Владимир Солодовников
СВЯТАЯ МАРИЯ РЯЗАНСКАЯ
См. фототипию этой книги.
Москва – 2009
Святая Мария Рязанская» – брошюра, в которой впервые в российской историографии рассказывается об одном из старейших лютеранских приходов России – Евангелическо-Лютеранском приходе Святой Марии г. Рязани. В истории этого прихода как в зеркале отразилась история Великой России и Рязанской земли, история подлинного исповедничества Христовой Веры, ревностного благовестия и повседневного молитвенного делания верующих-лютеран. Автор брошюры – кандидат исторических наук Владимир Васильевич Солодовников. Издание предназначено для всех, кто интересуется историей Отечества и его культуры, краеведением и религиоведением.
O В.В. Солодовников, 2009.
Дизайн и верстка: С.В. Солодовникова.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ…………..…………………….…...3
«ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?»…..8
«ЗОЛОТОЙ ВЕК» ЛЮТЕРАНСТВА
В РЯЗАНИ»…………………………………………15
«БУДЕТ ЛЮДЯМ СЧАСТЬЕ – СЧАСТЬЕ НА ВЕКА: У СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ – СИЛА ВЕЛИКА!»..………………………………………....20
ПОДОБНО ПТИЦЕ-ФЕНИКСУ…………………..25
ПРИМЕЧАНИЯ………….…………………………28
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1………….…………………….31
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2………………………………..32
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3………………………………..34
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4………………………………..37
СНОСКИ…………………………………………….41
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА………….……….42
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта брошюра – первая попытка прорыва из исторического небытия, куда враги Христовы намеренно пытались отправить один из старейших евангелическо-лютеранских приходов России – Рязанский приход Святой Марии, приход – ровесник Великой Реформации XVI века, приход, члены которого около четырех столетий верно служили России, ее традиционной культуре, государственности и экономике, а самое главное – ревностно служили Триединому Богу.
Общеизвестно, что до революции лютеранство было второй по значимости и статусу – после православия – христианской конфессией: многие российские императрицы являлись урожденными лютеранками, а свыше 70% генерал-губернаторов империи – придерживались именно евангелическо-лютеранского исповедания. Таким образом, наряду с православием – лютеранство было одним из самых надежных оплотов отечественной державности и порядка. Вот почему после октябрьского переворота 1917 года большевики стали целенаправленно уничтожать именно православие и лютеранство. Причем, лютеранство, как им казалось, они ликвидировали окончательно. Еще бы! Ведь «к концу 30-х годов в России не было ни одного действующего лютеранского храма. Все лютеранские приходы в СССР были ликвидированы в 1938 году. Все пасторы арестованы в 1937 году. Евангелическо-Лютеранская Церковь в стране как организационная структура перестала функционировать».1 Лютеранские кирхи переоборудовались в… бассейны, пивные, скотные дворы и даже… передавались в собственность самым злобным и отъявленным сектантам! «Мы знаем, что в России имеется много сект, приверженцы которых, согласно их учения, издавна стремятся к… коммунистической жизни…» – утверждали в 1921 году большевистские заправилы.2 И это утверждение не было голословным! Поскольку двумя годами раньше, обращаясь к делегатам 7-го Всероссийского съезда Советов, лидер Движения сектантов-коммунистов, в котором участвовали духоборы, общие молокане, баптисты, толстовцы, мормоны, меннониты и т.п., Иван Трегубов провозгласил их кредо: «Мы сектанты-коммунисты, приветствуем вас за то великое и святое дело коммунизма, которому мы также давно служим… Мы желаем сотрудничать с вами в деле насаждения коммунизма…».3 Тот же Иван Трегубов писал в газете «Известия» от 15 ноября 1921 года: «…главная заслуга сектантов с точки зрения советской власти и коммунистической партии – это, конечно, заслуга политическая… Сектанты… давно уже ведут борьбу с царями, попами… когда началась революция.. и затем началось коммунистическое строительство, то они приняли живейшее участие в той и в другом… Главная политическая заслуга сектантов заключается в том, что многие из них уже давно стремятся к коммунистической жизни…».4*
Разумеется, что евангелические лютеране, проявляя присущую им лояльность и законопослушность, тем не менее, не разделяли коммунистического мировоззрения. Поэтому они воспринимались советской властью крайне враждебно. И эта власть не только глумилась над их храмами, но и методично уничтожала все исторические документы, стремясь стереть в российском общественном сознании саму память о лютеранстве.
Вот почему исследуя историю Евангелическо-Лютеранского прихода Святой Марии г. Рязани, автор столкнулся с чрезвычайно бедной источниковедческой базой. Документальные сведения о приходе весьма куцые, иногда имеющие условно-косвенный характер, включая материалы чудом сохранившиеся в Государственном Архиве Рязанской Области (ГАРО). В некоторых документах встречаются неточности. Особенно это касается источников, связанных с реализацией в Рязани Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января 1918 года. В соответствие с этим декретом, религиозные организации не имели более права владеть собственностью, а также иметь право юридического лица. Все имущество лютеранских приходов с этого времени принадлежало государству. Они «теперь могли пользоваться церковными зданиями по договору, но не могли владеть церквами как собственностью».5 «Весной 1918 года всем лютеранским церковным советам было предписано незамедлительно передать описи церковного имущества в местные комиссии по отделению церкви от государства».6 Лютеран обескуражило то, что по Инструкции об отделении церкви от государства, «не предназначенные специально для богослужебных целей имущества церковных и религиозных обществ, как-то: дома, земли, подворья, капиталы… незамедлительно отбираются».7 Кроме того, уполномоченные местных совдепов могли периодически проверять имущество, «переданное в пользование», и в случае «злоупотреблений» им отбирать его.8
Евангелическо-Лютеранские приходы теперь повсеместно именовались «религиозными обществами евангелическо-лютеранского вероисповедания». Что касается Рязанского религиозного общества евангелическо-лютеранского вероисповедания, то местный совдеп «предложил» ему проводить богослужения не постоянно, а «периодически», с приглашением пастора, который также не будет «постоянным» и будет приезжать «из другого города».9 Скорее всего, это вызвало шок у рязанских лютеран: в их документации на этот счет были допущены досадные помарки: в Протоколе учредительного собрания Рязанского религиозного общества евангелическо-лютеранского вероисповедания от 25 декабря 1918 года и в Списке его членов перепутаны отчества, места рождения учредителей (автор брошюры попытался привести их в соответствие – Прим.). Любопытно и то, что в списке графу «Происхождение» не заполнил ни один из учредителей! Поскольку для «боевого восемнадцатого года» с его «красным террором» и «диктатурой пролетариата» происхождение у рязанских лютеран было самым неподходящим: так, например, семья Штейерт была купеческой; кроме того, все они являлись – российскими немцами.
