Епископ Вениамин Милов
ЧТЕНИЯ ПО ЛИТУРГИЧЕСКОМУ БОГОСЛОВИЮ
К оглавлению
Глава девятая
СЛУЖЕНИЕ БОЖИЕЙ
МАТЕРИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ СПАСЕНИЮ В ХРИСТОВОЙ ЦЕРКВИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Православное Богослужение многосторонне и подробно освещает значение
благодатных влияний Божией Матери в личной христианской жизни верующих.
Один богослужебный Октоих содержит 80 Богородичных Канонов, читаемых
на Малом повечерии и утрени. Триоди и месячные Минеи имеют свои
Богородичные Каноны, положенные на двунадесятые праздники в честь
Пресвятой Богородицы и на торжества явления Ее чудотворных икон.
Задачей исследователя литургических творений является извлечение
наиболее характерных и существенных данных о деятельности Божией
Матери в земной Церкви. Все богатство литургического богословствования
по этому вопросу в целом дает:
1. Возвышенное и ясное представление о видах Богоматерного влияния
на верующих.
2. Об их душевном состоянии в результате облагодатствования Богородицею
и
3. О силе Ее молитвенного дерзновения и ходатайства за грешников
пред Сыном и Богом.
Суждения богословов-литургистов излагаются своеобразным стилем,
вполне соответствующим величию темы, и отличаются глубиной мысли
и изящной выразительностью.
ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ БЛАГОДАТНОГО СЛУЖЕНИЯ
БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ЗЕМНОЙ ЦЕРКВИ
Ближайшее материнское отношение Пресвятой Богородицы к воплотившемуся
из Нее Сыну Божию и беспримерная высота личной духовной жизни соделали
Ее Посредницей спасения и облагодатствования всех верующих в Церкви
Христовой.
Богоматернее служение спасению людей вселенского значения и мировой
широты [1]. Чрез Нее мы всынились Богу Отцу Духом Христовым [2]. Всеблагословенная, введшая в мир великое
Солнце, приняла на Себя особое служение человечеству [3]. Она соучаствует Христу в возвращении
людям древнего благородства и райской сладости [4], в воссиянии им благословения и упразднении клятвы, тяготеющей
над нераскаянными грешниками [5].
Владыка Господь во Всенепорочной изливает миру мысленный океан
благодати, райский живоносный источник благ, миро исцелений и душевных
укреплений [6].
Изначальное Евино прельщение отвратило людей от Бога. Божия Матерь
опять приводит прельщенных к Богу [7], развязывая в них связи грехом и украшая
человеческое естество свободой во Христе [8]. Чрез Нее непрерывно продолжается примирение грешных с Богом
и освобождение от ужасной тяготы осуждения за грехи [9]. Пучины Ее милости удостаиваются все,
плавающие по многопечальному морю жизни, но не теряющие веры во
Христа [10]. Пресвятая Богородица после Христа и во Христе — основание
спасения людей [11], Родившая Бога милует мир Его [12].
Как Матерь Господа Спасителя, высшая всех ангелов и святых людей,
Госпожа и Владычица твари есть единственное по силе утешение всего
верующего во Христа человечества и во все века его бытия [13]. Господь даровал Ей Божественное величие и державу крепости
[14]. Она - Первосвятая и Святейшая всех святых, всенепорочная,
всепречистая, всепетая, благословенная и всеблаженная [15], гнездо Небесного Орла, тихая, незлобивая Голубица, кроткая,
чистая Горлица [16], Умилостивительница правды Божией, Пременительница праведного
Божиего гнева на милость. Самое видение лучезарного лика Благодатной
и преславной Богородицы Марии ангелам сладостно, людям спасительно,
демонам страшно [17]. Бесовские полки ужасаются и трепещут призывания Пречистой
[18]. Для бесов - Она — язва [19].
Родившая Украсителя неба светилами и Божественный Огонь превышает
самых огненных ангелов сиянием славы, красотою и светлостью чистоты.
Ни ангельские языки, ни бесчисленные уста людей — песнопевцев из
всех родов земных не могут воздать подобающей хвалы Высшей небес
и чистейшей солнечных светлостей, Дщери Безначального Отца, Невесте
Святого Духа и Матери Бога Слова [20]. Весь мир пребывает под долгом благодарения и православной
хвалы Ее благодати [21] и безмерной любви Ее к Богу и людям [22].
Богослужебные молитвы и песнопения восхваляют Пречистую Богородицу
и Матерь Света чаще всего за:
1. Излияние Божией благодати на членов Церкви Христовой,
2. Привлечение уповающих на Нее грешников к покаянию и
3. Избавление их от земных бед и вечной гибели.
1.
Благодать есть невещественная сила существа Божия. Мысленный свет,
исходящий от Троичного Божества.
Божия Матерь есть первая нетленная Светоприемница благодати у престола
Божия и световидный храм Божественной Славы. Вся светоносная Матерь
воплощенного Бога Слова изливает на всех молящихся Ей благодатное
Богоматернее просвещение. Облечение верующих во светоносную одежду
благодати представляет возочищение в них благодати св. таинств Церкви,
угашаемой их грехами [23]. Божию Матерь св. Церковь глубокомысленно называет "блистающим
умом, жилищем света и светоносной Дверью благодати" [24]. Силою света Божия Она, как небесной манной и живой водой,
кормит и поит духовно голодных и жаждущих [25] и вдыхает в них благоухание благодати [26]. Говоря литургическим языком, посредством Ее световождения
и светоизлияния в омраченных греховностью душах восходит свет Солнца
славы Христа [27] и обновляется [28].
