Епископ Вениамин Милов
ЧТЕНИЯ ПО ЛИТУРГИЧЕСКОМУ БОГОСЛОВИЮ
К оглавлению
Глава четырнадцатая
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ
В ЛИТУРГИЧЕСКОМ ОСВЕЩЕНИИ
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ
(В литургическом изображении)
Стихиры и каноны на праздник Рождества Пресвятой Богородицы составлены
несколькими церковными песнопевцами. В надписаниях стихир упоминаются
имена Константинопольских Патриархов святых Анатолия, Германа и
Патриарха Сергия, святого Андрея, Архиепископа Критского, Стефана
Святоградца. Каноны надписаны именами преп. Иоанна Дамаскина и св.
Андрея Критского.
Упомянутые авторы в своих творениях раскрывают историю и общецерковное
значение Рождества Богородицы.
История праздника у них передается сжато, но во всех основных подробностях
и сходно с древними апокрифическими сказаниями об этом событии.
Использование апокрифов знаменитыми песнопевцами в церковно-богослужебном
творчестве, косвенно свидетельствует о достоверности апокрифических
сказаний, касающихся передачи главных событий жизни Богоматери и
сомнительности лишь некоторых апокрифических подробностей в сказаниях.
Литургическое изложение истории Рождества Пресвятой Богородицы
изобилует библейскими терминами, сопоставлениями исторических сведений
с ветхозаветными пророчествами.
Группировка богослужебных идей рассматриваемого праздника намечается
самым историко-догматическим содержанием их. Применительно к этому
мы изложим прежде историю Рождества Богородицы и после определим
его догматическое значение.
Божия Матерь родилась от престарелых родителей Иоакима и Анны,
не имевших детей до глубокой старости. Иоаким происходил из рода
Давидова, Анна - из рода Аарона [1].
Бездетная супружеская чета отличалась праведностью, благочестием
и благодатным целомудрием [2]. При всей непорочности личной жизни
она долго несла тяготу поношения за бесчадие со стороны единоплеменников
[3]. Однажды прав. Иоаким, по случаю какого-то
праздника, приносил в Иерусалимский храм дары. Первосвященник не
хотел принимать от него приношений, как от человека, отвергнутого
Богом и наказанного бездетностью за грехи. Незаслуженная обида потрясла
Иоакима. Он ушел в горы близ Иерусалима и там изливал свою скорбь
в молитве к Бегу.
Поношение мужа оплакивала в своем доме и св. Анна. Облегчение в
печали она искала естественно в молитвенном устремлении к Богу и
просила Его даровать чадо. Молитва обоих супругов вошла в слух Господа
Саваофа. Ангел, по Божию повелению, возвестил им о предстоящем рождении
у них дочери и они действительно получили свыше силу деторождения.
Неплодная Анна зачала дитя от Иоакима и по истечении естественного
срока чревоношения родила Преблагословенную Марию — Богородицу [4].
Младенец Мария была чисто небесным даром от Бога праведникам. Неплодные
Аннины ложесна отверз именно Сын Божий и повелел изойти из бесчадной
утробы Источнику жизни [5].
Так Богосыновним мановением св. Анна соделалась плодоносной бороздой,
произведшей добрый колос - Богородицу [6].
Можно себе представить радость праведных родителей, осчастливленных
чадородием. Иоаким, ликуя, говорил в слух всех: "Мне родился жезл,
от которого прорастет цвет - Христос" [7]. Праведная же Анна, кормя Младенца своим
млеком, была готова "от радости плескать руками" [8] и говорила мысленно: "неплодная, родила
Божию Матерь, ради Которой разрешится осуждение Евы... Сорадуйтесь
мне, все сыны Израиля, ибо вот Господь дал мне одушевленную Палату
Его Божественной славы, в общее веселие, радость и спасение" [9].
Счастливые родители обещали посвятить свою Дочь на служение Богу.
С наступлением Ей трех лет они действительно отвели Ее на жительство
в Иерусалимский храм для воспитания и воскормления рукою Ангела
[10].
Говоря библейски — от Анны, малого чертога, - родилась Мария, Божий
град, имеющий выход от утробной двери, но не знающий входа плотского
общения [11].
