Яков Кротов. Путешественник по времени.- Вера. Вспомогательные материалы.
МИСТИКИ, РОЗЕНКРЕЙЦЕРЫ И ТАМПЛИЕРЫ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ
К оглавлению
Юр. А[никс]т (?)
ТРУБАДУР МИСТИЧЕСКОГО АНАРХИЗМА
(А.А. Солонович)
Tu est laid, mait tu as de la physionomie*
<* "Ты безобразен, но у тебя есть свое лицо". Из Цвейга.>
Преподаватель Московского Высшего Технического Училища по курсу математических упражнений; наследник покойного А.А. Карелина по "анархическим" и оккультно-политическим делам и организациям, Алексей Александрович Солонович, несомненно, талантливая и незаурядная личность. Внешнее безобразие придает энергии его внушения особую силу, особенно действующую на восторженные натуры и женщин. Громадная активность, пропагандистская и организационная, искупает его организационную бездарность, окружая его постоянно видимостью организационного кипения, вереницей эфемерных организаций. Бесконечные ордена и братства: Света, Духа, Креста и Полумесяца, Сфинкса, Взаимопомощи и т.п., целая иерархия оккультных, политических, "культурных" организаций, посвященных Иалдабаофу и его alter ego - Архангелу Михаилу, феерией болотных огней вспыхивают на темных и извилистых тропинках его жизни.
Официальной маской этой тайной деятельности Карелина и Солоновича была, как известно, Всероссийская Федерация Анархистов-Коммунистов, которую они возглавляли и которая, по существу своему, ни к чему их не обязывала**,<** Все выделения в тексте принадлежат автору. - А.Н.> но давала им ослепительный ореол крайних революционеров. Все вышеназванные ордена, братства, а также разные "крестьянские" (в которых не было крестьян) и "рабочие" (в которых все же была как будто пара настоящих рабочих) союзы и т.п. были для них тоже лишь вспомогательной иерархией организаций: каждая из этих организаций не подозревала даже о существовании другой - "высшей", которой она подчинена. А вся эта иерархия подчинена верховной международной организации, ни имени которой, ни содержания я пока не назову. Могу сказать лишь одно: Карелин вывез ее в Россию из Парижа, а в Париж, по-видимому, имел рекомендацию от русских масонов. Должен, однако, предупредить, что в хронике этой верховной организации упоминается, что масонство тоже было маской для этой организации, и, следовательно, она с масонством не тождественна.
Личный состав этой верховной организации, конечно, не анархический. Ее задача - гегемония избранных. Презрение, с которым они говорят в своих избранных кругах о 150
претензиях рабочих на культуру и политику, достаточно говорит о том, что им не все равно, какая гегемония. Острый антисемитизм это подчеркивает.
Россию и частично русскую эмиграцию унаследовал от Карелина по линии анархической маски Солонович. Но, если Карелин умел держать анархическое реноме, у Солоновича, как человека более бестактного, его оккультное существо бьет наружу. Экономический, политический и культурный революционный анархизм ему скучен. Люб ему только блеск оккультных аналогий, правда, улавливаемых им лишь со стороны их блестящей пестрой поверхности, блеск эффектных организационных церемоний (ритуалов), в которых он поистине "священнодействует", кипение организационных феерий и, главное, самочувствие "папы", спасителя, полубога, ибо он не считает себя человеком, а архангелом, даже выше архангела, и это говорится им совершенно серьезно. Большая часть людей, как он сам говорит, - лярвы, дьяволята, которыми командует Сатана. Солонович возмутился, когда один из его близких заметил ему лишь: "В нас тоже есть лярвы". "Нет, - сказал Солонович, - мы по меньшей мере ангелы".
Талант Солоновича своеобразен. Он пишет стихи. Но они никуда не годны по форме и их нельзя понимать: это какой-то набор звонких слов и образов. Он читает лекции и доклады, ошеломляет ими публику до одурения: столь они блестят эффектами остроумия, сравнений, неожиданных "новых" (хотя и вычитанных) взглядов и оборотов. Но как я ни пытался самое позднее на другой день после их произнесения узнать от его слушателей, о чем же говорил в лекции Солонович, ни разу ни один, несмотря на все потуги, не мог ничего, кроме внешних эффектов, припомнить, - так, по существу, они всегда бессодержательны и бессистемны. Они бьют на болезни воображения.
Он написал "труды": "О Христе и христианстве", "Волхвы и их предтечи", "Бакунин - Иалдабаоф" и т.п. - бесконечный ряд трудов, кроме оккультных Голубых сказок, пьес (подражания Карелину), медитаций и т.п. О "Бакунине - Иалдабаофе" он ухитрился в два года написать шесть громадных томов, имея до 1925 г. равнодушно-отрицательное отношение к Бакунину, натолкнутый в 1925 г. на пригодные для него моменты у Бакунина одним анархистом и начавший собирать материалы и писать эту "работу" самое раннее во второй половине 1926 года, т.е. материалы он собирал в процессе писания. Я спрашивал читавших об их впечатлении от этой работы. Серьезные интеллекты, привыкшие к ответственности за свои мысли и утверждения, говорили в одно слово: сумбур. Остальные восхищались, как он возвеличил Бакунина, как разругал Маркса. И все?.. Все: больше никто ничего серьезного мне не мог поведать.