Пресвятая Богородица благословениями светлейшего Христова света
радует весь человеческий род во вселенной [29].
2.
По Ее молитвам, невидимые телесно, но ощутительные сердечно светоозарения
благодати Христовой возбуждают у прибегающих к Ее помощи прежде
всего дух покаяния [30].
Поэтому в богослужебных молитвах и песнопениях многократно исповедуется
та истина, что Пресвятая Богородица отверзает покрытым грехами людям
светозарные двери покаяния, показывает входы в волю Божию и подает
стенания, душевные слезы и постоянное умиление [31]. В этом смысле Она — мост к Богу, врата спасения, [32] успокоение и утешение грешных [33], Подательница их осужденному естеству прежней красоты [34]. Ей присуща власть и дерзновение отверзать кающимся беспредельную
пучину Божией благости. Чрез Нее Господь являет множество милости
грешным [35] и умиротворяет их дух [36] прощением грехов [37].
Ввиду великой помощи отчужденным от сладости жизни в Боге Божия
Матерь есть переплавляющее Горнило грешного человеческого существа
[38], Сокровище благодатного воскресения неготовых к смерти [39], возвращение их ко благочестию и духовной высоте [40].
Нет греха у людей, побеждающего благодать Божией Матери. По Своему
Матернему дерзновению пред Сыном Божиим Она удостаивает Божиего
милосердия даже немилостивых нравом, но сокрушающихся о своей черствости,
и все может творить людям в помощь [41].
3.
Сын Божий, как Всеблагий и Человеколюбивый, даровал миру в Пресвятой
Богородице Великую Помощницу к избавлению от земных бед и вечной
гибели [42]. Ее покров крепок, изменение напастей непреложно, освобождение
от мучений быстро [43], облегчение человеческих страданий постоянно [44]. Дивная, светлая и бодрая Заступница христиан [45], в защите их от горя и несчастий есть подлинно "Нерушимая
стена" [46]. Людям, усердно молящимся Ей, Господь не попускает гибнуть,
но чудными путями Своего Промышления приводит их ко спасению [47].
Изложенные литургические мысли о Богоматернем служении в земной
Церкви можно обобщить в форме следующих положений:
1. Богоматерь соучаствует Христу Спасителю в примирении с Богом
кающихся грешников и даровании им благословения Божия;
2. Действует Христовою силою;
3. Ее светоозарения возгревают угасающую в грешниках благодать
св. таинств;
4. Влагают в естественные усилия раскаяться благодать умиления
и плача;
5. Смягчают и устраняют от людей скорби и бедствия.
ВЕРУЮЩАЯ ДУША ПОД БЛАГОДАТНЫМ ОЗАРЕНИЕМ БОЖИЕЙ
МАТЕРИ
Церковно-литургические творения часто и в ясных выражениях говорят
о глубочайшей тайне преображения грешной человеческой души молитвами
Божией Матери к Сыну Ее и Богу и Ее непосредственным светоозарением.
От Пресвятой Богородицы, по словам церковных песнопений, нисходит
на людей некий светозарный покров [48], и вода бессмертия светлейшая огня и действеннейшая света
[49] - это есть благодать Христа - Бога Слова [50], которой Божия Мать, как руками, покрывает оберегаемых людей.
Родительница Невечернего света Христа и Сама жилище Его света и
всех верующих просвещает Его светом обитающим в Ней [51], и попаляет в них колючий терновник страстей [52]. Из световидной благодатной чаши Ее неистощимо истекает сила
[53], преобразующая грешные души в рай, полный цветов Духа [54].
В Пресвятой Богородице, как Двери Божественного света, лежит бездна
благодатных дарований [55]. Ночью и днем Она освещает и наставляет ко спасению грешников
[56] и возливает на их душевные струпья и язвы смягчающий светозарный
елей благодати Христовой [57]. Родившая Небесный Дождь благодати, напояет Им борозды душ,
иcсохших от греха и печали [58]. Ее мольбами Христос без меры подает достойным небесной милости
Духа, происходящего от Отца [59], и показывает их жилищами света [60]. И Сама Богоматерь властию, данною Ей от Бога, сообщает благодать
усердно молящимся Ей. В этом очевидно выражаются Ее Промышления
о верующих во Христа, посещение [61], целение и духовное питание их [62].
Богоматернее просвещение разгоняет в душах омрачение от плотских
услад [63], укрощает бурю и волнение страстей [64]. Под действием светоозарения грешники воскресают от падения
[65], обновляются, находят вход к Богу и успокаиваются [66] от наплывов греховных переживаний. Царивший в них грех низлагается.
В частности, воздействие благодати Божией Матери чудно отражается
на состоянии человеческого ума [67]. В нем укрощаются бурные и мутные волны суетных и злобных
помышлений [68], исцеляется его разбитость, отверзается душевный слух людей
ко вниманию Божественным словам [69].
