ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ГОЛОСОВОЙ МОЛИТВЫ
Столь странная тема порождена убежденностью
в том, что в молитве должны принимать участие не только душа, но
и тело - храм Святого Духа. Игнорирование роли тела, к сожалению,
весьма распространено и имеет длительную. Попытаемся сместить акценты
в разговоре о молитве. При этом будем касаться прежде всего молитвенных
упражнений, а не участия в ходе богослужений или таинств, а также
именно молитв, произносимых вслух, всеми вместе или в диалоге.
"Месторасположение" души - вопрос спорный, но с точки зрения физиологии
она связана прежде всего с мозгом и сердцем. А следовательно, наибольшее
значение имеют такие функции организма, как дыхание и кровообращение.
Вот на них и сосредоточим свое внимание.
Понятно, что тело не должно мешать молитве, не должно отвлекать
от нее внимание на себя, а это значит, что ему должно быть удобно
и комфортно. Конечно, в истории святости известны случаи глубокого
молитвенного сосредоточения в самых сложных условиях - на голом
камне, в мороз и пр. Но эти строки - для тех, кто еще не достиг
таких высот, кто еще только стремиться к святости. А такому человеку
хорошо известно, как трудно удержать внимание на молитве, если откуда-то
дует, если очень хочется есть или пить и пр.
С точки зрения кровообращения большое значение имеет одежда - она
не должна быть тесной, чтобы не пережимать сосуды, желательно, чтобы
она была из натуральных тканей, чтобы кожа дышала, и соответствовала
погоде. Взглянем на монашеские сутаны - а ведь именно монахам надлежит
проводить время в молитве. Сутаны просторны и удобны. Вопрос не
только в том, чтобы ничего не натирало, не давило, т.е. не вызывало
ощущение дискомфорта. Тело, как и душа, должно быть открыто к молитве,
и если что-то с ним и делается, то нечто, имеющее своей целью способствовать
общению с Богом. Полностью избежать использования синтетических
материалов в одежде на сегодня, наверное, почти невозможно - чего
стоят только женские колготки! Но по крайней мере верхняя часть,
а лучше - весь торс должен дышать свободно. Еще одно качество одежды
- грубое (в меру) волокно. Опять-таки вспомним монашеские одеяния.
Грубое волокно, соприкасаясь с кожей, производит микроиассаж, что
также улучшает кровообращение.
Но тело должно не только не мешать, но и помогать в молитве. К сожалению,
наша жизнь зачастую столь суетна, что приходя, а чаще прибегая,
на молитвенные упражнения, нам просто трудно войти в требуемое состояние.
Мы переполнены проблемами и заботами, когда от нас требуется спокойствие
и сосредоточенность. И в этом может помочь тело. Известно, что состояние
души проявляется в определенных физиологических параметрах, и прежде
всего в сердцебиении и дыхании. Волнуясь, мы часто дышим грудью,
а кровь стучит в виски. Успокаиваясь, мы дышим глубоко и ровно,
пульс становится медленным и размеренным. Известно также, что возможен
и обратный путь - сердцебиение и дыхание если не определяют состояние
души, то провоцируют его. Значит, можно управляя дыханием (это проще,
чем управлять сердцебиением), помочь себе войти в молитвенное состояние.
Дыхание можно различать длинное и короткое: длинное дыхание более
свойственно созерцанию - молитвенной медитации, короткое - эмоциональному
диалогу - молитве в интенции. Различают также дыхание верхнее -
грудью, - и нижнее - животом. Дыхание верхнее - эмоционально, нижнее
- спокойно.
Помогает также в молитве прапвильно выбранная поза. Среди наиболее
распространенных молитвенных поз отметим "стоя", "сидя", "стоя на
коленях" и "сидя на коленях". Поза влияет прежде всего на кровообращение.
При позе "стоя" кровь отливает от головы и медитация неглубока.