Что касается отечественной историографии, то увы, до сих пор история Евангелическо-Лютеранского прихода Святой Марии г. Рязани остается «белым пятном», хотя автором брошюры предпринимаются попытки ее кропотливого исследования, скромным плодом которых пока является статья «Возвращение Святой Марии», опубликованная в газете «НГ-Религии» и в книге «То, о чем я думаю на самом деле».10 Что касается других научных изысканий, то в них содержатся или очень скупые сведения о приходе и прихожанах, или просто некая – зачастую весьма занятная – дополнительная информация косвенного характера.
Поэтому предлагаемая Вашему вниманию брошюра не может претендовать на научно-историческую фундаментальность. Она – скорее – является призывом обратиться к историческому прошлому лютеранства в России и осознать, что оно есть неотделимая часть отечественной многонациональной духовной культуры.
«ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?»
Около 400 лет из 912 лет рязанской истории в городе на Оке проживают российские немцы. Так получилось, что исторически самый факт появления немецкого населения в Рязани связан с Великой Реформацией XVI века и созданием Евангелическо-Лютеранской Церкви. Рязань – наряду с Москвой и Тверью – стала одним из русских городов, в которых появились евангелическо-лютеранские общины – по сути дела – ровесницы европейской Реформации.
Великий князь Московский Василий III (отец Ивана Грозного) был сторонником традиционной для российской правящей элиты идеи «догнать и перегнать Запад», иначе говоря – обеспечить России и ее населению достойный уровень жизни, соответствующий лучшим мировым стандартам. Как вариант реализации этой идеи он рассматривал приглашение в Московию иностранных специалистов, в частности – из Германии. «Но западные эксперты поначалу не спешили в нашу страну, так как их не устраивали российские условия. Однако, когда в Германии началась Великая Реформация, которая сопровождалась социальными катаклизмами, вызванными преследованиями папством приверженцев благословенного служителя Божия Мартина Лютера, то Василий III, будучи ярким прагматиком, воспользовался ситуацией, и пригласил специалистов из числа преследуемых лютеран в более или менее спокойную, чем тогдашняя Германия, Россию».11
Впрочем, лютеранским верующим, попавшим на Рязанщину, пришлось вновь окунуться в самую гущу политических событий – на сей раз в Московии. Дело в том, что в 1520-21 годах шел далеко непростой процесс интеграции Великого княжества Рязанского в состав единого русского централизованного государства. В главном городе Рязанской земли – Переяславле Рязанском (ныне г. Рязань) уже сидел московский наместник – окольничий Иван Васильевич Хабар-Симский, а Великий князь Рязанский – Иван Иванович находился под арестом в Москве.12 В 1521 году Иван Иванович бежал в Литву и пытался заручиться помощью литовцев и татар в борьбе с Василием III.13 В этой ситуации Великий князь Московский, «чтобы не возникло среди рязанцев никакого мятежа… расточил значительную их часть по разным поселениям. Этим было надломлено и подорвано могущество всего княжества»14 Рязанского, – писал австрийский дипломат словенского происхождения Сигизмунд Герберштейн в своих знаменитых «Записках о Московии». Однако, и московский гарнизон, разместившийся в Переяславле Рязанском, был не особенно надежен, поскольку он не желал в случае чего воевать с рязанцами: ведь они были такими же русскими и православными по вероисповеданию. Понимая это, Василий III послал в помощь окольничьему И.В. Хабар-Симскому около трех тысяч немецких военных-лютеран, включая артиллеристов. Именно им и пришлось отразить нашествие на Переяславль Рязанский татар и литовцев, обеспечив тем самым окончательное и бесповоротное присоединение Рязанщины к единому русскому централизованному государству.
Это нашествие, подстрекаемое, во-многом, Иваном Ивановичем, возглавил крымский хан Мухаммед-Гирей (он же – Магмет-Гирей, Мехмет-Гирей или Махмет-Гирей – Прим.), которого поддержали заволжские и ногайские татары, а также литовцы.15 Мухаммед-Гирей отправил к И.В.Хабар-Симскому своего мурзу с сообщением о том, что имеет на руках грамоту о данничестве Василия III по отношению к Крымскому Ханству, а значит – военное сопротивление крымцам московского гарнизона Переяславля Рязанского незаконно. Наместник выдал крымскому посланнику татарских пленников, находившихся в осажденной крепости, а заодно выплатил ему 100 рублей в качестве выкупа за русского полоняника – князя Федора Оболенского.16 Тем временем число осаждавших город увеличивалось. «Тогда, – писал Сигизмунд Герберштейн, – пушкарь Иоанн Иордан (Iordan) (по происхождению – немец, уроженец долины Халя (Галля – Прим.), Инна; Oenus, Inn), быстрее московитов оценив опасность, выстрелил на свой страх и риск по татарам и литовцам из выстроенных в ряд орудий, чем привел их в такой ужас, что они разбежались прочь от крепости».17 «Коварный хан притворился изумленным, – отмечал рязанский историк Т.Я. Воздвиженский, – жаловался на сие неприятельское действие, требовал головы Иордановой, стращал местью. Хабар-Симский отвечал: «Пусть пришлет ваш царь (хан – Прим.) грамоту, которая уполномочивает его в требованиях самовластных; пусть покажет он свидетельство, по которому вступил он в распоряждение управления Россией!» Царь Крымский, мечтая, что письменное обязательство… устрашит Симского отправляет к нему грамоту. Мужественный рязанский воевода… приказывает навести пушки на стан ордынцев, и, получив постыдную грамоту, вместо ответа – стреляет из пушек. Приведенный в страх сим неожиданным отпором, Мехмет-Гирей с ордою удалился от Рязани и поспешил в Крым. Таким образом, к вечной славе имени своего Хабар-Симский спас не только Рязань, но и честь Великокняжескую, выручив из рук иноплеменных постыдное обязательство».18 Заметим, что за оборону Переяславля Рязанского Иван Васильевич Хабар-Симский был пожалован возведением в боярское достоинство.19 И вполне понятно, что своим боярством он, во-многом, был обязан лютеранину Иоганну Иордану, который на своей родине был обычным мастером-оружейником.20
Именно с подвига Иоганна Иордана начинается обустройство в приокском городе лютеранских верующих. Их расселили в т.н. «Нижнем Посаде», улицы которого веерообразно спускались к реке Лыбеди. Территория посада не имела особых укреплений, так как ее естественной защитой были речки Лыбедь, Парфеновка, ручьи и овражки. Здесь всегда преимущественно селились стрельцы и всякого рода служилые люди.21 И здесь же в XVI-XVII веках складывается т.н. «Немецкая слобода», которая находилась в районе нынешней ул. Салтыкова-Щедрина и делилась соответственно на две части: лютеранскую, где располагалась «ропата» (храм) евангелических лютеран, и, в основном, проживали немцы, и католическую, где была «латинская» церковь, и проживали, преимущественно, итальянцы и поляки. Заметим, что рязанские иноземцы обосновались на довольно-таки крутом холме, поднимавшимся от реки Парфеновки. Поэтому главная слободская улица первоначально называлась Нагорной (затем Абрамовской – по фамилии владельца лучшего дома, который заведовал канцелярией Рязанского губернатора22, а с 1928 года – Салтыкова-Щедрина.23 Власти, заинтересованные в «нужных» иностранцах «закрывали глаза» на их иноверие: например, иноверческие церкви в «Немецкой слободе» были не разрешены, но и не запрещены. Чисто по-русски! Заметим, что стационарные религиозные сооружения и лютеран, и католиков были выстроены в Рязани только в XIX веке, причем, друг напротив друга!