Рождество Пресвятой Богородицы многозначительно для всего человечества,
торжественно чтится во вселенской Церкви по устроению Сына Божия
[12]. Иоакиму и Анне, высшим всех земных родителей сорадуется мир
ангельский и человеческий не без глубокого основания [13].
Рождение Пресвятой Богородицы Марии служило преддверием явления
на землю во плоти Солнца правды — Христа. Оно означало приближение
времени разрушения греха, осуждения и смерти, тяготевших над людьми,
указывало на скорое воссияние Божьего благословения и вечной жизни
на земле [14].
В Лице Пресвятой Марии благодать родила Предызбранную из всех родов
в жилище Христу Богу [15], начаток человеческого спасения и Ходатаицу о нем [16].
Всецарица Богородица есть по Своему достоинству Матерь жизни, Скиния
всечеловеческого примирения грешных с Богом, Божий одушевленный
престол, Чертог неприступного света Божества и Книга Слова жизни
[17]. Пророк Иезекииль назвал Ее Божественной Девической Дверью,
обращенной к востоку и ожидающей входа чрез Нее во вселенную великого
Спасителя Христа [18]. Как Дверь Единородного Сына Божия Пресвятая Мария превзошла
сиянием плоды чрева всех светлых жен на земле [19]. Ввиду этого, Ее рождение, предвозвещающее начало спасения
людей от духовного бесплодия, вызывает шум празднующих и созидает
церковное благолепное торжество [20].
Весть о том, по словам песнопевцев, достигает прародителей Адама
и Евы [21]. Отлагая печаль, они побуждаются говорить: "Чрез Тебя, Пречистая,
мы с явлением Христа избавимся от клятвы" [22]. Праматерь же Ева ублажает свою Внучку приветственным восклицанием:
"Мне родилось ныне Избавление. Ради Девы я освобожусь от адских
уз" [23]. Подобно Адаму и Еве о рождении Пресвятой Марии радуется праотец
Ее Давид и объявляет всем: "Бог мне клялся и исполнил клятву, дав
мне от плода моего чрева Девицу. Из Нее родится на моем престоле
Царь Христос, имеющий вечно незыблемое Царство" [24].
С приведенным общим упоминанием о значении Рождества Богородицы
церковные песнопевцы присоединяют еще ряд замечаний об участии Богоматери
в восстановлении человеческого рода из состояния падения.
В богослужебных песнях и тропарях праздника, например, высказывается
мысль, что чистая Богоматерь и Раба Христа Бога непрерывно ходатайствует
пред Ним о даровании людям первого блаженства [25]. Для склоняющихся к аду Она - мост жизни [26]. Ею попран бесстыдный ад, а всеродная Ева введена в твердую
жизнь [27]. Она отверзла вход в рай, затворенный древним преступлением
[28] и, как непорочная Агница привела в наше существо Агнца — Христа
[29]. От Нее родился Богомладенец — Огнь по Божеству и Отчее Слово
[30] и в Ее чреве из всечеловеческой персти создал тело, не всеянное
земным отцом [31].
Некогда уста Патриарха Иакова, благословлявшего сына своего Иуду,
назвали Богородицу — Летораслью, произращающей Сына Божия действием
Св. Духа [32].
Пречистая действительно была Посредницей Боговоплощения, Ее, во
время Архангельского благовещения, по благоволению Бога Отца осенил
Божественный Дух и вселилось в Нее Слово Отчее [33]. Рождением воплотившегося Сына Божия Она облагоухала миром
благодати концы мира [34].
После всего сказанного становится понятною причина всемирного
почитания зачатия, рождения и пелен Пресвятой Богородицы. Верующие
люди по всей земле достойно чтут песнями и хвалами Ту, Которая рассеяла
в мире тьму безблагодатности и принесла человечеству избавление
от вечной смерти и дарование обожения [35].
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
(По изображению церковных песнопевцев)
История Введения во Храм Пресвятой Богородицы, излагаемая в церковных
песнопениях и канонах, представляет святоотечески выверенное и принятое
всей Православной Церковью древнее предание.
В надписаниях тропарей и стихир на данный праздник упоминаются
имена их составителей - св. Георгия, Архиепископа Никомидийского,
Леонта Маистора, Сергия Агиополита и Василия, составившего второй
канон на утрени. Названные авторы связывают историю "Введения" с
библейскими пророчествами Ветхого Завета. При этом они опускают
в повествовании многие мелкие фактические детали освещаемого события,
останавливаясь исключительно на его одних существенных моментах.
Св. Георгий, Архиеп. Никомидийский, вносит в свой канон на "Введение"
диалогическую беседу прав. Анны с великим священником Захарией.
В этой беседе он приводит собственно общебогословские рассуждения
о величии Пресвятой Богородицы. Догматическая терминология св. Георгия
явно позднейшего происхождения. Сделать упомянутую вставку его побудило
свидетельство предания о действительном озарении Захарии Св. Духом
пред введением Богоотроковицы во храм. Отсюда диалог был необходим
св. Георгию, как переход к дальнейшему развитию повествования о
вхождении Пречистой внутрь Святого Святых.
Возвышенный язык церковных песнопений во славу Богоматери умилительно
изображает историю настоящего праздника, равно и пути Божьего Промысла,
подготовившего Святую Деву к Богоматеринству.
По свидетельству канонов на "Введение" родители Пресв. Богородицы
- Иоаким и Анна долгое время были бездетны. Уже в глубокой старости
Бог даровал им силу деторождения и через Ангела обрадовал их извещением
о рождении у них Чада. Обещание Божие вскоре исполнилось. Праведная
Анна зачала и родила Дочь по имени Марию [36]. Осчастливленные родители дали обет посвятить Ее на служение
Богу, как непорочную жертву.
Когда Марии исполнилось три года, тогда праведные Иоаким и Анна
решили привести Ее на жительство в храм, чтобы осуществить свое
обещание [37].
Пресвятая Мария, еще младенец возрастом, услышав о предстоящем
Ей поселении в Иерусалимском храме, не устрашилась разлуки с родными
и не плакала, но охотно подчинилась родительской воле [38].
В один из дней праведная Анна пригласила в свой дом близких знакомых
и родных, а также много Назаретских девиц. В предшествии их Она
вместе с Иоакимом, радуясь и торжествуя, повела свою святую Дочь
в Иерусалим. Впереди многолюдной процессии с пением псалмов шли
девицы в белых одеяниях, держа в руках зажженные свечи. Между прочим
они пели и тот псалом, в котором Псалмопевец пророчески говорит
о приведении Богоматери в Чертог Царя и шествии вместе с Нею дев
и близких Ее [39].
В буквальном пророчестве Давида Пречистая Дева называется Царицей,
предстоящей в храме Царю и Богу. "Вслед за Ней, - говорит Давид,
- приведутся Царю девы. Они входят в Царский Чертог" [40].
На пути в Иерусалим праведные Иоаким и Анна внутренне ликовали
при мысли, что они удостоились принести Богу самый дорогой дар -
единственное дитя. Ободряя Пресвятую Марию, Анна время от времени
говорила Ей: "Дитя! Ты идешь к Богу, давшему мне Тебя. Будь Ему
жертвой и благовонным фимиамом [41]. Трехлетняя Богоотроковица не могла сама проходить все многоверстное
расстояние от города Назарета до Иерусалима. Поэтому праведная Анна
большей частью несла Ее на руках [42].
Но вот, наконец, путники достигли цели путешествия и подошли к
великолепному Иерусалимскому храму. Навстречу процессии в окружении
священников вышел первосвященник Захария, - отец Предтечи, сын Варахиин
[43].
В богослужебном тропаре Захария называется первосвященником и великим
архиереем не в смысле его первосвященнического достоинства, а как
начальник иереев в своей чреде. При виде Захарии праведная Анна
воскликнула: "Прими, Захария, Проповеданную Духом чрез Божиих пророков
и введи Ее в храм для священного воспитания" [44]. "Введи данное мне Богом Дитя в храм Создателя... Я - раба
Бога, с верою призывала Его и спросила у Него этот плод моего чрева.
- Теперь я привожу Дочь Давшему Ее" [45].
Захария, исполнившись Св. Духа, сказал Анне: "Твой поступок поистине
законен. Но я проразумеваю здесь нечто чудное. - Приводимая в Божий
Дом превосходит Святое Святых" [46]. "Ты вводишь истинную Матерь жизни - Богородицу. Именно о
Ней Божий пророки светло проповедывали, что Ее вместит этот храм"
[47].
На слова первосвященника Анна ответила: "И я уразумеваю изрекаемое
тобой. Ты Божиим Духом провозгласил истину об имеющем быть с Отроковицей.
Прими Ее в храм" [48].
Тогда Захария благословил Пресвятую Марию и воскликнул: "Нам возжглась
светоносная Свеча. Она воссияет всем в храме величайшую радость.
Да сорадуются мне души пророков, видя совершение преславного события
в Божием Доме" [49]. "Господня Дверь! Я открываю Тебе двери храма. Ликуй в нем.
Я познал и уверовал, что из Тебя родится Бог Слово" [50]. "Ты, пришедшая в обитель Царя всех, чтобы освятиться... есть
радость всех, избавление и наше воззвание ко спасению. Веселись,
Иоаким и Анна! Вы принесли трехлетнюю Юницу, имеющую плотски родить
Божественного Тельца" [51].
Сказав эти слова, Захария, будучи от благодатного восхищения вне
себя, взял Богоотроковицу Марию за руку и повел Ее прежде во святилище,
а затем во Святое Святых [52].
Вхождение Пречистой в недоступное людям место храма было богоугодно,
боголепно и со славою. Сами ангелы, созерцавшие описанное чудное
зрелище [53], удивились поступку Захарии.
Церковные песнопевцы, отмечая данный факт, также выражают свое
изумление многими восторженными словами.
"Ныне, - говорят они, - святая и непорочная Мария Святым Духом
вводится во Святое Святых, как одушевленный кивот Христов [54], и хвалятся святые Давид, Моисей и Иуда. От их корня изрос
такой чистый плод - Дева" [55]. "Ныне Св. Дух написует в Божием Доме знаки уневещения Богу
Отроковицы и Бог принимает Ее от людей в ознаменование их последующего
примирения и обновления" [56].
"Сегодня Дева, многосветлый светильник благодати и пречистый Храм
Спасителя, совводит с Собой в Дом Господа благодать... и концам
земли воссиявает радостную весну" [57]. "Она предызображает Своим явлением и начинающееся исполнение
Божьего Промышления" [58].
Литургические замечания о введении во храм Пресвятой Марии показывают,
что на Ней исполнились предсказания пророков. Она подлинно просветила
благодатию Иерусалимский храм, принявший Ее, как диадиму Царя Христа
[59].
Богоизбранная Богоневеста была введена во Святое Святых в силу
беспримерного и высочайшего Своего достоинства. Трехлетняя возрастом,
Она была многодетна духом и совершенна душой, приняв с любовию родительское
предложение о поселении при храме [60].
Подзаконное Святое Святых радовалось, подняв Ее, Источника нашей
Жизни [61].
Получив от первосвященника позволение молиться во Святом Святых,
Богоотроковица здесь ежедневно принимала небесный хлеб из рук Архангела
Гавриила, служившего Ей по Божию велению [62].
Образ духовно-благодатного возрастания Пресвятой Марии при храме
был так же необычен, как необычайно было и Ее рождение от бесплодных
престарелых родителей [63]. В Лице Ее Трисолнечный Свет Бог, как бы от одного Солнца
возжег здесь благодатно Богородицу и непрерывно божественно осиявал
Ее Троичным Светом [64].
Всенепорочная воспитывалась в храме собственно Божественною благодатию.
Созерцание явно вселившегося в Нее Св. Духа изумляло самих небесных
ангелов [65].
По словам церковной песни, приосенение благодатию Богоотроковицы
в недоступной людям части храма предвидено было еще пророком
Аввакумом. Пророк за изобилие благодати и процветание добродетелями
назвал Пресвятую Богородицу горой, приосеняемой лесной чащей [66].
Пребывание в церковной обстановке, слушание Священного Писания,
богослужебного пения, чтения молитв и слышание ангельской беседы
чрезвычайно радовало Пречистую. Душа Ее непрерывно обогащалась мудростью,
сердце услаждалось благодатию. Пресвятая Мария в полном смысле этого
слова была благодатным домом и хранительницей тайн несказанного
духовного устроения [67].
Вскормленная небесным хлебом и воспитанная Св. Духом, Она промыслительно
уготовилась к рождению миру Хлеба жизни — воплощенного Отчего Слова.
Введение во храм Девы Марии было началом Ее предобручения Духом
Богу и Отцу в храм Отчему Слову [68].
Богослужение на праздник "Введения", содержание вышеизложенных
тропарей и песнопений, не только вводит в живое созерцание Пречистой
Девы во храме, но и учит Ее прославлять и Ей горячо молиться [69].
Чрез Нее мы примирились с Богом и Ее молитвами спасаемся [70].
Она, исполненная благодати Духа, всегда просвещает молящихся Ей
присносущным светом, сообщает им силу свято жить, успокаивает их,
защищает и покрывает от всякого зла [71].
[1] Рожд. Богород. утра, Седален по 2 стихосл., 1 Канон, 2 тр. 5
п.
[2] Рожд. Богород. утра, 3 хвалитная стихира.
[3] Рожд. Богород. утра, Кондак по 6 п. Канона.
[4] Рожд. Богород. Вел. вечер., 2 стиховн. стихира; утра, 1 Канон,
1 тр. 6 п.. Икос по 6 п.; 2 Канон, 3 тр. 1 п., 4 тр. 5 п.
[5] Рожд. Богород. Велик, вечер., 2 стихира на Литии; Утра, 1 Канон,
2 тр. 6 п., 1 тр. 9 п.; 2 Канон, 1 тр. 8 п.
[6] Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 2 и 3 тр. 8 п., 1 тр. 9 п., 2 хвалитная
стихира.
[7] Рожд. Богород. утра, Седален по Полиелее.
[8] Рожд. Богород. Велик, вечер., 3 стиховная стихира.
[9] Рожд. Богород. Вел. вечер., 3 стиховн. стихира; утра, 2 Канон,
2 тр. 7 п.
[10] Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 1 тр. 1 п., 1 тр. 3 п., 1 тр.
6 п.
[11] Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 4 тр. 8 песни.
[12] Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 4 тр. 8 песни.
[13] Рожд. Богород. Мал. вечер., 5 стихира на Господи воззвах.
[14] Рожд. Богород. Мал. вечер., тропарь праздника.
[15] Рожд. Богород. Велик, вечер., 6 стихира на Господи воззвах.
[16] Рожд. Богород. Мал. вечер., 1 и 2 стихиры на Господи воззвах,
1 стиховная стихира; Велик, вечер., 4 стихира на Господи воззвах.
[17] Рожд. Богород. Вел. вечерня, 1 стихира на Господи воззвах,
4 и 5 стихиры на Литии; утра, 1 Канон, 1 тр. 8 п.
[18] Рожд. Богород. Велик, веч., 2 стихира на Господи воззвах.
[19] Там же, 3 стихира на Господи воззвах.
[20] Рожд. Богород. Велик, вечерня, 6 стихира на Господи воззвах;
3 стихира на Литии, 4 стиховная стихира.
[21] Рожд. Богород. Мал. вечерня, 3 стиховная стихира.
[22] Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 3 тр. 7 песни.
[23] Рожд. Богород. Вел. вечерня, 1 стихира на Литии; утра, Седален
по 3 п. Канона.
[24] Рожд. Богород. утра, Седален по 1 стихосл., 2 Канон, 3 тр.
4 п.
[25] Рожд. Богород. утра, 1 Канон, 2 тр. 1 песни.
[26] Там же, 1 Канон, 3 тр. 1 песни.
[27] Рожд. Богород. Велик, веч., 4 стихира на Литии.
[28] Там же, 3 стихира на Литии.
[29] Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 4 тр. 1 песни.
[30] Там же, 6 тр. 1 п., 6 тр. 5 п., 6 тр. 6 п.
[31] Там же, 2 Канон, 2 тр. 9 п.
[32] Там же, 1 тр. 4 п.
[33] Там же, 2 Канон, 5 тр. н6 п.
[34] Рожд. Богород. утра, Светилен по 9 п. Канона.