К тому же она быстро вызывает усталость и тем самым не способствует
длительной молитве. Позы "сидя" и "стоя на коленях" в этом смысле
предпочтительней - при них пережимаются сосуды ног и кровоснабжение
мозга улучшается. Позы "сидя" и "сидя на коленях" влияют также на
дыхание - понятно, что сидя нижнее дыхание затрудняется, доминирует
верхнее, а значит, лучше удается сосредоточиться на молитве-интенции,
чем на медитации. Поза "стоя на коленях" (как и "стоя") дает большую
возможность использовать нижнее дыхание, а также комбинировать типы
дыхания. Не случайно именно коленопреклонение является основной
молитвенной позой.
Вышеизложенного, наверное, достаточно, для того, чтобы правильно
подготовить свое тело к молитве в зависимости от ее типа и содержания.
Перейдем к вопросу о диалоговых молитвах. "Единодушная молитва"
может пониматься и как "единовдошная", т.е. ритм дыхания в молитве
должен быть одним у всех участников. Смысл этого понятен из предыдущего
абзаца - единый вдох во многом предопределяет и единый дух в смысле
настроенности. Общее правило дыхания в диалоговой молитве - в то
время, как один голос говорит на выдохе, второй делает вдох и наоборот.
Вдох должен длиться почти весь выдох "партнера" и заканчиваться
за один слог до конца произносимой им строки. Это последний слог
уходит на задержку дыхания. Приведем в пример литанию. Здесь долгий
вдох завершается резким и коротким выдохом: "Мария, царица апостолов
(вдох) - молись о нас (выдох)". Это молитва, так сказать, "тонизирующая".
Чтение розария значительно более уравновешено - длинный вдох переходит
в столь же длинный выдох. Такая молитва способствует медитации,
углубленному размышлению, в данном случае - над тайнами розария.
В диалоговой молитве большое значение имеет ритм, который задается,
как правило, читающим первые строки - чаще всего, это священник
или монахиня, хотя в последнее время молитвенные упражнения проводят
и миряне. Этого ритма необходимо придерживаться, поскольку ведущий
духовные упражнения знает, к какой цели стремится и имеет некий
план ее достижения. Если он задает быстрый ритм, значит, в его план
входит эмоциональное сопереживание, если медленный - значит, предстоит
вникнуть в смысл произносимых строк.
Теперь можно перейти к более сложной теме - как правильно подготовить
молитвенные упражнения. Необходимо учитывать, что у молитвенных
упражнений должна быть четко осознаваемая цель - размышление, вознесение
благодарений, прошение и т.д. В зависимости от этой цели следует
подбирать молитвы, а затем и определять их ритм, позу и пр. Два
момента являются более или менее стандартными - в начале имеет смысл
ставить молитву, приводящую в состояние покоя, поскольку люди должны
выйти из ситуации города с его суматохой, а в конце стоит провести
молитву более энергичную, типа литании, в плане подготовки человека
к переходу в "рабочий" ритм. Нужно также учесть, что слишком долгое
напряженное эмоционально состояние утомляет, и человек или подсознательно
стремиться сбросить напряжение, или перевозбуждается. Слишком длительное
созерцание может плавно перейти в "сон на религиозную тему". Поэтому
при проведении реколлекций или длительных молитвенных упражнений
следует высчитать архитектонику молитвы, чередуя и типы молитвенных
состояний, и позы, и типы дыхания. Опыт подсказывает, что медитация
дольше 40 мин. многим дается с трудом. Чтение больше одного круга
розария подряд - тоже. Очень хорошо вводить в упражнения псалмы
- они требуют некоего усредненного дыхания и могут служить переходным
моментом от одного типа молитвы к другому. Но если вам поручено
самим подготовить программу упражнений, обязательно заранее сами
прочтите все подготовленные тексты вслух, обращая внимание не только
на их содержание, но и на свое физическое и эмоциональное состояние
и на свои ощущения.
В молитве все должно быть обращено к Богу, весь человек в едином
порыве. Может быть, кому-то покажется, что здесь игнорируется роль
искреннего чувства, что такой подход чрезмерно рационален и физиологичен,
но это - не о спонтанной молитве, рождающейся из глубины мгновения,
а о заранее запланированных упражнениях. А эмоции редко возникают
по расписанию. Не касаемся мы также содержания самой молитвы - это
уже, действительно, "из другой оперы". Но молиться надо не только
хотеть, но и уметь - уметь, учитывая всю совокупность факторов.
|