Я сам читал его стихи, названные труды, пьесы и т.д., слушал его лекции, доклады, но ничего обо всем этом говорить не буду: не стоит.
Физиономия его, как я уже упоминал, безобразна. Еще безобразнее его внутреннее существо. Анархиста В.Михайлова он грозил отдать под суд за то, что тот отложил печатание его статьи перед более существенным и неотложным. И при всем том Солонович осмелился потребовать с анархического издания самый живодерский гонорар.
Самая наглая беззастенчивость его обнаруживается в его борьбе с теми, которые ему покажутся опасными конкурентами. О Р[огдае]ве, Пастухове и некоторых других анархистах Солонович и его жена распустили слух, что те служили или служат агентами-провокаторами.
О современном Международном Товариществе Рабочих и о ряде других анархических организаций Солоновичи уверяли, что это "одна жидовская лавочка".
Характерно для физиономии Солоновича, что, будучи отъявленным антисемитом, он втягивает и евреев в побочные вспомогательные организации. В основные организации допускаются только крещеные.
Но самое характерное для Солоновичей - это то, что, обвиняя вас за глаза в провокации, в безнравственности, в моральной нечистоплотности, они тем не менее в глаза будут по-прежнему жать вам руки, приглашать к себе, пытаться увлечь вас своими фантазиями и вовлечь вас в свои затеи и организации. Если они искалечат вам жизнь своими сплетнями 151
и клеветами, отпугнут от вас всех друзей - что ж, тем лучше: вы будете или морально раздавлены, как это случилось с Пастуховым и Проферансовым, или будете их верными клевретами, как это вышло с Бемом и С...
.......................................................…………………………
Откуда же такая "душевная красота"?
С точки зрения проповеди самого Солоновича, он состоит из духа, души и тела. Красота его тела нам известна, душу его еще при старом режиме судили за порнографию. Но, в отличие от презренных масс, он имеет еще и дух. Люди - или физики, любящие тельце, или психики - мыслители, организаторы и т.п. Он же - пневматик, а потому - "мистик", прозревает глубины всех семи и двенадцати небес и сверх них. Кем был и будет в воплощениях его дух, я его не спрашивал. Но его жена хвасталась, что в прошлом воплощении она была мужчиной и в следующем тоже будет мужчиной, нынешнее же, женское, ниспослано ей в качестве испытания.
Что же представляет из себя дух Солоновича?
В революцию 1905-07 гг. он напечатал какую-то брошюру об анархизме. В реакцию 1912 года он уже издает свои "Скитания духа". Там он пишет:
"Это была маленькая полутемная комната, почти совершенно пустая, если не считать мраморной статуи распятого Христа у одной из стен.
Спеша и путаясь от лихорадочно-стремительной поспешности, она разделась и подошла к статуе (стр. 148).
...вот ее голова поднялась до уровня, где узкая повязка покрывала верхнюю часть ног и низ живота статуи.
Тогда ее руки сразу сжались, голова выпрямилась, а губы впились в то место, где повязка немного выдавалась... Все тело прижалось одним сокращением к мрамору, а ноги обвились вокруг ног изваяния (стр. 149-150).
Голова Христа нагнулась к ней, и острый поцелуй, горячий, как огонь, обжег ее с ног до головы.
Он как будто влил расплавленный металл и заклокотал в ней... Он и она были одно..." (стр. 150).
Словом - оккультно-порнографическая поэма в прозе.
Наступает война 1914-17 гг. Солонович печатает ура-патриотические стихи, призывает в них бить немцев как исконных врагов славянства, воспевает "триединое царство" Россию, сербского короля и т.п.
1917 год. Революция. Солоновича его приятель тащит на революционную улицу, а Солонович... читает Масперо и отмахивается: "до Р.Х. были революции и после этой будут, а что в них толку". Но неугомонный приятель не отстает, вытаскивает Солоновича на улицу, и, конечно, Солонович превращается в левейшего революционного деятеля. Печатает "Квадригу мировой революции" (первое свое анархо-мистическое исповедание).
Побеждают большевики. Карелин - член ВЦИК, проповедует официально мирное завоевание большинства в Советах. А тайно - создает оккультные организации совокупно с Солоновичем. Объявляется священная война материалистическим движениям. Кропоткина и Бакунина Солонович третирует как недалеких "психиков". Кропоткинский музей бойкотируется истинными последователями Карелина, за исключением разве немногих старших, что объясняется "тактикой".
С 1924 г. Карелин, Солонович и Кo через Эрманда, специально по просьбе рабочих организаций Америки (доверившихся ореолу Карелина) посланного для этой цели, руководят известной газетой "Рассвет". И "Рассвет" постепенно превращается в оккультно-анархо-белогвардейскую газету.
