимских патриархов
замечательны: Лазарь (14 в.), подвергавшийся страшным истязаниям за веру от
турок в Египте; Иоаким (15 в.), осудивший флорентийскую унию, и другие.
Имущества
церквей, содержание духовенства.
Имущества
церквей, движимые и недвижимые, в описываемую эпоху подвергались значительному
сокращению. С одной стороны, сами императоры для увеличения государственных
доходов или из корыстолюбия, захватывали церковные имущества, с другой, - завоеватели
- турки и крестоносцы отнимали у церквей их достояние. Так еще в 10-м веке император
Никифор Фока, из корыстолюбия, присвоил себе некоторые церковные земли и запретил
законом делать духовные завещания в пользу церквей. Того же домогался во второй
половине 11-го века Исаак Комнин (1057-59 г). для поправления расстроенных финансов
государства, но встретил сильное противодействие со стороны тогдашнего патриарха
Михаила Керуллария. В 12-м веке Мануил Комнин (1143-80 г). вновь поднял вопрос
о недвижимых церковных имуществах и повторил закон Никифора Фоки против их увеличения.
Еще смелее и бесцеремоннее обращались императоры с движимой церковной собственностью,
а именно с церковными драгоценностями, так как их было быстрее и удобнее обратить
в ценные знаки. Император Алексей Комнин (1081-1118 г.), готовясь к войне с
Робертом Гюискаром, взял из константинопольских церквей золотые и серебряные
оклады с икон и обратил их в деньги, несмотря на недовольство духовенства и
ропот народа. А император Исаак Ангел (1185-1204 г). в первое свое правление
допустил настоящее святотатство. Он, по свидетельству историка (Никиты Хониата),
брал из церквей священные сосуды и употреблял их за собственным столом, снимал
оклады с крестов и Евангелий и делал из них для себя ожерелья и цепи и прочие
украшения. В оправдание своего святотатства он утверждал, что царям позволительно
делать все и что между Богом и императором в управлении земными делами отнюдь
нет несоединимого и неощутимого расстояния. Тот же Исаак со своим сыном, царевичем
Алексеем, окончательно ограбил все церковные драгоценности, для уплаты крестоносцам
4-го похода (за возвращение ему престола). С завоеванием же Константинополя
крестоносцами в 13-м веке все движимые и недвижимые имущества были присвоены
латинянами. То же было и в других восточных патриархатах, где имущество было
отнято сначала турками, а потом латинянами при крестоносцах. После отнятия у
латинян Константинополя, недвижимые имущества церкви были возвращены, по крайней
мере, некоторые. Император Михаил Палеолог тогда даровал церкви доходы, приписал
к ней некоторые сёла, а другие жаловал в пользу священнослужителей. В других
же патриархатах, после падения на востоке государств, основанных крестоносцами,
церковные имущества перешли опять к туркам. У церквей остались одни здания,
которые тоже иногда подвергались разрушению и грабежу со стороны турок.
При сокращении и отнятии недвижимых
церковных имуществ, духовенство лишалось основного источника своих доходов.
Даже в константинопольской церкви имений осталось так мало, и они были так разорены,
что доходов от них не хватало на содержание патриарха и его клира. В 14-м веке,
при патриархе Гликисе, в синоде два раза обсуждался вопрос об оказании материальной
помощи константинопольской церкви со стороны подчиненных патриарху епархий.
В 1324 году синод, действительно, обложил епархии ежегодными податями в пользу
патриарха. Вообще же в то время единственным источником содержания духовенства
были сборы за совершение церковных треб и пожертвования в пользу клириков. Количество
этих сборов зависело от расположения и усердия православных христиан. В константинопольской
церкви эти доходы собирал и хранил великий скевофилакс. Затем, ежемесячные доходы
распределялись между клириками, сообразно должности каждого. Так, лица, принадлежавшие
к первой пятерице, а также протопопа (из шестой пятирицы) получали двойную часть;
принадлежащие ко второй пятерице - полторы
части, к третьей - одну часть с четвертью; остальные же клирики получали по
одной части.
Состояние
просвещения при Комнинах и Палеологах.
Оживление
духовного просвещения, начавшееся в греко-восточной Церкви в середине 9-го века,
в последующие века, особенно при императорах из рода Комнинов и Палеологов (первые
1050-1250, вторые 1250-1453 гг.), усилилось еще более. Многие из императоров
обладали богословским образованием, любили сами заниматься вопросами богословия
и покровительствовали в этом другим. Центром просвещения как светского, так
и духовного были Константинополь и Фесалоники или Солунь. Характер ученой и
литературной деятельности был тот же, как и в 9-м веке. Это было собирание творений
древнегреческих отцов Церкви и учителей
ее, тщательное их изучение, и на их основании составление новых сочинений. Изучение
древнеотеческих творений вызывалось, между прочим, попытками к соединению церквей.