В XVI-XVII столетиях преобладающим населением «Немецкой слободы» все же были немцы-лютеране, в основном, из Северной и Северо-Восточной Германии: военные, врачи, аптекари, ремесленники и даже… крестьяне.24 Но уже в XVII веке врачи, аптекари, ремесленники и крестьяне из Германии рассредоточились по всей Рязанщине, причем, многие из них обрусели, принимали православие и вступали в браки с русскими. В самом же Переяславле Рязанском проживали немцы-литейщики и немцы-пушкари. Защита города силами самой передовой тогда военной техники – артиллерии на долгие годы сосредоточилась в руках российско-немецких лютеран.25 Поэтому «Немецкая слобода» даже в официальных документах все чаще именуется Пушкарской26 наряду с другими слободами «Нижнего Посада» – Стрелецкой, Ямской и Архиепископской.27 По мнению М. Шиманского, в XVI-XVII веках население рязанских городов, включая Переяславль Рязанский, было, преимущественно военным: пушкари и стрельцы составляли треть, а то и более половины всех горожан.28 Причем, среди военных тогда преобладали немцы, крещеные татары, литовцы и украинцы. Такое обилие ратных людей объяснялось необходимостью защиты Московского государства от заволжских и ногайских татар. Что касается деятельности лютеранских купцов, ремесленников-«знатцев», крестьян из числа лютеран-эмигрантов или их потомков, то, во-многом, благодаря им, на рязанской земле во второй половине XVI века не было системного экономического кризиса, который остро пережила вся Россия вследствие т.н. «боярского правления» и последовавшей за ним Опричнины.29 Их труд был чрезвычайно производителен вследствие применения передовых хозяйственных технологий.
Что касается торговли, то на Рязанской земле в этом занятии преуспевали русские, евреи и цыгане. Примерно с конца XVIII века рязанское купечество начало пополняться итальянцами и немцами.30 Немецкие купцы в Рязани традиционно придерживались лютеранства: в этом смысле показательна купеческая династия Штейертов – например, купец 2-й гильдии Н.К. Штейерт содержал одну из лучших гостиниц города31, благотворительностью занимался А.К. Штейерт32, А.А. Штейерт имел звание Почетного Гражданина и в 1905-1907 годы являлся председателем церковного совета Тамбовско-Рязанского прихода Евангелическо-Лютеранской Церкви Российской Империи.
«ЗОЛОТОЙ ВЕК» ЛЮТЕРАНСТВА В РЯЗАНИ
В целом, в дореволюционное время положение евангелических лютеран в Рязани было вполне щадящим, поскольку лояльностью и трудолюбием они снискали всеобщее уважение в России. Только в самом начале XVIII века рязанские лютеране жили в состоянии некоторого напряжения, что было связано с тем, что с 1700-1722 годы митрополитом Рязанским и Муромским являлся Стефан Яворский** Он прославился на всю Россию именно антилютеранским сочинением «Камень веры, православным церкви сынам на утверждение и духовное назидание, претыкающимся же о камень претыкания и соблазны – на восстание и исправление».33 Дело усугублялось еще и тем, что он был любимцем царя Петра I. После смерти Патриарха Адриана великий преобразователь России назначил именно Стефана Яворского – некогда игумена Киевского Николаевского монастыря – блюстителем и экзархом патриаршего престола, а после учреждения Синода – Петр I провел его на пост Президента Синода.34 Стефан Яворский очень устраивал царя, имевшего весьма непростые отношения с Русской Православной Церковью, так как этот владыка с одной стороны, был жестким консерватором, но с другой – отличался тягой к реформаторству, то есть был подходящей компромиссной фигурой в качестве российского церковного лидера. Кстати, Петру I – при всей его симпатии к лютеранству – очень понравилось антилютеранское сочинение владыки Стефана, он его одобрил… но к публикации не допустил (это сочинение публиковалось уже после смерти первого российского императора – в 1728, 1729 и 1730 годах, а затем было изъято из обращения – Прим.).35 Тем не менее, в своей епархии Стефан Яворский никаких антилютеранских репрессий не предпринимал, так как бывал в Переяславле Рязанском редко, наездами, большую часть времени проводя или в Санкт-Петербурге, или в Москве.
Настоящий подъем лютеранской церковности в Рязани связан с процессом создания и развития в XIX веке Евангелическо-Лютеранской Церкви Российской Империи. В 1820 году власти официально утвердили Тамбовско-Рязанский Евангелическо-Лютеранский приход***, который включал в себя верующих-лютеран Рязани, Тамбова, Борисоглебска, Липецка, Козлова, Моршанска****, Зарайска, Заметчино, Татаринки, Шацка, Пушкино, Новодеревни, Кирсанова, Скопина, Егорьевска, Оторино, Иберцев, Трубетчино, Усмани, Прудов, Михайлова, Касимова и Липовки.36 Приход вошел в состав Московского консисториального округа Евангелическо-Лютеранской Церкви Российской империи в 1832 году.37
В 1843 году производитель зеркал Карл Хенеке передал в пользование Рязанской лютеранской общине флигель одного из своих домов, постройки 20-х годов XIX века»38, расположенный на Абрамовской улице. «Средства для переоборудования флигеля под храм поступили от гастролировавших в Рязани немецких артистов (потребовалось всего лишь два концерта!). В 1861 году тогдашняя официальная владелица флигеля Амалия Хенеке подарила этот флигель приходу».39 Здание вскоре окончательно приобрело «традиционные для немецкой архитектуры готические черты и, несомненно, украсило собой район «Немецкой Слободы».40 Оно выходило своим главным торцевым фасадом на красную линию улицы. По бокам от его центрального проема были устроены стрельчатые ниши. Фасад эффектно завершался высоким аттиком, украшенным аркатурным поясом.