При озарении свыше зеницы человеческого ума способны усматривать
правильный путь жизни [70] и избегать коварных советов и ловлений диавола [71]. Нередко в часы недоумении Божия Матерь Сама полагает людям
Свои благие мысли [72] в их сознание. Сила Богоматернего осияния прекращает в уме
набеги страстных помыслов [73], приводит в бездействие диавольские прельщения [74] и очищает мысленное зрение от облака греховных представлений
и мечтаний [75]. С прекращением бесовских мечтаний, страстного говора и мысленных
блужданий ум верующего человека постепенно приобретает целомудренность,
устанавливается на молитве и бывает способен в мире и тишине призывать
непрестанно имя Сына Божия и на опыте [76] разуметь тайну личного спасения [77].
Отражения света Богоматери в верующем сердце делают его умиленным,
охлажденным от зноя страстных чувств [78], богобоязненным [79], успокаивают его от смущении [80].
Божия Матерь в Богосиянии как бы полагает на сердца людей Свою
всецелительную Десницу [81]. И поглощаемые скорбям ясно чувствуют тогда [82] услаждение своей сердечной горечи [83] нетленным обрадованием по действию Пречистой. Осияние Божией
Матери гордые сердца смиряет [84], жестокие - сокрушает [85], загрязненные греховной чернотой просветляет [86], объятые густой печалью - утешает, стесненные расширяет [87], обремененные тяготой облегчает.
В связи с этим литургическое богословие часто называет Богоматерними
дарами сердцу человека его общее успокоение и отдельные благодатные
чувства, каковые - смирение, душевный плач о грехах, кротость, умиление,
страх Божий и др. В человеческой воле Богоматерь благодатно изменяет
плотские желания на духовные [88], целит Ее порочное тление [89] и прокажение, тушит в ней угли страстности [90], укрепляет ее на добро [91]. Помощию Божией Матери восстания страстей слабеют, замирают
в грешных [92] и из глубины их воли поднимается сила преобладания над страстями
[93].
Что особенно характерно, Божия Матерь связывает грешную волю любовью
к Богу, и разрывает связанность Ее злобой [94], от чего "блудный нрав" человека исправляется [95], малодушие в испытаниях сменяется терпением [96].
Говоря обобщенно, верующий благодатию Божией Матери бывает защищаем
и храним от увлечения прилогами демонов, страстными чувствами и
влечениями при искушениях.
Приумножение в нем благодати чрез осияние Пречистой возвращает
его уму - целомудрие и способность не рассеянно молиться, сердце
умиротворяет волю, наполняет силой любви к Богу и людям.
ПОЧИТАНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВЕРУЮЩИМИ И ЕЕ МОЛИТВА
ЗА НИХ
Святейшее и родное всякому христианину имя "Богоматерь" есть имя
носительницы высочайшей в Церкви Богородительной любви, являющей
ищущим спасения [97], бездну щедрот и безбрежное море благодати [98]. Ее кроткий, тихий, милостивый и благосердный взор обращен
на призывающих Ее во всем мире [99]. Небожители видят Ее воочию. Земная Церковь верою созерцает
Пречистую, как присно живую, во святых Ее иконах [100] и предлагает Ее Господу, как Свою Молитвенницу и Ходатаицу.
Приснодеве Световодительнице естественно творить людей общниками
невечернего дня [101] и рассеивать мглу их страстей. Как неусыпно бодрая, всегда
готовая и благолюбивая Молитвенница за мир и вселенскую Церковь,
Она подобна неугасимой лампаде, денно-нощно молитвенно горящей во
вселенной пред Богом в сиянии духовной любви к людям [102]. Перстами Своих молитв Небесная Молебница пишет бесчисленным
грешникам прощение прегрешений и избавление от напастей [103] и прилагает целительный пластырь к их душевным язвам [104].
Беспомощные, уязвленные всецело грехами, ужасаясь диавольских сетей
и оклеветаний обычно не имеют дерзновения пред Богом. Охваченные
страхом, они не смеют иногда даже взирать на высоту неба, тем более
воздевать молитвенно к Богу руки. Свое дерзание пред Ним они уповают
найти в Божией Матери, Ее ходатайством за них пред Богом [105]. Владычица мира для грешников, ищущих спасения, - всецелая
надежда спасения, врата в Царство Божие [106], Управительница к пристани вечного упокоения во Христе,
первая Защитница и Неприступная стена, ограждающая от всякого зла
[107].
Яркое воспоминание о безмерном богатстве Ее милосердия и непреоборимой
державе могущества и скором слышании человеческих молитв побуждает
всех притекать под Ее кров [108]. Объятые тьмою жизни и погорбленные от скорби обыкновенно
не находят среди людей соскорбящих и соболезнующих, прибегают к
Богу чрез Богоматерь. Рыдая о множестве грехов, ужасаясь своих падений,
смертного часа и страшного суда, они невольно устремляют мысли и
чувства к Пресвятой Деве и в Ее любви, благости и помощи уповают
найти восстановление чистоты и избавление от горького пленения страстями
[109].