Одни хотели найти в писаниях отцов оправдание особенностям в учении Римской
церкви, другие, большинство - напротив, искали и находили в них опровержение.
К этому богословы присоединяли еще изучение творений языческих писателей и философов
древне-классического мира, вследствие чего многие из них обладали обширными
познаниями и в светских науках. Следствием этого в ту эпоху было замечательное
обилие богословской литературы. Излагалось догматическое учение, велась полемика
с латинянами и еретиками, опровергалось мусульманство, иудейство, язычество,
составлялись толкования на св. Писание, изъяснялись каноны Церкви, писались
нравоучительные сочинения и т. п. Но в произведениях писателей этого времени,
незаметно для самостоятельной деятельности, почти они все были только хорошими
компиляторами.
Церковные
писатели в веке Комнинов.
В
ряду церковных писателей первое место занимает Михаил Пселл (ум. в 1106 г.).
Он был богослов, философ, историк, математик, оратор и даже врач. В одном своем
сочинении, вроде энциклопедии, он пишет о догматическом и нравственном учении,
кратко излагает содержание всех наук и даже трактует о поваренном искусстве.
Он воспитывался в Афинах и был в Константинополе учителем философии и сенатором,
а потом воспитателем детей имп. Константина Дуки (1059-67), имел большое влияние
на дела управления. В правление своего воспитанника, Михаила VII, он впал в
немилость при дворе и около 1076 года удалился в обитель. Из богословских сочинений
Пселла наиболее замечательны: толкование на Песнь Песней, главы о Св. Троице
и о Лице Иисуса Христа.
Феофилакт, архиепископ Охридский
в Болгарии (ум. В 1108 г.). До своего посвящения в сан архиепископа он был воспитателем
сына имп. Михаила VII, Константина Порфирородного, почему, будучи уже архипастырем,
переписывался с лицами из царской семьи. Он, будучи образцовым пастырем, много
заботился об исправлении нравов своей паствы. Замечателен, как толкователь св.
Писания. Ему принадлежит толкование на весь Новый Завет, кроме Апокалипсиса,
и из Ветхого Завета, на некоторых малых пророков. Он держится преимущественно
толкований св. Иоанна Златоуста, часто только сокращая его беседы. Его толкования
всегда пользовались большим уважением в Русской Церкви. Он писал в духе христианского
миролюбия, по поводу различия в учении и обрядах латинской церкви с греческой.
Имеется еще много его писем к разным лицам.
Евфимий Зигабен (ум. около 1118
г.), монах одного константинопольского монастыря. Замечательный богослов и экзегет
своего времени. Своей ученостью он приобрел благодарность имп. Алексея I Комнина
и находился в близких отношениях с ним. Последний, сильно заботившийся об обращении
появившихся богомилов, а также других еретиков, приказал ученым богословам собрать
все написанное отцами в опровержение всех еретиков христианской Церкви. Из собранного
материала он поручил Зигабену составить полемическое сочинение. Им написан труд
в 4 главах, который Алексей Комнин назвал: "Догматическое всеоружие православной
веры, или оружейная палата догматов." В сочинении опровергаются все ереси, начиная
с Симона волхва, включеная иудеев, мусульман и латинян, и кончая богомильством.
Кроме самостоятельного разбора богомильства, все остальное - компиляция. Замечательно
также толкование Зигабена на все Евангелия и на псалмы. Он приводит такие места
из толкования древних отцов, которые без него остались бы неизвестными.
Евстафий, архиепископ Солунский,
живший и действовавший почти в течение всего 12-го века. Родом из Константинополя,
он воспитывался в монастыре, где принял постриг. Потом стал архидиаконом Софийской
церкви. В 1175 году был поставлен архиеп. Солунским и проходил свое служение
с величайшей ревностью, особенно выделяясь как проповедник. Во время несчастий
он утешал и поддерживал жителей Солуни, заботился о чистоте их нравов, особенно
трудясь над исправлением монашеского образа жизни. После него осталось много
слов, посланий и писем. Все они дышат ревностью св. Иоанна Златоуста. Архиеп.
Евстафий вооружался, главным образом, против внешнего и лицемерного богопочтения
мирян и монахов, и внушал, что только внутреннее расположение души имеет цену
перед Богом и облагораживает человека. По своему благочестию, ревности и высоким
нравственным качествам, он занимает первое место в ряду образцовых пастырей
Церкви того времени. Славен он особенно, по отзыву епископа Арсения, трудами:
"Догматическое и грамматическое истолкование канона св. Дамаскина, поемого во
св. Пятидесятницу," "Рассуждение о необходимых исправлениях в монашестве." Он
писал комментарии на Гомера, которые обнаруживают в нем большую ученость. Скончался
он в 1194 году.
