Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

ЙОЗЕФ И ГИТЛЕРЮГЕНД

"SUDDEUTSCHE ZEITUNG": Йозеф и гитлерюгенд. Обстоятельства участия нынешнего Папы в гитлеровском молодежном формировании выясняла немецкая газета

Русский перевод на сайте Портал-Credo.Ru 28-07-2006 18:02 - Перевод "Портала-Credo.Ru" с польского перевода статьи, размещенной на портале "Wiara.pl"

 

В письме, датированном 4 марта 1939 года, жандармский комиссар Йозеф Ратцингер просит принять его младшего сына в духовную семинарию в городе Траунштейн. Сегодня в этом здании - популярный в городе католический интернат, а тогда здесь находилась просеминария для подростков, готовящихся ко священству.

К письму прилагаются все положенные документы: рекомендации учителя гимназии в Траунштейн Хуберта Похляйна, который хвалит Йозефа-младшего как способного и старательного ученика. Имеется также медицинская справка, подписанная д-ром Паулем Келлером. Врач отмечает, что подросток находится в добром здравии, хотя и немного и не добирает в весе. Юный кандидат успешно проходит вступительные испытания, и 16 апреля 1939 года Йозеф Ратцингер-младший, будущий Папа Бенедикт XVI, зачисляется в просеминарию св. Михаила.

Наступил важный этап в его жизни. Именно в просеминарии окончательно формируется его желание стать священником. Но этот же этап отмечен и некоторыми противоречивыми чертами. 16 апреля 1941 года, в день своего 14-летия, Йозеф становится членом гитлерюгенд. "От гитлерюгенд как Папе-Ратци" гласил заголовок в одном из прошлогодних номеров британской бульварной газеты "Сан". Именно в британских и американских СМИ активно циркулирует тезис о том, что на понтификате Бенедикта XVI лежит тень Адольфа Гитлера.

Петер Пфистер, директор архива мюнхенского архидиоцеза, морщится всякий раз, когда слышит подобные заявления. Недавно в архиве вновь появился журналист из Нью-Йорка. Читал документы полдня, а затем разразился очередной статьей о пресловутом гитлеровском прошлом Ратцингера. Тогда архивист послал 36-летнего историка Фолькера Лаубе поработать в архивах семинарии в Траунштейне.

Историк кропотливо разыскивал и собирал документы. В результате сформировалось целое досье. Перед сентябрьским визитом была готова история семинарии вплоть до окончания второй мировой войны. Бенедикт XVI дал согласие на ее публикацию, и таким образом появилась книга: "Архидиоцезиальная семинария св. Михаила в Траунштейн и ее архив".

Документы свидетельствуют в пользу нынешнего Папы. И подтверждают то, что Ватикан всегда повторял: Йозеф Ратцингер не был добровольцем гитлерюгенд, а был принужден вступить в его ряды. Документы свидетельствуют также о противостоянии семинарии давлению нацистского государства. А среди всего этого - совсем юный семинарист Йозеф Ратцингер. Документы помогают понять то, что происходило тогда с будущим понтификом несколько иначе, чем утверждается в газете "Сан".

Когда в 1937 году, Ратцингер начинает обучение в гимназии в Траунштейн. За два года до поступления в семинарию борьба мировоззрений в стране в самом разгаре. При этом только семинария дает возможность детям из бедных семей получить профессию священника.. Родители семинаристов, которых тогда было около 170 - это, главным образом, крестьяне, рабочие, чиновники низшего и среднего звена, ремесленники, мелкие торговцы. На рубеже 1938-39 гг. только 11 семинаристов полностью оплачивали пансион и питание. Дисциплина в семинарии была в духе XIX столетия. Юноши всегда должны были быть готовы к тому, чтобы исполнять обязанности священнослужителя, жить в безбрачии и быть оторванными от мирской суеты.

Близкие и дружеские отношения, особенно со сверстниками за стенами семинарии, не поощряются. Распорядок дня строго регламентирован. Необходимо ежедневно участвовать в мессе, раз в неделю исповедоваться, читать розарий (молитву по четкам). Директор семинарии Иоганн Майр в то же время понимает, что ничто человеческое не чуждо семинаристам, и активно развивает в учебном заведении занятия спортом и музыкой. Несмотря на это, новый семинарист Йозеф Ратцингер явно страдает: "Я принадлежу к типу людей, которые не созданы для интернатов, - пишет он в воспоминаниях. - Учиться в одной аудитории - мука". Еще большей мукой стали для будущего Папы уроки физкультуры.