В этой газете, в созданном ею журнале "Пробуждение" и как будто с ее помощью и отдельными изданиями они под разными псевдонимами печатают свои руководящие внешне оккультные откровения. К сожалению, не имея под руками номеров газеты и журнала, я не могу сказать, были ли напечатаны там такие оккультные произведения 152
самого Карелина, как "Маги", "Два Калиостро", "Свет нездешний" и т.п., или другие, но что названные и другие, неназванные были посланы в Америку Эрманду и то многое, что среди русских последователей считается эзотерической тайной, а в Америке было опубликовано, это мне известно из уст самих московских заправил.
С 1925 г. эта компания в поисках трибуны устраивается в Музее Кропоткина, выдворив оттуда разными "красивыми" и некрасивыми способами почти всех анархистов. Но ведь неприлично же быть во главе ансекции Кропоткинского комитета таким явным врагом Бакунинско-Кропоткинского материалистического анархизма. И вот Бакунин, Кропоткин и Толстой объявляются пневматиками. Солонович заявляет, что они во главе угла его миросозерцания, начинает их изучать и фальсифицировать.
Все ж еще в 1926 г., по Солоновичу, Бакунин, Кропоткин и Толстой - только языческие волхвы с востока, явившиеся, чтобы быть преклоненными и возвестить славу какого-то еще только рожденного оккультного мессии. См. его статью "Волхвы и их предтечи".
Позднее Бакунин из волхвов превращается Солоновичем уже в бога седьмого неба - Иалдабаофа, враждующего с богом земли и евреев - Иеговой-Марксом (ср. статьи Булгакова и Бердяева за границей).
Знаменательное повышение по службе.
Таковы зафиксированные самим Солоновичем на страницах печати его "Скитания Духа".
Для чего же все это? Чего и какими методами хочет достичь Солонович?
Со слов жены Солоновича - оккультизмом они занимались еще до революции 1905 года. Как видно из "Скитаний Духа", они находились под влиянием оккультизма западного посвящения, преимущественно каббалистического. "Скитания Духа" близки по форме и содержанию писаниям Сент-Ив д'Альвейдера.
Карелин ввел их в одну из форм строгого посвящения, привезенную им из Парижа. Многие данные говорят, однако, за то, что это - фальшивая форма строгого посвящения. Так, например, многие идеи и методы абсолютно противоречат документам хотя бы известного Братства Философов Древней Системы.
Кто же они, эта Карелино-Солоновичская компания, эта Солоновщина?
Если вы, по их мнению, неспособны проникнуться их затеями, они используют вас в периферических организациях и выдают себя за самого ярого правовера вашего вероисповедания, если только вы попали к лицам, которым, в силу разделения труда, поручены соответствующие категории вероисповеданий.
Если им кажется, что вы податливый человек, вам начинают предлагать переходную литературу: оккультные романы, йогов, каббалистов, теософов и антропософов, Карпентера, Эмерсона, церковных мистиков, Бердяева, Булгакова, литературу по сектантству, индусскую, персидскую и т.п. мистическую литературу, соответственно тому, что окажется подходящее. Вам читают лекции, направленные против материализма, или даже в первое время против наименее удобных форм материализма. Затем вводят в кружок взаимопомощи, изучения евангелия, изучения философии и т.п. Затем начинают незаметно прививать свой псевдопневматизм, антисемитизм, ненависть к науке и технике и к индустриальной культуре. Прививают любовь к средневековью, к магизму и т.д. Приучают лгать так, чтобы чувствовать себя говорящими как бы правду, но фактически - обмануть, пользуясь софистическими оборотами, двусмысленностями и неточностью языка, пустить в массу вымысел, чтобы получить нужный эффект (магия слова). Это они называют - быть в лабиринте Миноса.
Их задача, как я уж сказал, - гегемония избранных, пневматиков, как они о себе отзываются. Их средства - все, какие будут найдены удобными: обман, клевета и т.п. Их метод - мимикрия. По поводу смерти Ленина они печатают сочувствие ВКП партии и восхваляют Ленина за то, что он "дал землю крестьянам". В Кропоткинском музее они самые "неподдельные кропоткинисты". В "Рассвете" они восхваляют Николая Николаевича Романова, человека, небезызвестного в России, и т.п. В их руководящей 153
организации представлен спектр партии религиозных организаций, на всякий случай, по-видимому. Кто же они на самом деле? Авгуры. Их вера - бессердечный словесный фокус на службе самозваного мессианизма.
Куда политически тянет эта компания?
Из сказанного ясно, что даже не к буржуазно-демократической контрреволюции: маска анархизма, идея гегемонии лучших, ненависть к индустриальной культуре, черносотенная форма мистики - все это говорит, что здесь мы, по-видимому, имеем дело с деформацией дворянско-мистической контрреволюции в условиях современности.
Один из карелино-солоновичцев, член анархической секции и Кропоткинского Комитета, так буквально и пишет:
"Россия ждет своего нового патриарха Гермогена, своих новых воителей Александра Невского и Дмитрия Донского. Все они могут вновь родиться скорее всего в лоне внутренней мистической церкви..."
Чего же ждать от этих новоявленных мессий? Только самых мрачных дней средневековья, когда судьбу мира решал сонм "мошенников священных", по выражению апологета церкви - Владимира Соловьева.
Нет им места среди честных революционеров и изыскателей истины.