22 июня 1862 года Рязанский евангелическо-лютеранский храм был освящен во имя Святой Марии*****.41
Численность лютеран в Рязанской губернии в конце XIX-начале XX веков не была стабильной. В своде статистических сведений по Рязанской губернии за 1882 год говорится, что всего в губернии насчитывается 256 лютеранских прихожанина. Лютеране проживали в десяти из одиннадцати уездов; их не было только в Пронском уезде. В Рязанском уезде, включая сам город Рязань, их насчитывалось 136 человек, в Скопинском - 43 человека, в Егорьевском – 23 человека, в Зарайском и Касимовском – соответственно по 15 человек в каждом, в Ряжском – 12 человек, в Сапожковском – 6 человек, в Спасском – 2 человека, в Раненбургском и Михайловском – соответственно по 1 человеку. Этот свод приведен в «Календарном и справочном указателе Рязанской губернии на 1884 год» (Рязань, 1883), составленном А.В.Селивановым и А.А. Фотиевым.42 Национальный состав лютеранских прихожан там не указан, но, по-видимому, большинство их составляли – российские немцы.
По данным переписи населения 1897 года, в Рязанской губернии уже насчитывалось 717 лютеран, причем немцев из них было 69%, латышей – 7%, финнов – 6%, т.н. «русскоязычных» (это, скорее всего, русские с немецкими или прибалтийскими фамилиями, утратившие национальную аутентичность, но сохранившие веру предков – Прим.) – 12%.43 Кем были по национальности еще 6% рязанских лютеран перепись не сообщает: можно предполагать, что эстонцами, а также армянами и евреями (последние на рубеже XIX-XX веков проявляли большой интерес к лютеранству – Прим.).
«В 1904 году приход насчитывал 615 прихожан, преимущественно немецкой национальности, с незначительным числом эстонцев и латышей- лютеран».44
Разумеется, храм Святой Марии на Абрамовской улице, рассчитанный на 95 посадочных мест, не мог разместить всех прихожан города, а тем более – губернии. Поэтому довольно часто богослужения проводились в частных домах местных немцев, специально для этого арендованных.
Мариинский храм регулярно посещали, в основном, городские гражданские и военные чиновники, предприниматели. Представители технической и творческой интеллигенции. «До революции его прихожанами были и Почетные граждане****** – Эмиль Рингель и Август Штейерт».45 Храм постоянно благоукрашался и имел неплохую собственность.
«БУДЕТ ЛЮДЯМ СЧАСТЬЕ – СЧАСТЬЕ НА ВЕКА: У СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ СИЛА ВЕЛИКА!»
Октябрьский переворот 1917 года нанес ощутимый удар по традиционным российским устоям – духовности и державности. «Комиссары в пыльных шлемах» методично разрушали в первую очередь православие и лютеранство – надежные опоры прежней России.
Новая власть упразднила Тамбовско-Рязанский Евангелическо-Лютеранский приход, национализировав его собственность «в пользу республики».
В Рязани свирепствовал губернский комиссар по делам об имуществах церковных и религиозных обществ – товарищ О. Назаров.46 Это он положил начало преследованиям верующих самых разных конфессий и деноминаций на рязанской земле. Убежден, что нынешние рязанцы должны поименно знать «антигероев», тех, кто в кровавые времена красного террора преследовал Церковь Христову. Эти преследования отличались крайним цинизмом и лицемерием. Например, лютеране получили «в пользование» часть своего же имущества. При этом, хотя они и создали – с разрешения большевиков – Рязанское религиозное общество евангелическо-лютеранского вероисповедания, им было «предложено» проводить богослужения не «регулярно», а «периодически» силами пастора, который не должен постоянно проживать в Рязани.
Числиться лютеранами отныне стало не безопасно: о своей вере официально теперь засвидетельствовал 21 человек, что было вполне достаточно для пока «дозволенного» общества. Люди начали скрывать не только свое вероисповедание, но и национальность, социальное происхождение. В массовом порядке рязанские немцы, латыши, финны, эстонцы меняли свои имена и фамилии на русские. По переписи населения 1926 года, в Рязани о своей национальности заявили только 46 немцев и 44 латыша.47 Что касается происхождения, то на этот вопрос в официальных бумагах или не отвечали, или отвечали: «рабочие», «крестьяне», «служащие».
И, тем не менее, не взирая на набиравшую обороты атеистическую вакханалию, бывший Тамбовско-Рязанский приход действовал! В виде отдельных религиозных обществ евангелическо-лютеранского вероисповедания он еще в 1924 году входил в Московский синодальный округ «Евангелическо-Лютеранской Церкви в СССР».48
Однако, в 1929 году ситуация стала поистине катастрофической: лютеранские общины по всей стране стали насильственно склонять к «самороспуску». Увы, это явление стало в Советском Союзе массовым. До сего дня пока не выявлены точные сведения о том, в каком году именно прекратила свое официальное существование рязанская община. Похоже, что где-то между 1929 и 1935 годами. Возможно, это произошло в 1935-м. Тогда был закрыт местный римско-католический храм во имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (он до сих пор, впрочем, как и евангелическо-лютеранский храм Святой Марии используется не по назначению – Прим.), находящийся как раз напротив лютеранской кирхи. Нельзя исключать, что их не закрыли одновременно, «дуплетом», поскольку известно, что именно со второй половины 30-х годов в обоих зданиях располагались общежития Рязанского музыкального техникума. Несколько позже в Мариинской лютеранской церкви разместили магазин «Пчеловодство».
Отняв у верующих-лютеран храм, власти разграбили богослужебное имущество: его следов нет даже в запасниках городских музеев. Что касается самого здания кирхи, то оно было изуродовано до неузнаваемости: изящная псевдо-готическая постройка, одним своим видом украшавшая древний русский город, отныне и отдаленно… не походила на храм. Почти вся дореволюционная документация, касающаяся церкви Святой Марии была уничтожена.