Означенное колебание грешной души между отчаянием в спасении и
упованием на помощь Божией Матери превосходно отражают, например,
следующие литургические молитвы:
"Я, - восклицает грешник к Богоматери, - впал в лютую пучину уныния
из-за множества моих беззаконных дел и охвачен безнадежием. Мати
Божия! Ты меня спаси, Ты мне помоги, ибо Ты - умилостивление за
грешников и очищение" [110].
"Подними меня павшего в пропасть грехов от увлечения страстями
и наставь к жизни" [111]. "Я пришел ко крову Твоему, объятый скорбью, зовя из глубины
сердца, со слезами" [112]. "Умертви страсти моей плоти... всего меня освяти, всего
избави от всякого действия страстей" [113]. "Пресвятая Дева, явись мне милостивой, послушающей мои
призывания. Я вижу Твою благодать во всем случающемся со мной. Всю
надежду моей души я возложил на Тебя и во всем уповаю на Твой Промысл.
Ты удостой меня будущей славы и Божественной жизни" [114]. "Мати Божия! Дай мне источник слез, умиление и целомудренное
сердце... чтобы плакать о грехах и избежать муки и осуждения" [115]. "Ты - мне просвещение, Ты - мне избавление, радование.
Ты — моя поборница. Ты — моя слава, похвала, надежда и спасение,
Пре непорочная" [116]. "Мати Божия! Будь мне споручницей спасения, чтобы я совершенно
обратился к Богу и получил прощение грехов... Надеясь на Тебя, я
не отпаду от надежды спасения" [117].
Ночью и днем, уединенно и в храмах грешники во всем мире мысленно
припадают к стопам Божией Матери, усердно прося Ее покрыть их обнажение
от добродетели одеждою благодати [118]. И они уверены, что их взывания ко Пресвятой Богородице
не будут тщетны, но принесут им небесное ограждение и спасение от
греховных соблазнов и увлечений [119].
Божия Матерь в Духе Святом видит всех молящихся Ей, знает их трепет
при мысли о грехах, их душевные немощи, непостоянство и пленение
ума, изнеможение в борьбе со страстьми и многоболезненные страдания
[120], малосилие плоти и заблуждения, знает нападки на них и прельщение
беспощадных злых духов [121].
До Ее слуха непрерывно достигает молитвенный плач, рыдания и болезненные
стенания людей, мытаревы воздыхания их [122], требования помощи [123], слышны даже несовершенные "худые" молитвы [124], исповедание "тайн грехопадений" [125].
Как Небесный Отец принял, по притче, блудного сына, так Божия Матерь
скоро и благосердно принимает моления людей [126] и приносит их Своему Сыну и Богу, предстоя на небе одесную
Его. Простерши Свои Божественные руки. Она день и ночь Своими светлыми
молитвами просит скорбным милости Господней. Предметами Ее теплой,
бодрой и умиленной молитвы бывает испрашивание людям прощения грехов,
благодати слезного покаяния и совершенного исправления, прежде смерти
[127]. Она молит, чтобы Господь избавил своих рабов от бесовской
злобы, не восхитил грешников из этой жизни нераскаянными, но чтобы
привел их до кончины к чистой световидной жизни [128], избавил от бесовского мучительства на земле и вечных мук
за гробом [129], и соделал храмами Св. Духа [130]. Ей одной из всех святых дана от Бога такая благодать, что
всякое Ее прошение исполняется Христом Спасителем.
Молитва Ее всемощна, заступление твердо, дерзновение в заступлении
неисчетно. Она — теплое очистилище всех притекающих к Ней от бесчисленных
грехов и малые стенания людей о своих грехах возносит к Богу, как
благовонную жертву [131].
Ее единственное по силе и страшное предстательство за грешных во
всех трудностях жизни присвояет их Богу и освобождает от рабства
страстям [132]. Никого из молящихся Ей Она не отвергает, не отсылает от
Своего Лица, не вверяет человеческому предстательству, но Сама заступает
его в жизни, стесненной или грехами, или внешними обстоятельствами
[133] и одевает световидною ризою спасения [134]. Твердо и от матернего чрева надеющиеся на Божию Матерь,
имеют в Ней Свою Поручительницу пред Спасителем [135], благую Заступницу и душепитательный Источник исцелений
[136].
Спаситель несказанный в милосердии, преклоняется на ходатайства
о людях Своей Пречистой Матери, ради Нее бывает "благопременителен"
к ним и облегчает их тяжкое душевное состояние прощением их грехов
[137].
По молитвам Богоматери Божиего милосердия удостаиваются даже лица,
одержимые немилосердием, бесстыдством, безумием и злобою [138], но кающиеся. Христос Спаситель раздирает рукописание грехов
их, принимая Богоматернее ходатайство за них [139]. Верующие как бы одеваются щедростью Божиею чрез Богоматернее
заступление и в праведном Боге видят вместе с тем Милостивого по
естеству [140]. Предстательство Небесной Заступницы за мир чудно возвеличивает
Божие милосердие [141], являемое кающимся грешникам [142].
В жизни христиан заступление и помощь Божией Матери сказываются
в самых разнообразных случаях спасения их от внешних непредвиденных
опасностей [143], от сетей диавольской злобы [144] и из разных состояний гнетущей скорби [145]. Очерненные страстями, жалкие, влекомые во глубину отчаяния,
смрадные от греховных нечистот, но не теряющие упования на молитвы
Небесной Заступницы, находят в Ней могучее воззвание из падения
[146]. Пресвятая Богородица не дает им погибнуть от безумного
нрава [147], душевных болезней и смятения, не попускает в грехах уснуть
сном вечной смерти. Она пробуждает в них жажду святой жизни, ослабляет
волнение их страстей [148] и связывает любовью к Богу [149]. Вводя грешную душу в общение невечернего света [150], Она отгоняет от нее дремоту уныния [151], разрушает замыслы против нее диавола и ограждает ее как
бы столпообразными стенами [152] от порабощения страстям, бесовских стремлений и гибели.
Действием исходящей свыше благодати грешник духовно оживляется к
борьбе со страстями и вместо ношения тяжкого бремени согрешений
начинает носить легкое иго заповедей Сына Божия [153]. Отрезвленные и развязанные от злого обыкновения души Божия
Матерь привязывает любовию к Богу [154] и от Него изливает на них елей Божественной благости [155] и сладкое утешение [156].
Для каждого человека самыми страшными моментами являются: телесная
смерть, прохождение воздушных мытарств и посмертный Суд Божий. Небесная
Заступница и тогда не оставляет Своей помощью переходящих в загробную
область бытия верующих во Христа.
Души Она изымает от бесовских рук истязаний и оклеветаний на горьких
мытарствах [157] и в час Суда Христова молит Своего Сына о милости к почившим
в вере [158].
Изображаемое литургическим богословием Богоматерное ближайшее участие
в жизни членов Христовой Церкви есть живая непрерывная и общеизвестная
действительность. После всего сказанного о молитвах, любви и дерзновении
Божией Матери пред Богом, становится понятным желание всех христиан
без конца величать и прославлять Богородицу и Матерь света, благословляя
благословлять Ее за материнское попечение о человеческом спасении
[159]. Огнь Ее матерней любви к людям вызывает ответное чувство
благоговейнейшей любви к Ней со стороны тех, которых Она покрывает
кровом благодатных крыл Своих от всякого зла [160]. Избавленные от бед молитвами Пресвятой Богородицы в песнях
хвалы Ей как бы ликуют душевно после пережитых скорбей и смертельных
опасностей.
Подытоживая сводку литургических суждений о значении Богоматери
для личного спасения в Церкви, мы имеем основания сделать следующие
выводы:
1. Божия Матерь — высочайшая Молитвенница пред Богом о спасающихся.
2. За утративших дерзновение молиться Господу о собственном спасении,
Она предстательствует пред Сыном и Богом и испрашивает им прощение
грехов.
3. Ее ходатайства за кающихся грешников все без исключения принимаются
Спасителем.
4. На протяжении земной жизни каждого вверившего Ей судьбы Своего
спасения, Она промышляет о его очищении от грехов и исправлении,
пока тот не достигнет небесного отечества святых.
[1] Триодь Постная, Нед. 5 Седм. Вел. Поста утра, Богород, Седальна
по 3 п. Канона.
[2] Триодь Постная, 3 Седм. Вел. Поста утра, Канон, Богород. 9 п.
[3] Триодь Постная, Суббота Акафиста утра, Кан. Б.М., 4 тр. 8 п.,
2 тр. 9 п.
[4] Триодь Цветная, Суббота пред 6 Нед. по Пасхе, Мал. веч., 2 стиховная
стихира.
[5] Триодь Цветная, Нед. 50-цы, Повечер., Канон Б.М., Богород. 5
п.
[6] Триодь Цветная, Четверг Святл. Седм. вечера, 7 стихира на Господи
воззвах и 2 стиховная стихира; О. I., 1 гл. Вторник Повечер., Кан.
Б.М., 4 тр. 4 п.
[7] О. I., 2 гл. Понед. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр.3 п.
[8] Там же, 3 тр. 5 п.
[9] Там же, 2 тр. 7 п., 3 тр. 8 п.
[10] О. I., 2 гл. Среда, Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 4 п., 1 тр. 6
п.
[11] О. I., 3 гл. Понед. утра, Кан. бесплотн., Богород. 9 п.
[12] О. I., 3 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 2 тр. 8 п.
[13] О. II., 8 гл. Субб. Мал. веч., 2 и 3 стихов. стихиры.
[14] О. I., 4 гл. Вторник, Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 1 п.
[15] О. I., 1 гл. Субб. вечера, 8 и 9 стихиры на Господи воззвах.
[16] Служба Успен., М-, 1889 г. Молитва Б.М.
[17] O. I., 1 гл. Нед. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 3 п.
[18] О. II., 5 гл. Пяток Повечер., 1 тр. 7 п.
[19] О. II., 8 гл. Нед. Повечер., Кан. Б.М., 4 тр. 5 п.
[20] О. I., 1 гл. Понед. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 1 п.; О. II.,
7 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 6 п.; О. I., 4 гл. Вторник,
Повечерие, Кан. Б.М., 1 тр. 1 п.
[21] О. II., 7 гл. Субб., Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 6 п.; Триодь
Постная, Четверг 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, Богород.
8 п.
[22] О. I., 2 гл. Среда, Повечер., Кан. Б.М., 4 тр. 4п.
[23] Триодь Постная, Пяток утра 1 Седм. Вел. Поста, Трипеснец, Богород.
5 п.; Нед. Сырн. утра, Кан. Богород. 8 п.; Субб. 1 Седм. Вел. Поста
утра. Канон, Богород. Седальна по 3 п.; 2 Нед. Вел. Поста утра,
2 Канон, Богород. 9 п.
[24] Триодь Постная, Понед. 5 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец,
Богород. 8 п.; Субб. Акафиста утра, Кан. Б.М., 3 тр. 8 п., 4 тр.
9 п.
[25] О. I., 3 гл. Нед. Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 4 п.; Субб. утра,
4 стиховная стихира на "и ныне".
[26] О. II., 5 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 4 тр. 4 п.
[27] О. I., 1 гл. Понед. утра. Блаженны на Литургии, 6 стих.
[28] О. I., 1 гл. Субб. вечера, 8 и 9 стихиры на Господи воззвах.
[29] О. II., 5 гл. Четверг утра, Кан. Апостол., Богород. 1 п.
[30] Триодь Постная, Вторник Сырн. утра, 1 Трипеснец, Богород. 1
п.; О. I., 3 гл. Понед. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 3 п., 4 тр. 1
п.
[31] О. I., 4 гл. Среда, Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 4 п.; О. II.,5
гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 8 п.
[32] Триодь Постная, Понед. 5 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипесиец,
Богород. 8 п., 1 Трипеснец, Богород. 3 п.
[33] Триодь Постная, 2 Нед. Вел. Поста утра, 2 Канон, Богород. 1
п.
[34] O. I.,1 гл. Вторник, Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 9 п.
[35] Триодь Цветная, Субб. пред 5 Нед. по Пасхе, Мал. вечерн., 4
стиховная стихира.
[36] O. I., 1 гл. Субб. вечер.. Догматик на "и ныне".
[37] О. II., 6 гл. Понед. утра, Кан. Господу, Богород. 5 п.
[38] О. II., 6 гл. Субб. Мал. веч., 5 стиховная стихира.
[39] О. II., 7 гл. Субб. веч., Богород. по воскр. троп. 7 гл.
[40] О. II., 8 гл. Нед. Повечер., Кан. Б.М., Седален по 6 п. Канона.
[41] О. II., 8 гл. Нед. Повечер., Кан. Б. М., 3 и 4 тр. 7 п.; Вторник,
Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 3 п.
[42] О. II., 7 гл. Среда, Повечер., Кан. Б.М., 4 тр. 8 п.
[43] О. II., 7 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 1 и 2 тр. 2 п., 3
тр. 3 п.; О. I., 1 гл. Субб. вечера, 10 стихира на Господи воззвах.
[44] О. II., 5 гл. Субб.Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 1 п.
[45] О. I.,3 гл. Пяток, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 9 п.
[46] Триодь Постная, Четверг Сырн. утра, Трипеснец, Богород. 4 п.
[47] Триодь Постная, Нед. 1 Седм. Вел. Поста, Повечер., Богород.
9 п. Канона.
[48] Триодь Постная, Нед. Блудн. Сына утра, Кан., Богород. 9 песни.
[49] Триодь Постная, Субб. Мясоп. утра. Канон, Богород. 8 песни.
[50] Триодь Постная, Четверг Седм. Ваий утра, 1 Трипеснец, Богород.
4 п.
[51] Триодь Постная, Четверг 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец,
Богород. 9 п.
[52] О. II., 7 гл. Нед. Полун., Кан. Св. Троице, Богород. по 6 п.
[53] Триодь Цветная, Пяток Светл. Седм. утра, Кан. Б.М., 4 тр. 4
п.; Среда 4 Седм. по Пасхе утра, 1 Канон, Богород. 9 п.
[54] О. I., 2 гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 3 п.
[55] O. I., 2 гл. Среда, Повечер., Кан. Б. М., 2 тр. 1 п.
[56] О. I., 2 гл. Четверг утра, Кан. св. Николаю Чудотвор., Богород.
4 п.
[57] O. I., 2 гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 4 п.
[58] О. I., 2 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 1 п., 3 тр.
3 п.
[59] О. I., 3 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 2 тр. 9 п.
[60] О. I., 3 гл. Понед. утра, Кан. Г.И.Хр., Богород. 9 п.
[61] О. II., 8 гл. Вторник Повечер., Кан. Б.М., 3 и 4 тр. 1 п.
[62] О. II., 6 гл. Пяток Повечер.,Кан.Б.М., 1 тр. 1 п.
[63] Триодь Постная, Нед. Мытаря и Фарис. утра, Канон, Богород.
4 п.
[64] Триодь Постная, 2 Нед. Вел. Поста, 2 Канон, Богород.6 п.; О.I.,1
гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 5п.
[65] О. I., 1 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 1 и 3 тр. 7 п.
[66] Там же, 4 тр. 9 п.
[67] Триодь Постная, Нед. 4 Вел. Поста утра, Канон, Богород. 3 п.