Николай, епископ Мефонский, в Морее жил во второй половине
12-го века. Один из ученейших богословов своего времени. В его время страсть
к изучению древней философии, особенно платонической, и увлечение ею доходили
до унижения и забвения христианского вероучения. Многие отдавали преимущество языческой философии перед
христианством и даже насмехались над простотой и безыскусственностью христианского
вероучения. Такое направление просвещения вызвало еп. Николая на полемику с
языческой философией. Он написал: "Опровержение Богословского наставления платонического
философа Прокла, чтобы читающие не соблазнились в истинной вере." При составлении
этого сочинения он руководствовался творениями св. Григория Богослова. Кроме
того, он писал сочинения о заблуждениях Римской церкви, главным образом, по
вопросу об исхождении Св. Духа и от Сына.
В числе амечательных писателей 12
века значатся Феодор Вальсамон, хартофилакс константинопольской Церкви, а впоследствии
патриарх Антиохийский, и Иоанн Зонара, монах одного из восточных монастырей.
Оба они, и особенно первый, были замечательными законоведами своего времени
и оставили объяснения на апостольские и соборные правила.
Писатели
в век Палеологов.
В
это время литературный интерес сосредоточивался на полемике с латинянами. Кроме
того, константинопольскую Церковь занимали споры варлаамитов и паламитов, по
этому поводу было написано несколько сочинений. Выдающимися писателями века
Палеологов были:
Никифор Влеммид, живший в середине
13-го века, благочестивый и ученый монах. При никейском императоре Феодоре Ласкарисе
II (1255-59 г). ему предлагали патриарший престол, но смиренный инок отказался
от него ради уединенной и подвижнической жизни. Он был замечательный богослов
и философ. Очень многие греки того времени обязаны ему своим образованием. Тогда
как правительство хлопотало об унии по политическим соображениям, а народ не
хотел ее, Никифор Влеммид подавал голос за соединение церквей по чисто религиозным
побуждениям. Бесстрастный и холодный ко всем мирским расчетам, он желал соединения
церквей для блага Церкви. С этой целью он писал сочинения в пользу унии, стараясь
найти согласительное учение об исхождении Св. Духа.
Во время Лионской унии писали против
латинян: Георгий Машампар, библиотекарь константинопольской церкви. Его сочинения
не дошли до нас. Константин Акрополит, великий логофет. Его сочинения впоследствии,
с его согласия, были сожжены, так как они вызывали религиозным споры. Много
было и других писателей, большей частью безыменных.
В 14 веке замечательны: Нил Кавасила,
архиепископ Солунский (ок. 1340 г.). Он был горячим противником латинян и поборником
Православия. Оставил следующие полемические сочинения: "О причинах разделения
Церквей" и "О первенстве папы."
Св. Григорий Палама, также архиепископ
Солунский. Он происходил от знатных и богатых родителей. Несмотря на это, он
захотел проводить нищенскую и подвижническую жизнь на Афоне, где был игуменом
есфигменского монастыря. Около 1347 года Иоанн Кантакузен поставил его архиепископом
Солунским. Долгое время он проходил свое пастырское служение с большой ревностью.
Когда известный Варлаам выступил против афонских монахов, обвиняя их в ереси
(о чем речь пойдет в другом разделе), Палама горячо защищал их и написал по
этому случаю несколько сочинений. Против
латинян Палама написал сочинение об исхождении Св. Духа от одного Отца.
От него осталось несколько проповедей. Скончался в 1360 году митрополитом Солунским.
Николай Кавасила, племянник Нила
и после Паламы архиепископ Солунский (ум. ок. 1390 г.). Он был человек ученейший,
с мистически-благочестивым образом мыслей. Подобно своим предшественникам, он
был противником латинян и защитником афонских монахов. От него остались следующие
сочинения: "Толкование на божественную литургию," семь книг "О жизни во Христе,"
слово на ростовщиков и Опровержение на Фому Аквината.
Иоанн VI Кантакузен, в середине
14 в. - правитель империи. Он замечателен своими апологетическими сочинениями
против мусульман и иудеев. В 1355 году он постригся в Манганском столичном монастыре,
потом был иноком на Афоне. Скончался после 1375 г.
В середине 14 века писал против
иудеев свои апологетические сочинения Феофан, архиепископ Никейский.
Из писателей 15-го века замечательны:
Симеон, архиеп. Солунский (ум. 1429 г.). Ревностный и образованный пастырь того
времени, известен благочестием. Он был противником унии и вооружался против
нее в своих сочинениях. Симон оставил после себя замечательное сочинение: "О
вере, обрядах и таинствах церковных." В нем он излагает православное учение
с присоединением опровержения на еретиков, в том числе и латинян, а кроме того,
дает превосходное изъяснение о храме, церковных обрядах и таинствах. Написал
он песнопения в честь святых. Был архипастырем 25 лет.
Св. Марк Евгеник, епископ Ефесский
(ум. 1447 г.). Известен своей ревностью в отстаивании Православия на Флорентийском
соборе. На смертном одре он умолял константинопольского патриарха Геннадия II
продолжать борьбу с латинянами, что тот и выполнил. Из его сочинений известны:
окружное послание ко всем православным, обширное исповедание веры и разговор
между латинянами и греком о прибавке к Символу. В "Страннике" (1872 г). был
напечатан его ответ царю Иоанну Палеологу на его недоумения касательно нравственной
немощи человека. В 1859 г. Норовым были изданы на греческом
языке с русским переводом его Окружное послание, Назидательные мысли, письмо
Схоларию и Исповедание при кончине.
Ересь
богомильская.
Ересь
богомильская стоит в тесной связи с ересями павликианской и особенно евхитской,
распространившимся в 10 и 11 веках во Фракии. Павликиане и евхиты возобновили
древние гностико-манихейские воззрения. Из Фракии они перешли в соседнюю Болгарию
и в 12 веке образовали особую еретическую систему, под названием богомильства
(от слов Бог и милуй). Оно отличается от павликианства тем, что начала - доброе
и злое - признает несамостоятельными, а подчиняет их еще высшему доброму существу
и в этом случае напоминает тот древний персидский дуализм, по которому доброе
(Ормузд) и злое (Ариман) начала объединились в одном вечном Верховном Существе
(Церуане Акерене). От евхитства же богомильство отличается только полнотой и
законченностью системы и представляет как бы дальнейшее развитие евхитства.
Учение богомилов состоит в следующем.
Высочайший Бог имел первородного сына, Сатанаила, который занимал после Него
первое место и начальствовал над всеми ангелами. Гордый сознанием своего могущества
и славы, Сатанаил захотел сделаться независимым от Отца, и с частью подчиненных
ему духов, восстал против Него. За это он вместе с отпавшими духами был низвержен
с неба. Но Сатанаил не смущается этим и задумывает основать свое независимое
царство. Так как божественное достоинство и творческая сила не были еще отняты
у него, то он сотворил из хаоса новое небо и новую землю. Вместе с тем он образовал и тело первого человека,
Адама, но попытки его сообщить этому телу живую душу оказались неудачными. В
такой крайности Сатанаил обратился к Высочайшему Отцу с просьбой послать свое
божественное дыхание для оживления человека. При этом Сатанаил предполагал,
что он будет властвовать над телесной природой человека, а Отец - над духовной,
и что человек своей духовной природой заменит Отцу отпавших ангелов. Высочайший
Отец сжалился над неудачей сына и послал свое божественное дыхание. Явился первый
человек Адам. Таким же образом была сотворена и Ева. Но скоро Сатанаил стал
сожалеть об обещании, данном Отцу, относительно владычества над духовной природой
человека, так как он завидовал людям, которые должны были занять место отпавших
ангелов. Для этого, войдя в змия, он соблазнил Еву, и произвел от нее Каина
и сестру его Каломену. Он рассчитывал, что его собственное потомство возьмет
перевес над потомством Адама и внесет в человеческий род испорченность и растление.
Действительно, Каин убил сына Адамова, Авеля; представитель злого начала поразил
представителя добра.
После этого Сатанаил успел подчинить
себе весь род человеческий, так что немногие на земле из людей имели понятие
о своем первоначальном назначении - заменить падших ангелов, и немногие достигали
этого назначения. Доведенные до забвения своего предназначения, люди почитали
самого Сатанаила за верховного бога. Моисей, бывший его орудием через закон,
данный иудеям, особенно распространил такое представление о Сатанаиле. Долгое
время он держал, таким образом, в порабощении весь род человеческий. Наконец,
Высочайший Бог решился освободить человечество от власти Сатанаила. В 5500 году
от сотворения Сатанаилом видимого мира Он произвел от Себя второго (младшего)
сына, который и есть Иисус или Слово, и который, как глава и начальник ангелов,
называется у богомилов еще Михаилом. Иисус явился в мир в эфирном теле, имевшем
только вид человеческого тела, пройдя через Деву Марию незаметно, так что Она
сама не знала, как нашла его младенцем, лежащим перед Нею в пещере. Вся жизнь
Иисуса среди людей также была призрачная, хотя он действовал и учил так, как
описано в Евангелиях. Сатанаил, считая его обыкновенным человеком, стремящимся
поколебать его владычество над людьми, довел его до смерти, которая была, конечно,
призрачной. Но Иисус через три дня явился Сатанаилу во всем своем божественном
величии, оковал его цепями и отнял у него божественное достоинство и божественное
имя, заключавшееся в конечном слоге его имени - ил или эл, после
чего он стал называться просто сатана. Затем Иисус вознесся на небо, занял второе
после Отца место и получил власть над всеми ангелами. Для продолжения и окончательного
совершения его дела на земле, Отец произвел из Себя еще вторую силу, Святого
Духа, Который и действует на души людей. Души богомилов, ощущающие в себе действие
Св. Духа, принимающие Слово Божие и сообщающие его другим, есть истинные "богородицы."