В паспорте памятника истории и культуры, который был составлен на храм Святой Марии в 1984 году, искусствовед Г.К. Смирнов назвал его «лавкой» – «примером городской хозяйственной постройки»! Он также констатировал, что проемы главного фасада здания переделаны, заложена большая часть окон, а внутренняя планировка переделана полностью. Что касается библиографии, архивных, иконографических материалов, касающихся кирхи, то в 1984 году их выявлено не было; да и сейчас их чрезвычайно мало.
Лишенные своего храма и даже самого права быть евангелическими лютеранами, поскольку к 1938 году в СССР были закрыты все евангелическо-лютеранские церкви49, верующие Аугсбургского исповедания начали конспиративно собираться по квартирам и частным домам. Разумеется, о традиционной литургии не шло и речи. Эти собрания все больше напоминали посиделки, на которых люди могли тайком читать ставшую «запрещенной» Библию, молиться, отмечать Рождество и говорить по-немецки. Такие подпольные общения проходили с середины 30-х по конец 80-х годов XX века в Рязани и Скопине.
В перестроечное время рязанские лютеране посещали даже Совет по делам религий при Совете Министров СССР, консультируясь там на предмет официального воссоздания в городе евангелическо-лютеранского прихода. Но это было не так просто, поскольку рязанцы, немецкого, финнского и прибалтийского происхождения за 70 с лишним лет советской власти, почти полностью утратили лютеранскую духовную культуру, воспринимая ее в лучшем случае как «добрую традицию предков». Тем не менее, тяга к лютеранству все же заметно проявлялась у российских немцев. Их число в Рязани и области, по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, составляло 1.054 человека.50 Но значительная их часть уже смирилась с ассимиляцией «во избежании проблем». Другая часть была сориентирована на выезд в Германию. Единственной возможной и вполне реальной базой для воссоздания исторического прихода Святой Марии являлось Рязанское общество немецкой культуры «Начало». Некоторые его члены периодически посещали евангелическо-лютеранский приход в соседней Коломне, интенсивно общались с лютеранскими пасторами и миссионерами. Кроме того, в рязанском регионе насчитывалось более 200 респондентов Миссии «Служение Лютеранского Часа», которые (в особенности, врач из Рязани Георгий Стародубов) активно декларировали идею реанимации лютеранства в городе на Оке.
Тем временем на излете 90-х годов рязанские наследники большевиков передали здание евангелическо-лютеранского храма Святой Марии местной церкви евангельских христиан-баптистов.******* Очевидно и тогдашние чиновники, да и сами баптисты не предполагали, что лютеранство, ликвидированное в советские годы в Рязани, может вновь подняться, выйти за пределы семейных преданий и грустных домашних посиделок.51
ПОДОБНО ПТИЦЕ-ФЕНИКСУ
Осенью 2004 года между Рязанским обществом немецкой культуры «Начало» и Миссией «Служение Лютеранского Часа» была достигнута договоренность о воссоздании Евангелическо-Лютеранского прихода Святой Марии г. Рязани. Вновь образованной общиной был призван пастор Владимир Васильевич Солодовников, который с декабря 2004-по март 2005 года проводил богослужения периодически, а с марта 2005-по март 2007 года на постоянной основе. Службы сначала проходили в помещении Музея истории молодежного движения на ул. Свободы или в Рязанском центре немецкой культуры на ул. Дзержинского, а с 2006 года стали постоянно проходить исключительно в немецком культурном центре.
29 мая 2006 года Управление Федеральной Регистрационной Службы по Рязанской области выдало общине Свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации «Местная религиозная организация «Евангелическо-Лютеранский приход Святой Марии города Рязани».
Уже в течение первого года с момента воссоздания довольно-таки небольшой приход (20 членов и около 50 сочувствующих) стал известен в городе своей духовной и культурно-просветительской работой, активной общественной и экуменической деятельностью.
В 2006 году Приход Святой Марии стал одним из инициаторов создания новой российской евангелическо-лютеранской юрисдикции – «Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского Исповедания» (ЕЛЦАИ), объединяющей эффективные, подлинно миссионерские общины, которым чужды как разнузданный либерализм, так и кондовый консерватизм. Эта юрисдикция заявила о намерении стать настоящей продолжательницей и строгой хранительницей традиций Евангелическо-Лютеранской Церкви Российской Империи.
С марта 2007 по июль 2009 года Приход Святой Марии духовно окормлялся пасторами-визитаторами, а 26 июля 2009 года на пасторское служение в Рязани был призван выпускник Духовной Семинарии Сибирской Евангелическо-Лютеранской Церкви (СЕЛЦ) Виктор Олегович Алиев. Молитву посвящения над вновь призванным пастором совершил викарий епископа ЕЛЦАИ, настоятель Московского прихода Святого Михаила Архангела Константин Михайлович Андреев.
Особенностью Рязанского прихода Святой Марии является его высокая духовная культура. Подавляющее большинство прихожан – люди с высшим образованием, люди, реализовавшиеся и востребованные обществом, а самое главное – взысканные Богом и посвятившие себя ему. Преимущественно, это – российские немцы, есть также прихожане с угро-финскими или прибалтийскими корнями. Для их служения и персонального духовного делания характерны преданность Господу, любовь к Слову Божию – Библии, широта взглядов, которая необходима для того, чтобы правильно идти по тернистому пути истинного христианства.
Покров Божий да пребудет над историческим лютеранским приходом в Рязани!
Пусть это упование станет еще сильнее и приведет к подлинному возрождению Аугсбургского исповедания на Рязанской Земле!
ПРИМЕЧАНИЯ
* Идиллические отношения между большевиками и сектантами нарушились уже в 20-е годы: отчасти, это связано с тем, что в коммунистической партии набирал вес И.В. Сталин, имевший опыт обучения в православной семинарии в Тифлисе и отрицательно относившийся ко всякого рода сектантам; отчасти же это связано с активным участием баптисто-меннонитов в махновщине на Юге Украины. Известно, что в рамках борьбы с бандитизмом в начале 20-х годов у сектантов было конфисковано 10.000 винтовок и 40.000.000 патронов к ним.52
** Митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский умер в Москве в 1722 году. Его тело погребено в Рязанском Кремле, сначала в Успенском, а затем – в Архангельском соборах.
*** Есть мнение и о том, что официальный статус Тамбовско-Рязанский Евангелическо-Лютеранский приход обрел два года спустя, в 1822 году.53
**** В настоящее время в г. Моршанске действует Евангелическо-Лютеранский приход Святых Петра и Павла. Его связывают партнерские отношения с единоверцами из Рязани.
***** Тамбовский евангелическо-лютеранский храм Тамбовско-Рязанского прихода носил имя Святого Иоанна.
****** Почетный гражданин – привилегированное звание, учрежденное в России в 1832 году для лиц, входивших в состав сословий мещанства или духовенства. Звание разделялось на потомственное и личное, присваивалось императорским указом.
Потомственное давалось по рождению детям личных дворян, а также детям православного духовенства, окончившим духовную академию или семинарию, по ходатайству – коммерц- и мануфактур-советникам, купцам 1-й и 2-й гильдии или получившим классный чин и орден, а также ученым и художникам, имевшим ученую степень.
Личное давалось по рождению детям духовенства, не имевшим соответствующего образования, по ходатайству – лицам, окончившим университет или некоторые высшие учебные заведения, а также чиновникам, не имевшим права на личное дворянство.
Все почетные граждане освобождались от рекрутской повинности, подушной подати и телесных наказаний, имели право участия в городском управлении.
Звание почетного гражданина было упразднено в 1917 г. Декретом ВЦИК и Совнаркома об уничтожении сословий и гражданских чинов.
******* До сего дня евангелическо-лютеранский храм Святой Марии в Рязани используется Рязанской церковью ЕХБ Российского союза евангельских христиан-баптистов. К ним – как к пользователям – церковного здания нынешние чиновники не имеют никаких претензий: здание покрашено, отремонтировано… Хотя этот памятник истории и культуры регионального значения сейчас как никогда нуждается в реставрации (а ремонт и реставрация, понятное дело, далеко не одно и тоже! – Прим.). Нынче храм все больше напоминает особняк «новорусской архитектуры» своими бронированными дверями и тонированными стеклами. Попытки переговоров с баптистами пока ни к чему не привели: то они требуют за возвращение храма лютеранам компенсацию в $ 1.000.000.000., то жаждут «покаяния» от евангелическо-лютеранского пастора Владимира Солодовникова за посягательство на «баптистскую святыню». Тем не менее, рязанские лютеране рассчитывают «на понимание властей города и области, научной и творческой интеллигенции, политических партий и объединений, предпринимателей, представителей Русской Православной Церкви… Ведь восстановление Рязанского евангелическо-лютеранского храма Святой Марии в прежнем дореволюционном облике – это восстановление пусть небольшого, но одного из очагов российской многонациональной духовной культуры».54 Заметим, «приход намерен использовать здание не только под богослужебные цели; у него есть желание проводить там общедоступные концерты духовной музыки, лекции по немецкой истории, философии, культуре. Есть также идея организовать общественный музей «Рязанская Немецкая Слобода», экспозиция которого была бы посвящена рязанцам иностранного происхождения (не только немцам!), которые веками способствовали обустройству города и губернии, внесли ощутимый вклад не только в развитие культуры Рязанского края, но и всей России».55
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
ПЕРЕЧЕНЬ ПАСТОРОВ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКОГО ПРИХОДА СВЯТОЙ МАРИИ г. РЯЗАНИ
1. Ион Михаэль Аллендорф (1822-24 гг.);
2. Карл Гуэрих (1824-41 гг.);
3. Эмиль Фрохольд фон Миквиц (1841-43 гг.);
4. Александр Хакен (1844-72 гг.);
5. Георг Готлиб Кайзер (1872-1906 гг.);
6. Лионель фон Шлейер (1907-10 гг.);
7. Артур Бернхофф (1911-18 гг.);
8. Владимир Васильевич Солодовников (2004-2007 гг.).
9. Виктор Олегович Алиев (2009 г.)
Перечень составлен на основании сведений, приведенных в исследованиях – Лиценбергер О.А. Евангелическо-Лютеранская Церковь и советское государство. М., 1999; Князева Е.Е., Соловьева Г.Ф. Лютеранские церкви и приходы в России. XVIII-XX в.в. СПб., 2001, а также на веб-сайте www.luther.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
О ПАСТОРАХ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКОГО ПРИХОДА СВЯТОЙ МАРИИ г. РЯЗАНИ
1. Лионель фон ШЛЕЙЕР – родился 22 августа 1877 года. С 1907-10 гг. пастор в Рязани и Тамбове, с 1910-18 гг. – в Шемахе и Баку. Умер в Баку (Азербайджан) в апреле 1918 года.
2. Артур БЕРХОФФ – родился 22 мая 1869 года. В 1894-99 гг. пастор во Владивостоке, с 1901-11 гг. – в Батуми, в 1911-18 гг. в Рязани и Тамбове. Умер в Везенберге (Эстония) в марте 1935 года.
3. Владимир Васильевич СОЛОДОВНИКОВ – родился 7 августа 1959 года. Кандидат исторических наук. Автор 50 научных трудов по истории, философии, культурологии и сравнительному религиоведению. С октября 2004 г. по март 2007 года – настоятель Евангелическо-Лютеранского прихода Святой Марии г. Рязани. С мая 2008 года является заместителем координатора Содружества Евангельских Христиан России (СЕХР) по внешним связям, науке и образованию. Заслуженный профессор Духовной Академии СЕХР.
4. Виктор Олегович АЛИЕВ – родился 20 октября 1982 года. После окончания в 2009 году Духовной семинарии Сибирской Евангелическо-Лютеранской Церкви (СЕЛЦ) проходил викариат в г. Томске. В июле 2009 года призван на служение в Приход Святой Марии г. Рязани.
Биографические сведения приведены на основании данных монографии Лиценбергер О.А. Евангелическо-Лютеранская Церковь и советское государство. М., 1999, а также веб-сайта www.luther.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.
ПРОТОКОЛ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ РЯЗАНСКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБЩЕСТВА ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
ОТ 25 ДЕКАБРЯ 1918 ГОДА
ПРОТОКОЛ
1918 года декабря 25 дня, в помещении председателя бывш. Церковного Совета Рязанской евангелическо-лютеранской церкви Ф.И. ЛЮТЕРМОЗЕРА, согласно объявления Горисполкома Рязанского Совета Рабочих Депутатов по II административно-юридическому отделу от 19 сего декабря и декрета об отделении церкви от государства (собр. Уз. 1918 года № 62 ст. 685), мы, нижеподписавшиеся, бывшие прихожане Рязанской лютеранской церкви, в числе двадцати одного человека, собрались с целью учреждения религиозного общества евангелическо-лютеранского вероисповедания и для принятия от Рязанского Горисполкома имущества быв. Рязанско-Лютеранской церкви, предназначенного для совершения религиозных обрядов, при чем оказалось:
Открытым голосованием большинством голосов были избраны – председателем собрания Фома Иванович ЛЮТЕРМОЗЕР и секретарем Карл Фридрихович ЛУТЦАУ.