[68] Триодь Постн., Субб. Мясоп. утра, Канон, Богород. Седальна
по 3 п.; Нед. Блуд. Сына утра, Кан., Богор. 9 п.
[69] Триодь Постная, 2 Нед. Вел. Поста, 2 Канон, Богород. 4 и 5
песни.
[70] Триодь Постная, Субб. 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Четверопеснец,
Богород. 8 и 9 пп.
[71] Триодь Постная, Нед. 4 Седм. Вел. Поста, Канон Покаян., Богород.
3 п.; Пяток 4 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, Богород. 9 п.
[72] О. I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 2 тр. 3 п.
[73] Триодь Цветная, Пяток Светл. Седм. утра, Кан. Б.М., 4 тр. 4
п.
[74] О. I., 1 гл. Вторник Повеч., Кан. Б.М., 3 тр.9 п.
[75] O. I., 2 гл. Пяток, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 9 п.
[76] О. II., 5 гл. Понед. Повеч., Кан. Б.М., Седален по 6 п.; 6
гл. Среда утра, Кан. Б.М., 2 тр. 6 п.; О. II., 7 гл. Нед. Повеч.,
Кан. Б.М., 4 тр. 9 п.
[77] О. II., 8 гл. Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., Богород. 4 п.
[78] О. I., 2 гл. Среда утра, Кан. Б. М., 1, 3 и 4 тр. 4 п., 3 тр.
5 п.
[79] О. I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 3 тр. 3 п.
[80] Триодь Цветная, 7 Нед. по Пасхе утра, 1 Канон, Богород. 6 п.
[81] О. I., 1 гл. Субб. Повеч., Кан. Б.М., 2 и 3 тр. 1 п., 2 тр.
3 п.
[82] Там же, 2 тр. 6 п., 2 тр. 7 п., 3 тр. 7 п.
[83] Триодь Цветная, Пяток Светл. Седм. утра, Канон Б. М., 2 тр.
1 п.
[84] О. I., 2 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 4 п.
[85] O. I., 3 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 7 п.
[86] О. I., 4 гл. Пяток, Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 3 п., 2 тр. 5
п.
[87] О. II., 8 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 6 п.
[88] О. II., 8 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 1 тр. 3 п., 2 тр. 6 п.
[89] O. I., 4 гл. Среда, Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 6 п.
[90] О. I., 4 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 4 п., 1 тр.
3 п., 3 тр. 3 п.; О. II., 6 гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 3тр. 8п.
[91] О. I., 1 гл. Среда, Повеч., Кан. Б.М., 3 и 4 тр. 7 п.
[92] Триодь Постная, Пяток утра, 3 Седм. Вел. Поста, 1 Трипеснец,
Богород. 8 п.; Триодь Цветная, Четверг 6 Седм. по Пасхе утра, 1
Канон, Богор. 3 п.; 2 Канон, Богор. 3 п.
[93] Триодь Постная, Нед. Мытаря и Фарисея утра, Канон, Богород.
5 п.
[94] О. I., 2 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 2 тр.8 п.
[95] О. I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 2 и 4 тр. 5 п.
[96] О. I., 2 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 7 п.
[97] О. II., 8 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 1 и 2 тр. 4 п.
[98] О. I., 3 гл. Пяток, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. Зп.
[99] О. I., 3 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 1 п.; 4 гл. Нед.,
Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 1 п.
[100] О. II., 5 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 9 п.
[101] Триодь Цветная, Понед. 3 Седм. по Пасхе утра, Трипеснец,
Богород. 9 п.
[102] O. I., 2 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 4тр.3п.
[103] О. I., 4 гл. Среда, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 4 п.
[104] О. II., 8 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 7 п.
[105] О. I., 4 гл. Нед., Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 8 п.; 3 гл. Нед.
вечера, 7 стихира на Господи воззвах и 4 стиховная стихира.
[106] О. I., 1 гл. Нед., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 7 п.
[107] Триодь Цветная, Вторник Седм. Ваий утра, Богород. Седальна
по 3 стихосл., 1 Трипеснец, Богород. 8 п.; Среда Седм. Ваий утра,
1 Трипеснец, Богород. 3 и 9 пп.; 2 Трипеснец, Богород. 3 п.
[108] Триодь Постная, Четверг 2 Седм. Вел. Поста утра, Богород.
Седальна по 2 стихословии.
[109] О. II., 6 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 1 и 3 тр. 1 п.,
1 и 4 тр. 3 п., 1 тр. 5 п., 2 и 4 тр. 7 п.; 7 гл. Четверг, Повеч.,
Кан. Б.М., 1 тр. 1 п.
[110] Триодь Постная, Вторник 2 Седм. Вел. Поста утра, Богород.
Седальна по 2 стихословии.
[111] Триодь Постная, Среда 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец,
Богород. 3 п.
[112] Триодь Постная, Четверг 2 Седм. Вел. Поста утра, Богород.
Седальна по 2 стихословии.
[113] Там же, 1 Трипеснец, Богород. 4 и 9 пп.
[114] О. I., 3 гл. Субб. вечера, 8 стихира на Господи воззвах.
[115] О. II., 6 гл. Четверг веч., 6 стихира на Госп. воззвах; Четверг,
Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 1 п., 4 тр. 3 п.