Люди с такими душами не умирают, но, отбросив телесную оболочку, как бы во сне,
переселяются в царство небесного Отца. После того, как Дух Святой совершит дело
освобождения людей от материи, и их души займут место в царстве небесного Отца,
все придет в первоначальный вид. Материя, в том числе и человеческие тела, обратится
в хаос, а Иисус и Дух Святой возвратятся в Отца, из Которого истекли.
Из теоретического учения богомилов
вытекали их взгляды на Православную Церковь, ее верования и учреждения. Считая
только себя просвещенными Св. Духом, они смотрели на Церковь, как на плотскую,
на христиан, как на людей, в которых плотское начало берет перевес, и т. д.
Таинства Церкви они отвергали. Крещение, напр., называли крещением водой; вместо
него совершали свое крещение, которое называли духовным. Оно состояло в том,
что на вступающего в их общину они полагали евангелие от Иоанна (апокрифическое),
произносили над ним молитву "Отче Наш" и призывали Св. Духа. Таинство Евхаристии
также отвергали в том убеждении, что истинное общение со Христом есть духовное.
Отвергали, как плотское, почитание Пресвятой Богородицы, святых, их мощей, почитание
креста Господня и икон - все отвергали. В жизни богомилы были строгими аскетами,
- не вступали в брак, не употребляли мясной пищи и т. п. Источником своего учения
они признавали все св. Писание Нового Завета, кроме Евангелия Иоанна, вместо
которого у них было свое апокрифическое Иоанново евангелие, из Ветхого же Завета
они принимали псалмы и пророков. Кроме того, у них были в широко распространены
апокрифические сочинения. В устройстве своей общины богомилы хотели подражать
апостольской Церкви, - у них было 12 апостолов, над которым возвышался еще главный
начальник секты.
В первый раз богомильская ересь
была обнаружена византийским правительством в начале 12-го века. О ней ходили
темные слухи, на которые имп. Алексей Комнин обратил внимание. После розыска
удалось узнать, что во главе секты стоит монах Василий. Пригласив к себе этого
монаха, император притворно выказал желание сделаться членом его общества, и
просил рассказать об их учении. Василий поддался хитрости и открыл все, относящееся
к секте. Между тем во время этой беседы в соседней комнате, отделенной только
занавеской, сидели скорописцы и записывали его слова, здесь же были собраны
духовные и светские лица. Поэтому, когда Василий кончил и приподнялась завеса,
над ним тотчас же начался суд. Василий не отказывался от своих слов. Его заключили
в тюрьму. Вместе с ним схватили многих других богомилов, в том числе и 12 апостолов,
и также заключили в тюрьму. Одни из них признали себя принадлежащими к секте,
другие не признали. Чтобы узнать, кто из заключенных действительно принадлежит
к богомильской ереси, император употребил следующее средство. Объявив, чтобы
все готовились к смертной казни, он приказал поставить на площади два костра
и при одном из них крест. Те, которые, идя на казнь, молились перед крестом,
признаны были не принадлежащими к секте, и после наставления были отпущены.
Прочие же были посажены в тюрьму на пожизненный срок. Сожжен был только один
Василий (1119 г.). Несмотря на такие строгие меры, секта богомилов не уничтожилась.
Втайне, особенно по монастырям, она продолжала существовать. Впоследствии, в
13-м веке, патриарх Герман (1221-39 г.) в своих беседах вооружался против богомильских
мнений. Из Болгарии эта ересь, вследствие сношений русской церкви с болгарской,
проникла в Россию.
Споры
варлаамитов и паламитов.
Около
40-х годов 14-го века в Константинополь прибыл из Калабрии монах Варлаам, человек
образованный. Побывав в Фессалонике, он посетил Афон. Здесь один простодушный
пустынник, проводивший созерцательную жизнь, сообщил ему, что афонские пустынники
удостаиваются созерцанию божественного света телесными очами, приготовляясь
к этому искусственными средствами. А именно, садясь в углу своих келий, они
крепко прижимают к груди подбородок, устремляют глаза на нос, удерживают по
возможности дыхание и впадают в грустное настроение. Затем, если они находятся
в таком положении долгое время, грустное настроение сменяется неизреченной радостью
и при этом является блистающий свет, который они называют "несотворенным божественным."
Монахи, достигшие такого созерцания, называли себя покоящимися. Варлаам, выпытав
у доверчивого пустынника эти сведения, стал обвинять афонских монахов в мессалианской
ереси, называя их исихастами, квиетистами, омфалопсихами и т. п. Он даже донес
о них императору Андронику III Палеологу (1328-41 г.) и патриарху Иоанну. В
1341 году по этому вопросу был собран собор в Константинополе. Между тем, сторону
афонских монахов принял известный тогда Григорий Палама, придерживавшийся, вместе
с афонскими монахами, созерцательного, мистического направления. Возражая Варлааму,
он говорил, что эти сведения об искусственном приготовлении к божественному
свету он заимствовал у простых монахов, а не у образованных. Но в то же время
Палама утверждал, что видимый телесными очами свет есть божественный, который
видели и апостолы на Фаворе во время Преображения Господня. Варлаам после этого
обвинил и самого Паламу в двубожии.
На соборе 1341 года присутствовали
Палама и Варлаам. Здесь об афонских монахах не рассуждали. Вопрос поставлен
был теоретически, а именно - видимый телесными очами свет, в котором является
Божество, есть ли свет Божественный и несотворенный, или сотворенный. Палама
доказывал, что следует отличать Существо Божие от проявления или
обнаружения Его действования. Существо Божие невидимо, те же атрибуты,
при которых Оно проявляется, например, свет, видимый телесными очами; свет этот
как принадлежность Божества есть несотворенный. Варлаам продолжал утверждать,
что свет, в котором является Божество, не есть принадлежность Божества, что
он есть творение, так как кроме Бога, нет ничего несотворенного, и что мнение
Паламы ведет к двубожничеству. Собор склонился на сторону Паламы и вынес осуждение
Варлааму. После этого Варлаам удалился в Калабрию и перешел там в латинство.
Но споры не кончились. У Варлаама остались ученики, которые продолжали нападать
на мнение Паламы. Таков Георгий Акиндин. Поэтому в том же году собрался еще
один собор, на котором Акиндин был осужден и потом сослан в заточение, а учение
Паламы утверждено. Вскоре затем умер имп. Андроник. По малолетству его сына,
государством управляла его мать Анна и опекун Иоанн Кантакузен. Анна и патриарх
Иоанн приняли сторону варлаамитов, а Кантакузен - паламитов.
В 1345 году патриарх и императрица
успели составить собор и осудили на нем Паламу. Но скоро Кантакузен сам сделался
императором и на соборе 1347 года низложил патриарха за принятие мнений Варлаама.
Затем в 1351 году состоялся еще один собор по поводу тех же споров. На этом
соборе мнения варлаамитов защищал известный ученый того времени Никифор Григора.
Но Палама и здесь одержал полную победу. Его учение вновь было утверждено. Варлаамитов
и Григору преследовали, но, несмотря на это, они продолжали полемику с паламитами,
в которой принял участие знаменитый писатель Николай Кавасила. После Кантакузена,
который в 1355 году поступил в монастырь, споры окончились сами собой.
Состояние
Богослужения.
Чин
Богослужения в греко-восточной церкви был полностью определен еще в предыдущие
века. В описываемое время никаких перемен не произошло. В восточной церкви не
произошло тех отступлений и нововведений, какие существовали в это время в западной
церкви. Напротив, восточная Церковь, в связи с отступлениями церкви Западной,
поставила для себя задачей сохранение богослужения в его древнем чине. Так,
она особенно настаивала, чтобы Крещение совершалось через погружение, а не через
обливание, как на Западе; чтобы миропомазание совершалось вместе с крещением
и не только епископами, но и священниками, чтобы Евхаристия совершалась на квасном
хлебе, а не на опресноках, чтобы все верующие, не исключая и мирян, причащались
под обоими видами, то есть Тела и Крови Христовой, и проч. Сохранением древнего
богослужебного чина Восточная церковь нередко доказывала свою правоту в спорах
с латинянами. Если же появлялись попытки нарушить древний богослужебный чин
(например, во время господства латинян в Константинополе или во время лионской
и флорентийской уний), то православные востока сильно восставали против этого
и с негодованием отвергали вводимые латинские обряды. Восточная церковь, по
требованию времени и обстоятельств, делала добавления к богослужебному чину,
которые в сущности не касались самого чина (как на Западе), а касались только
установления новых праздников и церковных песнопений. Так, в конце 11 века было
установлено празднование в честь трех святителей: Василия Великого, Григория
Богослова и Иоанна Златоуста, в 30-й день января. Во избежание споров, кто из
этих святителей заслуживает большей чести,
было установлено празднование им в один день.