Собранию было доложено секретарем о цели учреждаемого общества, а затем открытым голосованием единогласно были уполномочены следующие лица для принятия богослужебного имущества: Федор Карлович РОСБЕРГ, Фома Иванович ЛЮТЕРМОЗЕР и секретарем Карл Фридрихович ЛУТЦАУ.
Был оглашен прилагаемый при сем список членов учреждаемого общества, которые все принадлежат к числу граждан Российской Федеративной Социалистической Советской республики; тем же трем уполномоченным РОСБЕРГ, ЛЮТЕРМОЗЕР и ЛУТЦАУ было поручено разработать устав общества, причем, им было предложено иметь в виду, что ни в гор. Рязани, ни в гор. Тамбове (бывш. местожительства бывш. пастора прихода) постоянного пастора не будет, а богослужение может совершаться лишь периодически, по приглашению пастора из другого города, где он имеет постоянное место жительства.
Уполномоченным РОСБЕРГ, ЛЮТЕРМОЗЕР и ЛУТЦАУ было поручено заключить с Рязанским Совдепом соглашение согласно с приложением №1 к декрету.
ПОСТАНОВЛЕНО: Копию с настоящего протокола и две копии со списка членов общества, надлежащим порядком засвидетельствованных, представить в административно-юридический Отдел Рязанского горисполкома. Затем собрание было объявлено закрытым.
Председатель собрания Ф.И. ЛЮТЕРМОЗЕР – уроженец гор. Вержболово; секретарь ЛУТЦАУ – из Митавы; члены: РОСБЕРГ Федор Карлович – уроженец гор. Ревеля; РИХТЕР Константин Казимирович – уроженец г. Риги; Ю.Е. ЛЕЛЕМУР – из Двинска; А. МЕЛЛЕР – уроженец Курляндской губ; Иван Иванович МАРГЕНС – из Юрьева; Герман Васильевич ГААЗЕ – из Риги: Генрих Иоганнович БРЮККЕР – урож. г. Юрьева; Август Иванович ВЕЙТМАН – урожен. г. Риги; Иван Иванович МАРГЕНС II-й из Юрьева; О. ЛЮТЕРМОЗЕР – из Владиславова; Ф.И. ЛЮТЕРМОЗЕР – из Риги; ГИБНЕР Федор Федорович – уроженец Польши, русский подданный; ГОТЛИБ Адель Яковлевна – урожен. Москвы; Леонтина Рейнгольдовна ШТЕЙЕРТ – уроженка Ревеля, Август Александрович ШТЕЙЕРТ – из Петрограда (семейство Штейерт проживает в Рязанской губ. более 125 лет): А. ПРОРВИЧ – из Москвы; БАРЧ Бруно Августович – из Варшавы; Евгения Юльевна ЛЕЛЕМУР – из Двинска; Валентин Юльевич ЛЕЛЕМУР – из Двинска.
С подл. Верно – Предс. Собрания – ЛЮТЕРМОЗЕР.
Секретарь – ЛУТЦАУ.
Документ находится в ГАРО.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.
СПИСОК ЧЛЕНОВ РЯЗАНСКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБЩЕСТВА ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
ОТ 25 ДЕКАБРЯ 1918 ГОДА
СПИСОК
членов Общества для содержания Евангелическо-Лютеранской церкви в Рязани и охраны находящегося при ней имущества
Фамилия, имя и отчество
Какого
проис-хожд.
Адреса
Место рождения
ЛЮТЕРМОЗЕР Фома Иванович
ЛУТЦАУ
Карл Фридрихович
РОСБЕРГ
Федор Карлович
РИХТЕР
Констан. Казимирович
---
---
---
---
г. Рязань, Мясницкая ул., с/д
Вознесенская ул., д. № 8
Садовая ул., д. Лебедева
I-я Театральная ул., д. Бельцова
г. Вержболо-во
г. Митава
г. Ревель
г. Рига
ЛЕЛЕМУР
Юлий Егорович
МАРГЕНС
Иван Иванович
ГААЗЕ
Герман Васильевич
БРЮККЕР
Генрих Иоганнович
ВЕЙТМАН
Август Иванович
МАРГЕНС
Иван Иванович II-й
ЛЮТЕРМОЗЕР
Ольга Ивановна
ЛЮТЕРМОЗЕР
Оскар Фомович
ГИБНЕР
Федор Иванович
ГОТЛИБ
Адель Яковлевич
ШТЕЙЕРТ
Леонтина Рейнгольд.
ШТЕЙЕРТ
Август Александрович
ПРОРВИЧ
Анна Карловна
БАРЧ
Бруно Августович
МЕЛЛЕР
Артур Федорович
ЛЕЛЕМУР
Евгения Юльевна
ЛЕЛЕМУР
Валентин Юльевич
---
---
---
---
---
---
---
---
---
---
---
---
---
---
---
---
---
Никольская ул., д. Топилина
Маломещанс-кая ул., д. Мареева
Троиц. сл. Малое шоссе, д. Жарикова
Тр. сл. Малое шоссе, д. Ефимцева
Никольская ул., д. Смирнова
Маломещанс-кая ул., д. Мареева
Мясницкая ул., с/д.
---
Архангельская ул., с/д.
Дворянская ул., д. Афанасьева
Соборная ул., д. Попова
---
Владимирская ул., д. Федорова
Введенская ул., д. Кондакова
Селезневская ул., д. Сударкина
Никольская ул., д. Топилина
г. Двинск
г. Юрьев
г. Рига
г. Юрьев
г. Рига
г. Юрьев
г. Рига
г. Владисла-вов
Польша
г. Москва
г. Ревель
г. Петроград
г. Москва
г. Варшава
Курляндс-кая губ.
г. Двинск
---
Председатель бывш. Церк. Совета Ряз. Ев.-Лютер. Церкви ЛЮТЕРМОЗЕР
Документ находится в ГАРО.
СНОСКИ
1 II. 9, c. 279.
2 См. II. 19, c. 652.
3 См. Там же, с. 653.
