Свящ. Борис Михайлов
Михайлов Борис Борисович - священник
(род. 1941)
Сведения о себе:
Родился в Москве. Отец воевал и погиб, жил с мамой
и младшим братом. Мама работала в артели, ателье и аптеке. Дед по матери был священником,
по отцу - большевиком, профессором МГУ по кафедре советского права, дворянин;
бабушка по отцу - аристократка, всю жизнь работала в Москве медсестрой и фельдшером.
Жили на ул. Горького у Телеграфа. Учился в 135 школе; в параллельных классах -
внуки Кагановича, Кабулова, Черноусова, дети советской элиты, но много было ребят
и из простых семей. В 1959 году кончил школу, поступил в МГУ на кафедру истории
и теории искусств истфака(вечерн. отд.).Три года служил в армии в ГДР, в полку
радиоразведки, было много хороших друзей. Восстановился
в университете, закончил, работал директором передвижной выставки: Иркутск - Иваново.
1970 -73 учился там же в аспирантуре: "Методология советского искусствознания
1920 г.г. (защитил только в 1988 г.). Семнадцать лет работал в музее-усадьбе "Останкино".
В 1991 принял сан диакона, в 1993 - пресвитера, служу в храме Иоанна Предтечи
на Пресне. У меня пятеро детей.
МУЗЕИ И СВЯТЫНИ
Ист.: 18.10.2000, http://www.vesti.ru/2000/10/18/971876410.html
См. ответ Вл.
Сарабьянова
В начале XXI века приходящим
в Церковь вежливо объяснят, что у них не осталось древних святынь,
что самое сокровенное в Церкви на самом деле принадлежит искусству,
гению человека, а потому и является достоянием человечества.
казывается, вопрос о необходимости возвращения
церковных святынь еще стоит перед людьми, считающими себя ревнителями
отечественной культуры. Правильнее сказать, для них этот вопрос
уже решен: памятники древнерусского искусства нельзя возвращать
Церкви ни под каким видом. Надо сделать так, чтобы они ей никогда
не достались, сохранив при этом лицо и прибегая исключительно к
цивилизованным приемам.
Конечно, все понимают, что Церковь тяжко страдала в Советской России.
Конечно, по совести надо было бы вернуть награбленное. И первые
акты новой власти отвечали этому требованию. В 1990 году был принят
закон "О свободе вероисповедания", ст. 26 которого признает право
собственности религиозных объединений на "здания, строения, предметы
культа… и иное имущество, необходимое для их деятельности".
Тогда же, 25 октября, постановлением Верховного Совета РСФСР были
признаны утратившими юридическую силу декреты советской власти 1918
года об отделении Церкви от государства и другие аналогичные акты,
которые объявляли и имущество "церковных и религиозных обществ…
народным достоянием". Казалось бы, путь открыт. Однако лишь три
года спустя вышло распоряжение президента РФ "о поэтапной передаче
в собственность или пользование религиозным организациям культовых
зданий, строений и прилегающих к ним территорий и иного имущества
религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности,
для использования в… уставных целях".
Совершенно новые акценты этого документа: появление альтернативного
собственности понятия "пользования", причисление церковного имущества
к федеральной собственности, - связаны с мощным протестом гуманитарной
общественности против возвращения Русской Православной Церкви ее
святынь. "Достоянию республики грозит "обратная экспроприация"",
- писал доктор искусствоведения Г. Вздорнов ("НГ", 1991, 17 августа),
- опасность ожидаемых решений о передаче всей прежней собственности
церкви под ее юрисдикцию заключается в том, что произойдет непременное
смещение акцента с историко-художественного значения музейных коллекций
древнерусского искусства на их церковно-практическое использование.
А ведь многие наши музеи представляют собой уникальные художественные
собрания, равных которым нет в мире. Они давно переросли узкие рамки
церковного искусства и приобрели значение национального мирового
художественного наследия".
Иначе говоря, Церковь, по этим воззрениям, давно утратила культурообразующее
значение, храмы и иконы уже не признаются ее святынями, они нечто
большее - шедевры древнерусской архитектуры и живописи, которые,
конечно же, должны оставаться в руках государства.
Итак, одной рукой мы подписываем в 1996 году Заключение #193 о приеме
Российской Федерации в Совет Европы, 12 пункт которого обязывает
Россию "в кратчайшие сроки возвратить собственность религиозных
организаций". А другой рукой в том же году принимаем закон "О
музейном фонде РФ и музеях РФ", в ст. 15 которого говорится о том,
что "музейные предметы и музейные коллекции… не подлежат отчуждению.
…Музейная коллекция является неделимой". Это означает, что уже
не по произволу, а по закону Русская Православная Церковь никогда
не получит около шестидесяти тысяч своих икон. Она также лишена
возможности как бы то ни было контролировать их хранение и использование.
В течение трех лет в Государственной Думе готовится еще один дискриминационный
закон, касающийся, в частности, недвижимого имущества Церкви: храмов,
монастырей и иных строений. Направленность аналогичная: лишить Церковь
возможности владения своими святынями и дать в руки ревнителей старины
механизм музеефикации монастырской и приходской жизни по их усмотрению.
В начале XXI века приходящим в Церковь вежливо объяснят, что у них
не осталось древних святынь, что самое сокровенное в Церкви на самом
деле принадлежит искусству, гению человека, а потому и является
достоянием человечества. Опасная, антинародная и антикультурная
политика!
|