Семинария скоро стала для нацистов бельмом на глазу. Вскоре после прихода к власти Гитлера начинается тихая война с Церковью и ее образовательными учреждениями. В 1934 году арестован настоятель храма в Траунштейне Йозеф Штелле, а перед его домом взорвана бомба. А название улицы, на которой находится семинария, - Кардинал Фаульхаберштрассе - в 1938 году сменили.

Минстр культуры Баварии Ганс Шемм и гауляйтер Адольф Вагнер активно проводят в жизнь нацификацию Баварии и пытаются подчинить господствующей идеологии гимназию в Траунштейне, тесно связанную с семинарией. Директор уволен, неугодные учителя арестованы или высланы. Несмотря на это, одна треть учеников старается держаться подальше от гитлерюгенд, гимназия считается подозрительной. К началу учебного 38/39 годов ее объединяют с городским реальным училищем, где большинство педагогов были сторонниками нацистов.

Для учеников и родителей, которые, подобно Ратцингеру, не являются нацистами, ситуация становится все более трудной. Так, отставной полицейский Йозеф Ратцингер- старший получил в 1938 году 242 рейхсмарки. Это ощущается особенно болезненно, поскольку Йозеф-младший, не будучи членом гитлерюгенд лишается скидок в оплате обучения. А вот с поступлением в семинарию большую часть этих расходов берет на себя архиепископия - сначала в размере 450, а потом - 500 рейхсмарок ежегодно.

Официально принадлежать к гитлерюгенду в семинарии не возбраняется - архиепископ не хочет откровенной конфронтации с нацистами. Однако семинаристы понимают, чего от них хочет церковь и до 1939 года среди них нет ни одного члена этой организации. Но с 25 марта 1939 года такое членство становится обязательным: все подростки от 10 до 14 лет должны быть членами дойчюнгфольк (молодой народ Германии), а в возрасте 14-18 лет - гитлерюгенд, Директор семинарии сопротивляется этому, затягивая исполнение решения. В гитлерюгенд семинаристы начали вступать только в октябре, а в дойчюнгфольк так и не вступил никто. Причем для новых членов гитлерюгенд по-прежнему не было льгот по оплате пансиона. Нацисты прекрасно понимали разницу между добровольцами гитлерюгенд и теми, кто попал туда вынужденно, под давлением обстоятельств. Эти последние считались как бы второсортными, которым еще предстояло заслужить доверие.

Это принудительное включение семинаристов в гитлерюгенд изменило жизнь духовной школы. Специальные уроки, упражнения, и митинги, специально организуемые во время месс и молитв, свидетельствовали о том, что новый порядок должен сменить старый. И семинаристы подчинились этому без протеста. Ведь они были аполитичными и воспитанными в духе послушания начальствующим. Также они не хотели дать повода властям или нацистской партии поступить с семинарией еще более жестко. Ведь нацисты только и ждали повода, чтобы закрыть это учебное заведение. В 1941 году в здании семинарии разместился лазарет вермахта, а семинаристы расселились по частным квартирам, либо уехали домой. Йозеф Ратцингер некоторое время живет в монастырском доме ордена Дев ангельских в Спарце. А затем также отправляется в родительский дом. 2 августа 1943 года его откомандировывают в часть ПВО в Мюнхене как подносчика снарядов.

Конфликты с нацистами, война, служба в действующем армейском соединении - глядя на все с высоты духовной перспективы, молодой Йозеф Ратцингер в письме к директору семинарии в декабре 1945 года оценивает это как возможность" более глубоко понять все величие и красоту душпастырского служения по сравнению с обыденной нормальной обстановкой". Эти слова позволяют увидеть те черты, которые связывают молодого семинариста с Папой Бенедиктом XVI. На этом, возможно, зиждется скептицизм по поводу того, что на первый план выходят ценности, спасительные только для этой жизни, при том, что необходимо придерживаться укорененных в традиции Церкви положений, имеющих вневременное значение.

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова