Епископ Вениамин Милов
ЧТЕНИЯ ПО ЛИТУРГИЧЕСКОМУ БОГОСЛОВИЮ
К оглавлению
Глава десятая
ПЕРЕЖИВАНИЕ ЛИТУРГИИ
ХРИСТИАНИНОМ
Верующие во Христа
Спасителя приняли от Него в закон личной жизни заповедь о всецелой
любви к Богу и ближним. Исполнение этой заповеди требует непрерывных
упражнений или самособираний в любви. Падшая и падающая в грех природа
человека постоянно отъединяется от Бога и людей греховными мыслями,
чувствами и делами.
Восстановление слабеющего единения своего с Богом и ближними христиане
получают наиболее полно и глубоко переживанием Литургии.
Самый приступ всякого верующего к слушанию литургийных молитв,
песнопений и тем более причащение св. Тайн за Литургией требуют
от него подготовки. Он прежде обязан примириться с Богом покаянием
и с людьми испрошением у них прощения.
Восстановление единения с Богом и ближними покаянием и примирением
вводит и вчленяет христианскую душу в мистическое Тело Церкви. После
того верующий делается способным устремляться всем умом и всем своим
сердцем к Богу, в литургийных хвалениях, благодарениях и благожелательных
прощениях о даровании всем членам Церкви и всему человечеству различных
Божиих дарований.
Пред началом литургии в храме обычно читаются так называемые "Часы"
- третий и шестой. Последование часов состоит из чтения псалмов,
тропарей и просительных молитв. Совершенное внимание к данному чтению
углубляет личные покаянные чувства присутствующих в храме, поставляет
их в благоговейное чувство присутствия Божия и возбуждает в их сердцах
сокрушение о грехах и смирение.
По окончании "Часов" начинается Литургия оглашенных. Священник
хвалебно и громогласно "благословляет Царство Отца и Сына и Св.
Духа ныне и всегда и вовеки веков". Хор, а за ним весь народ сердечно
отвечают "Аминь" то есть "Да будет так".
После того следует возглашение диаконом "великой ектеньи", объединяющей
всех в храме молитвенно с Богом и друг с другом.
Народ мысленно и сердечно повторяет каждое возглашение диакона
и слова "Господи помилуй", которые поет хор. Переживать слова ектеньи
то же, что повторять их внутренне с пониманием, чувством и со всем
благожеланием. Эти слова выражают моления о христианах всего мира
и о разных существенных потребностях людских.
Заканчивается великая ектения приглашением: молитвенно вспомнить
ходатаев о нашем спасении - Пресвятую Богородицу и всех святых и
предать или вручить покрову Божию личную жизнь. Священник, продолжая
и завершая слова диакона, прославляет затем Св. Троицу.
Вслед за великой ектеньей поются изобразительные псалмы 102 и 145,
перемежаемые малыми ектеньями. Псалмы возводят верующие души к умиленному
представлению благодеянии Божиих человеку и непосредственного промышления
Бога особенно о боящихся Его и предающих себя Его покрову.
Следующее пение за Литургией "Блаженны" изображают ступени человеческого
восхождения к Богу по лествице добродетелей на основании слов Самого
Христа Спасителя в Его нагорной проповеди [1]. Пред мысленным взором слушающих пение
одно за другим проходят состояния возвышения к Богу, каковы: нищета
духа, плач о грехах, кротость, алчба и жажда оправдания, милосердие,
чистота сердца, миротворение среди ближних, терпение гонений и поношений
за исповедание Христова имени.
В конце пения "Блаженны" совершается вход с Евангелием, знаменующий
исхождение Господа Спасителя на общественное служение. Верующие
приглашаются припасть и поклониться Христу и воззвать к Нему о личном
спасении.
Далее поются разные тропари дня в честь Господа, Божией Матери
и святых, читаются Апостольское "зачало", Евангелие и возносятся
моления в ектениях сугубой об усопших, и в малых трех ектениях предваряющих
''Херувимскую песнь". Херувимской песнью предначинается "Литургия
верных". В пении и чтении литургийных молитв явно струится благодатная
Сила Божия, усиливающая у верующих теплоту христианской любви.
Великий вход во время "Херувимской песни" изображает шествие Господа
Спасителя на Крестные страдания, Его погребение и смерть.
Затем верующие приглашаются диаконом открыть пред Господом свои
духовные нужды, повторяя внутренне возгласы просительной ектений,
и "возлюбить друг друга" для единомысленного исповедания Троицы
Единосущной и Нераздельной. В древности перед пением Символа веры
предстоящие в храме выражали единение любви братским лобзанием.
Мужчины обменивались благоговейным сердечным лобзанием с мужчинами,
женщины - с женщинами.
По исполнении хором Символа веры начинается, так называемый "евхаристический
Канон", то есть возглашение и пение ряда благодарственных молитв,
выражающих напоминание о благах искупления, дарованных человечеству
крестной жертвой Воплотившегося Сына Божия. Во время пения песни
"Тебе поем" совершается пресуществление св. Даров в Тело и Кровь
Христовы действием Св. Духа. Далее верующие приглашаются к призыванию
имени Ходатаицы пред Богом Пресвятой Богородицы, поминовению правящего
Епископа и принимают благословение священника от имени Господа Иисуса
Христа.
Последующие просительная ектенья и пение молитвы Господней приготовляют
к причащению св. Тайн.
Переживание литургийных молитв и песнопений драгоценно тем, что
открывает верующих к восприятию благодати Божией. Под благодатным
влиянием сердца как-то невольно согреваются, смягчаются, делаются
дружелюбнее.
В Боге любви и люди за литургией делаются любвеобильнее. От Него
незримо заимствуют они теплоту своего сердца и износят ее из храма
в жизнь домашнюю и общественную.
Черствость и сухость эгоизма сменяется у них на благожелательность
и готовность, если не к самоотвержению, то по крайней мере, к братской
взаимопомощи.
От частого слушания литургии с сердечным сокрушением верующие незаметно
изменяются к лучшему, склоняются и привлекаются к деятельной любви
и живому участию в жизни и судьбе окружающих их людей.
Отсюда, как дорога и неоценимо важна в духовном отношении возможность
часто бывать за Литургией и как драгоценно счастье износить из храма
силу оживающей и расцветающей сердечной любви к Богу и людям.
[1] Мф 5. 1-12; Лк 6. 20-26.
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:
АНТ. - АНТИФОН
ГЛ. - ГЛАС
О. - ОКТОИХ
П. - ПЕСНЬ
ПОЛУН. - ПОЛУНОЩНИЦА
СТИХ. - СТИХИРА
ТР. - ТРОПАРЬ
|