[35] Рожд. Богород. утра, 2 Канон,4 тр. 6 п., 3 тр. 9 п.; Великая
вечерня, 5 стихира на Литии.
[36] Введен, утра, 1 Канон, 1 тр. 6 п., 2 Канон, 6 тр. 8 п., 1 тр.
9 п.
[37] Введен, утра, 2 Канон, 5 тр. 4 п.
[38] Введен, утра, 2 Канон, 4 тр. 4 п.
[39] Введен. Велик, вечерня, 2 и 5 стихиры на Господи воззвах, 1
стихира на Литии, 3 стиховн. стихира; утра, 1 хвалитная стихира.
[40] Псал. 44,15 -16; Введен. Велик, вечерня, 1 стихира на Литии;
утра, Седален по 3 п. Канона, 1 Канон, 2 тр. 3 п.
[41] Введен. Вел. вечерня, 2 стиховная стихира.
[42] Введен, утра, Седален по 1 стихословии.
[43] Введен, утра, 2 Канон, 7 тр. 3 п.
[44] Введен. Вел. вечерня, 6 стихира на Господи воззвах.
[45] Введен, утра, 1 Канон, 1 и 3 тр. 8 п.
[46] Там же, 1 Канон, 4 тр. 8 п.
[47] Там же, 1 Канон, 2 тр. 8 п.
[48] Там же, 1 Канон, 5 тр. 8 п.
[49] Введен. Малая вечерня, 1 стихира на Господи воззвах; утра,
1 Канон, б тр. 8 п.; 8 припев на 9 песни.
[50] Введен. Велик, вечерня, 1 стиховн. стихира.
[51] Введен. Вел. вечерня, 4 стихира на Литии; утра, 1 Канон, 2
тр. 5 п.; 2 Канон, 3 тр. 5 п.
[52] Введен, утра, 2 Канон, 3 тр. 8 п.
[53] Введен, утра, Канон, 1, 2, 3, 5 и 7 припевы на 9 песни.
[54] Введен. Вел. вечерня, 1 и 4 стихиры на Господи воззвах.
[55] Введен, утра, 2 Канон, 2 тр. 8 песни.
[56] Введен, утра, 1 Канон, 2 тр. 6 п.; 2 Канон, 4 тр. 5 п.
[57] Введен, утра, Кондак по 6 п., 1 Канон, 4 тр. 5 п., 1 и 2 тр.
7 п.
[58] Тропарь Введению, Велик, вечерня, 4 стихира на Литии, Мал.
вечерня, 3 стихира на Господи воззвах.
[59] Введен, утра, 1 Канон, 4 тр. 6 п.
[60] Введен. Мал. вечерня, 2 стихира на Господи воззвах; утра, 2
Канон, 4 тр. 3 п., 5 тр. 3 п., 5 тр. 6 п.
[61] Введен. Мал. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах.
[62] Введен. Мал. вечерня, 3 стиховная стихира, Велик, вечерня,
7 стихира на Господи воззвах.
[63] Введен, утра, 1 Канон, 3 тр. 5 п.
[64] Введение Мал. вечерня, 4 стиховн. стихира; утра, 2 Канон, 8
тр. 3 п.
[65] Введен. Велик, вечерня, 7 стихира на Господи воззвах.
[66] Введен, утра, 1 Канон, 2 тр. 4 п.
[67] Введен, утра, 1 Канон, 3 тр. 6 п.; 2 Канон, 4 тр. 4 п., 3 и
5 тр. 7 п.
[68] Введен, утра, 3 хвалитная стихира.
[69] Введен, утра, 2 Канон, 6 тр. 3 п., 7 тр. 4 п.
[70] Введен. Вел. вечерня, 3 стихира на Господи воззвах.
[71] Введен. Вел. вечерня, 3 стихира на Господи воззвах; утра, 1
Канон, 3 тр. 1 п., 1, 2 и 6 тр. 9 п.
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:
АНТ. - АНТИФОН
ГЛ. - ГЛАС
О. - ОКТОИХ
П. - ПЕСНЬ
ПОЛУН. - ПОЛУНОЩНИЦА
СТИХ. - СТИХИРА
ТР. - ТРОПАРЬ
|