В 12-м веке был установлен праздник
Происхождения честных древ животворящего Креста, в 1-й день августа. Повод установления
следующий. Византийский император Мануил Комнин I (1143-80 г). и русский князь
Андрей Боголюбский в один день, 1 августа 1164 г., одержали победу - первый
над турками, второй над камскими болгарами. При этом они видели одинаковое осенение
своих войск светом, исшедшим от креста Господня и икон, находившихся в войске.
В память такой явной помощи Божией православным против врагов христианства и
был установлен этот праздник, получивший свое названия от обычая выходить в
этот день с крестом и иконами на реки и источники. Кроме того, было установлено
много праздников в честь святых. Было составлено
много канонов и акафистов Спасителю, Божией Матери, святителям и проч. Так в
11-м веке Никита Стифат, монах Студийского монастыря, написал канон святителю
Николаю; Иоанн, митрополит Евхаитский - каноны Иисусу Христу, Божией Матери,
Ангелу Хранителю, трем святителям и другие. В 12 веке Феоктист, монах Студийского
монастыря, пересмотрел минею на ноябрь месяц и сделал некоторые добавления.
Его Минея сходна с нынешней ноябрьской минеей.
В 13-м веке император Феодор Ласкарис
составил канон Богоматери, с тропарями и стихирами, об утолении бед; в 13 же
веке Иоанн Кукузель, начальник императорского хора, впоследствии афонский монах,
исправлял и составлял мелодии для стихир, тропарей, кондаков и вообще для всей
церковной службы, и также сокращал и изменял текст песнопений. В 14 веке Феолипт,
митрополит Филадельфийский, составил каноны: о Страшном Суде, Господу Иисусу
Христу и Богоматери, а Исидор Бухирас, патриарх Константинопольский, составил
акафисты архангелу Михаилу, Иоанну Предтече,
святителю Николаю и друг. Во второй половине 14-го века прославился своей песнью
Богородице: " О Тебе радуется" - Григорий Кукузель. Но самым плодовитым писателем
церковных песней в 14 веке был патриарх Константинопольский Филофей (ум. 1376
г.). Он составил много канонов, акафистов, тропарей, молитв и проч. В 15 веке
известны были своими богослужебными песнями Симеон Солунский и Марк Ефесский.
Их песнопения в богослужении в настоящее время не употребляются.
Состояние
христианской жизни.
Христианская
жизнь в греко-восточной церкви в ту эпоху представляет мало светлых и привлекательных
сторон. Падение нравственности, появившаееся еще раньше, достигло в 11-15 столетиях
громадных размеров. Святые истины христианской нравственности были забыты, или
сделались мертвыми, не прилагаемыми к жизни правилами. Один византийский историк,
Никифор Григора, объясняет общий упадок нравственности в связи с исчезновением
обычая учить народ: в домах, в семейном кругу, через священников. Он так характеризует
состояние современного ему общества: "души всего христианского мира блуждают
точно по какой-то непроходимой и безводной пустыне. Бессовестность дошла до
того, что за один обол дают с той и другой стороны страшнейшие клятвы... Все
слилось в безразличную массу, люди впали в бессмысленное состояние, и не стало
человека, который бы мог сам решить, что полезно и какими признаками отличается
благочестие от нечестия." Действительно, греки так глубоко пали в нравственном
отношении, что даже в международных сношениях получили позорное прозвище лживых,
лукавых и льстивых (Никита Хониат). Если мы встречаем в греческом обществе проявление,
по-видимому, благочестивой настроенности, например, постройка императорами церквей,
монастырей, раздача милостыни, усердие к богослужению,
стремление многих вести монашескую жизнь и т. п., то, в большинстве случаев,
это было только религиозным лицемерием. Лицемерие было так сильно, что Евстафий
Солунский писал против этого, особенно ненавистного ему порока, особое сочинение.
Нравственная порча проникла во все
классы общества. Императорский престол представляет нам почти непрерывный ряд
злодеяний и преступлений: истории интриг, разного рода насилий, жестокостей
и даже убийств, которыми сопровождалось вступление на престол византийских императоров
этого времен, известны. В жизни императоры были, по большей части, людьми без
религиозных убеждений и нравственных правил. Весьма часто они продавали свое
православие за ожидаемую с запада помощь, часто в делах управления и отношениях
с подданными были жестокими тиранами, попиравшими все нравственные законы. Высшие
классы общества проводили распущенную жизнь, грабили казну для удовлетворения
стремления к роскоши, целью жизни ставили придворные интриги и заговоры против
императоров. Простой народ, забытый, ограбленный, обнищавший и невежественный,
ограничивая благочестие исполнением одних обрядовых предписаний, погрязал в
суевериях. Впрочем, суевериям верили все классы общества и даже императоры.