4 I. 11.
5 II. 9, c. 85.
6 Там же, с. 86.
7 I. 6, c. 86.
8 См. Там же.
9 См. там же.
10 См. II. 16-17.
11 II. 16, c. 71.
12 См. II. 4, c. 119-121.
13 См. I. 1, c. 136.
14 Там же.
15 См. II. 2, c. 220.
16 См. Там же, с. 220-223.
17 I. 1, c. 175.
18 II. 2, c. 222-223.
19 См. II. 13, c. 34-35.
20 См. I. 1, c. 175.
21 См. II. 5, c. 56-57.
22 См. II. 3, c. 65-66.
23 См. II. 13, с. 123.
24 См. II. 15-16.
25 См. I. 3, с. 295, 320.
26 См. I. 7, c. 372.
27 См. II. 18, c. 20.
28 См. Там же, с. 15.
29 См. Там же.
30 См. II. 6, c. 33.
31 См. Там же, с. 127.
32 См. Там же, с. 105.
33 См. II. 1, c. 201.
34 См. II. 14, c. 91.
35 См. II. 11, c. 115, 147.
36 См. II. 7, c. 239.
37 См. II. 8, c. 56, 90.
38 II. 16, c. 71.
39 Там же.
40 Там же.
41 См. II. 7, с. 179.
42 См. I. 5, c. 47.
43 См. II. 8, c. 83.
44 Там же, с. 90.
45 II. 16, c. 71.
46 См. I. 4.
47 См. I. 10, c. 12-13.
48 См. II. 10, c. 460.
49 См. II. 9, с. 279.
50 См. II. 16, c. 72.
51 См. II. 16-17.
52 См. I. 8, c. 78.
53 См. II. 8, c. 90; 10, с. 453.
54 II. 16, c. 72.
55 Там же.
42
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
I. Источники.
1. Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988.
2. Декреты советской власти. Т.Т. 1-2. М., 1957.
3. И были полки Ольговы… М., 1994.
4. Известия Рязанского губернского совета рабочих и крестьянских депутатов. № 111. Рязань, 1918.
5. Календарь и справочный указатель Рязанской губернии на 1884 год. Рязань, 1883.
6. О религии и церкви. Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства. М., 1977.
7. Писцовые книги Рязанского края. XVI век. Т. 1. Вып. 1. Рязань, 1898.
8. Приложение к стенографическому отчету о XIII съезде РКП (б). Материалы секций и комиссий. М., 1924.
9. Рязань: материалы для истории города XVI-XVIII столетий. М., 1884.
10. Статистический справочник по Рязанскому округу за 1927-28-29 гг. Рязань, 1930.
11. Трегубов И. Сектанты как строители коммунистической жизни // Известия. 15 ноября, 1921. М.
II. Литература
1. Воздвиженский Т.Я. Историческое обозрение рязанской иерархии и всех церковных дел сея епархии. М., 1820.
2. Воздвиженский Т.Я. Историческое обозрение Рязанской губернии, разделение на пять периодов в виде летописца. Рязань, 1995.
3. Денисьев С.Н. Рязань. М., 1983.
4. Иловайский Д. Рязанское княжество. М., 1997.
5. Ильин М. Рязань. 1954.
6. Кусова И.Г. Рязанское купечество: очерки истории XVI-начала XX века. Рязань, 1996.
7. Князева Е.Е., Соловьева Г.Ф. Лютеранские церкви и приходы в России XVIII-XX в.в., СПб., 2001.
8. Курило О. Лютеране в России. XVI-XX в.в. М., 2002.
9. Лиценбергер О.А. Евангелическо-Лютеранская Церковь и советское государство. М., 1999.
10. Лиценбергер О.А. Евангелическо-Лютеранская Церковь в российской истории. М., 2003.
11. Празднование 800-летия (1095-1895 г.г.) Рязани 20-22 сентября 1895 года. Рязань, 1995.
12. Рязанская Энциклопедия. Т. 1. Рязань, 1992.
13. Сафронов В. Вечный город над Окой. Рязань, 1995.
14. Солодовников Д. Прошлое Рязани в памятниках старины. Переяславль Рязанский. Рязань, 1995.
15. Солодовников В.В. Лютеранство: возможная панацея от опричнины? М., 2006.
16. Солодовников В.В. То, о чем я думаю на самом деле. М., 2006.
17. Солодовников В.В. Возвращение Святой Марии // НГ-Религии. Март, 2006. М.
18. Шиманский М. Рязанский уезд в конце XVI и начале XVII в.в. по писцовым книгам. Рязань, 1911.
19. Эткинд А. Хлыст. М., 1998.
Автор использовал материалы Государственного Архива Рязанской области (ГАРО), архива Евангелическо-Лютеранского прихода Святой Марии г. Рязани, а также сведения о Евангелическо-Лютеранском приходе Святой Марии, опубликованные на веб-сайтах www.luther.ru и www.rzn.info в 2004-2007годах.
ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ ПРИХОД СВЯТОЙ МАРИИ ГОРОДА РЯЗАНИ СВЯЗАН С ИСТОРИЕЙ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА. ЕГО ПЕРВЫЕ ПРИХОЖАНЕ АКТИВНО УЧАСТВОВАЛИ В ПРОЦЕССЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РЯЗАНСКОЙ ЗЕМЛИ К МОСКВЕ – СОБИРАТЕЛЬНИЦЕ И УСТРОИТЕЛЬНИЦЕ ВЕЛИКОЙ РОССИИ.
РЯЗАНСКИЕ ЛЮТЕРАНЕ ВОЗДВИГЛИ В ГОРОДЕ ЧУДЕСНЫЙ ХРАМ СВЯТОЙ МАРИИ, КОТОРЫЙ ДО СЕГО ДНЯ УКРАШАЕТ ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР И СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ВЫСОКОЙ ДУХОВНОСТИ ПРИВЕРЖЕНЦЕВ АУГСБУРГСКОГО ИСПОВЕДАНИЯ.
ПРОПОВЕДУЯ О ХРИСТЕ РАСПЯТОМ, ВОСКРЕСШЕМ И ВНОВЬ ГРЯДУЩЕМ, ЛЮТЕРАНСКИЕ ВЕРУЮЩИЕ РЕВНОСТНО ТРУДЯТСЯ НА БЛАГО ЗЕМНОЙ ОТЧИЗНЫ: БОГОХРАНИМОГО И БЛАГОСЛОВЕННОГО РЯЗАНСКОГО КРАЯ.
|