[116] О. I., 4 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 9 п.
[117] О. II., 5 гл. Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., Богород. 8 п.;
6 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 3 п.
[118] О. II., 8 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 1 тр. 5 п., 1 и 3 тр.
6 п.
[119] Триодь Постная, Четверг 1 Седм. Вел. Поста утра, Трипеснец,
Богород. 4 п.
[120] О. II., 5 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 5 п., 2 тр.
6 п., 1 и 2 тр. 8 п.
[121] О. I., 3 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 5 п., 1 и 4
тр. 6 п.
[122] О. I., 3 гл. Среда, Повеч., Кан. Б.М., 2 и 4 тр. 7 п.
[123] O. I., 3 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр.Зп.
[124] О. II., 7 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 1 и 2 тр. 8 п.
[125] О. II., 2 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 3 п.
[126] Там же, 3 тр. 5 п.
[127] Триодь Постная, Субб. утра, 2 Седм. Вел. Поста, Четверопеснец,
Богород. 7 и 8 пп.; 2 Четверопеснец, Богород. 7 п.
[128] О. II., 5 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 2 и 4 тр. 9 п.
[129] Там же, 1 тр. 9 п.
[130] О. I., 1 гл. Вторник утра, Кан. Предтече, Богород. 4 п.
[131] О. I., 2 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 5 п.; Вторник,
Повеч., Кан. Б.М., 2 и 3 тр. 1 п.
[132] О. I., 4 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 3 п., 1 тр.
4 п.
[133] О. I., 3 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 1 п., 1 тр.
3 п.; О. II., 6 гл. Четверг утра, Богород. Седальна на 2 стихословии.
[134] О. I., 3 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 1 и 2 тр. 4 п., 2 тр.
5 п.
[135] О. I., 3 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 2 и 3 тр. 5 п., 4 тр.
9 п.
[136] О. II., 5 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 2 тр. 6 п.
[137] Триодь Постная, Нед. Блудн. сына утра, Богород. 4 и 6 пп.;
Пяток Сырн. утра, Канон, Богородичен 8 п.; Субб. 1 Седм. Вел. Поста
утра, Канон, Богород. 4 п.; Нед. Сырн. утра, Канон, Богород. 7 п.
[138] О. I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 3 тр. 6 п., 2 тр. 8 п.
[139] О. II., 6 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 1 и 3 тр. 9 п.;
Среда утра, Кан. Б.М., 3 тр. 5 п.; Четверг утра, Кан. Апостолам,
Богород. 5 п.; Четверг вечера, 4 стихира на Госп. воззвах; Четверг,
Повеч., Кан. Б.М., 5 тр. 4 п., 3 тр. 5 п.
[140] О. II., 5 гл. Вторник, Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 5 п., 2
тр. 7 п., 3 тр. 7 п.
[141] О. II., 3 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 3 п.
[142] О. II., 8 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 1 п.
[143] О. I., 3 гл. Среда вечера, 7 стихира на Господи воззвах.
[144] О. I., 1 гл. Нед., Повеч., Кан. Б.М., 2 и 4 тр. 6 п.
[145] О. П., 5 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 9 п.
[146] О. I., 3 гл. Пяток, Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 5 п.; Пяток
утра, Кан. Б.М., 2 и 3 тр. 7 п.; 4 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 3
тр. 1 п.
[147] О. II., 3 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М. 2 тр. 6п.
[148] Триодь Постная, Пяток утра, 1 Седм. Вел. Поста, Трипеснец,
Богород. 8 п.
[149] Триодь Постная, 2 Нед. Вел. Поста утра, 2 Канон, Богород.
3 п.; Триодь Цветная, 7 Нед. по Пасхе, Канон, Богород. 4 п.; О.
I., 1 гл. Нед. утра, Полунощн., Кан. Св. Троице, Богород. Седальна
по 3 п.
[150] O.I., 4 гл. Четв., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 7 п.
[151] О. I., 4 гл. Четверг утра. Канон св. Николаю, Богород. 7
п.
[152] О. I., 2 гл. Нед., Повечер., Кан. Б.М., 2 тр. 5 п., 3 тр.
5 п.
[153] О. I., 1 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 1 тр. 9 п.
[154] О. I., 4 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 1 тр. 9 п.
[155] О. I., 2 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 4 п.
[156] О. II., 5 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 4п.
[157] О. I., 1 гл. Нед. утра, Полун., Кан. Св. Троице, Богород.
Седальна по 6 п.; О. I., 4 гл. Вторник, Повечер., Кан. Б.М., 4 тр.
8 п.
[158] Триодь Постная, Субб. 7 Седм. Вел. Поста утра, 1 Четверопеснец,
Богород. 6 п.
[159] О. II.,5 гл. Пяток,Повеч., Кан.Б.М., 4 тр.9п.
[160] О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 1 и 3 тр. 1 п., 3 тр.
3 п., 4 тр. 5 п.
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:
АНТ. - АНТИФОН
ГЛ. - ГЛАС
О. - ОКТОИХ
П. - ПЕСНЬ
ПОЛУН. - ПОЛУНОЩНИЦА
СТИХ. - СТИХИРА
ТР. - ТРОПАРЬ
|