Астрология, магия, прорицания, гадания и т. п., были общеупотребительны. Историк
Хониат говорит: "Известно, что наши императоры и шагу не смеют ступить, не посоветовавшись
заранее с положением звезд." Действительно, вера в астрологию доходила до того,
что императоры не хотели начинать сражения, или не переезжали в другой дворец,
если по астрологическим соображением это приходилось на несчастные дни.
Императоры верили также в волшебников,
гадателей, прорицателей и нисколько не стыдились обращаться к ним с вопросами
о своем царствовании или своих преемниках. Например, Андроник Комнин обращался
к одному гадателю на мутной воде, и все его бредни принимал за истину. Исаак
Ангел постоянно советовался с астрологами и как-то посетил вместе со своей свитой
прорицателя Васильюшку. Даже такой образованный человек, как историк Никита
Хониат, разделял народную веру в чудеса магии, в разные приметы и признавал
магическую силу талисманов. Духовенство также было деморализовано. Многие из
патриархов, забывая свое святительское служение, принимали участие в придворных
интригах, а некоторые из них вели распущенную жизнь. Епархиальные архиереи,
часто без надобности, приезжали в столицу и подолгу проживали здесь, интригуя
друг против друга и против патриарха. По рассказу Григоры, строгий патриарх
Афанасий (13 век), выпроваживая из Константинополя епископов и митрополитов
в их епархии и запрещая другим приезжать, говорил: "проживая здесь пусть не
наговаривают друг на друга и на меня самого, - они обязаны быть учителями мира.
Каждому следует пасти свою паству, как патриарх пасет столичную, и руководить
своими овцами, находясь при них же, а не проживая в столице, а оттуда получать
только доходы." Остальной клир тоже не отличался благочестивой жизнью: общей
их чертой было небрежное исполнение своих обязанностей служения. Нравственная
порча коснулась даже монашеского сословия. Древние монастырские уставы не соблюдались
строго. Монахи выходили из своих монастырей, появлялись в больших городах, особенно
в Константинополе, разъезжали и ходили по улицам, втирались в дома богатых и
даже в императорские дворцы и вообще проводили распущенную жизнь.
Против такой нравственной испорченности
греческого общества возвышали свой голос некоторые из ревностных пастырей церкви.
В этом отношении особенно замечателен патр. Афанасий, строгий аскет на патриаршем
престоле. При его вступлении на престол все возлагали на него большие надежды,
думали, что на земле воскреснет истина и с неба сойдет правда. Действительно,
он ревностно взялся за исправление нравов мирян, клира и монахов; последних
он водворил в монастырях и очистил от них
площади и улицы. Но против Афанасия возмутились все архиереи, монахи и миряне,
которые не могли больше сносить его духовной суровости, - и он должен был оставить
престол. Григора восклицает: "И кто бы мог один остановить этот постепенный
упадок Церкви, когда и патриарх не мог этого сделать, при всем своем желании?"
Впрочем, не одни только мрачные
стороны представляет нам жизнь восточных христиан этого времени; мы видим в
ней и светлые. Церковь никогда не оскудевала праведниками, они были и в описываемое
время. Кроме истинно благочестивых пастырей, в этом периоде было много и других
благочестивых христиан. Только люди добродетельные в эту эпоху политических
волнений и упадка государственной и общественной жизни в империи скрывались
вдали от общества. Поэтому мы не видим проявления их благочестивой деятельности.
Мы знаем, что они претерпевали всевозможные бедствия и преследования за веру
от сарацин, турок и латинян и не отпадали от веры, а некоторые принимали даже
и мученичество. Также не все монастыри и
монахи были деморализованы, как например, студийские и афонские монастыри со
своими иноками. В студийских монастырях полностью сохранялись правила Феодора
Студита, и монахи отличались строгостью жизни и ревностью в вере. Афон поистине
сделался Святой горой. Здесь во всей строгости было восстановлено древнее монашество,
отшельническое и общежительное. Одни иноки подвизались в совершенном уединенни
одиночно или по два и по три вместе; другие соединялись в общежития, под управлением
одного аввы, избираемого на год, вместе совершали богослужение и вместе добывали
трудом средства к жизни, хотя жили в отдельных келиях и получали на свое содержание
припасы от монастыря, имели каждый свое отдельное хозяйство. Иные же проводили
жизнь вполне общежительную по правилам великого Пахомия, - не имели своей собственности,
носили одинаковую одежду, ели одинаковую пищу, несли одинаковые труды по добыванию
средств к жизни, подчинялись одинаковым правилам послушания и т. п. Вообще же
все афонские монахи проводили жизнь в молитве и трудах.
|