Священник Георгий Завершинский
ДУХ
ДЫШИТ, ГДЕ ХОЧЕТ
К оглавлению
ВЫВОДЫ К ГЛАВАМ 1 И 2
К результатам исследования пневматологии ветхозаветных и раннехристианских
авторов, имеющего характер аналитического обзора, можно отнести следующее.
Рассматривая интерпретации ruach в Пятикнижии, постепенно от мысли
о том, что Бог есть источник Духа, Который не идентичен с Богом, в традиции Ягвист-Элогист,
через Второзаконническую концепцию ветра, защищающего народ Божий от врагов
и прообразующего миссию иоанновского Утешителя, мы подошли к концепции послепленного
Священнического кодекса, где с помощью этого термина описывается как внутреннее
состояние человека, так и состояние народа как единого целого в отношении к Богу.
Пневматологические представления в Пятикнижии, таким образом, развивались от концепции
Духа как объективного инструмента Божественной воли до образа Божественной активности,
где Дух - это Бог в действовании.
В исторических книгах кроме антропологического аспекта ruach как
жизненной силы важное значение имеет вывод о том, что ruach человеческий и ruach
Божественный имеют общее начало в Боге.
Отмечая общность с прочими пророками Древнего Востока, главное отличие
ветхозаветных пророков состоит в том, что они не только и не столько предсказывали
грядущие события, сколько возвещали обетования и суд Ягве. Причем Ягве Сам осуществлял
предназначение пророка, исполняя его Святым Духом. Основные особенности пророческой
пневматологии определяются периодами деятельности пророков:
- до вавилонского пленения, когда Бог открывает Себя и как Дух и
через Духа, пророческие представления развивались от Духа как орудия в руках Божиих
до Духа как образа Божественного Самооткровения. Человеческий дух у допленных
пророков определяется как способ бытия личности человека, в котором выражается
его связь с Богом. При этом дух человека самостоятелен и способен искать Творца;
- в период пленения, когда ruach - орудие суда и гнева Божиего,
существенно углубляется концепция Духа как проводника Божественной воли. Здесь
особо определяются лжепророки, которые суть не проводники Божественной воли, а
лишь члены определенной институции. Характерно интегрирование характеристик Духа:
так, например, у Второисаии выделяются три функции, одновременно присущие Духу:
источника, посредника и содержания Божественного благословения;
- после плена, когда пророчества постепенно заменяются апокалиптикой,
ruach - основной источник и сила для вдохновения и истолкования, открывающая реальное
присутствие Ягве среди народа.
В учительной традиции характеристики, которые Второисаия приписывал
Духу, дезинтегрируются: Духу приписывается вдохновляющая сила, средством выражения
Божественного откровения является Слово, а истина (Премудрость) - его содержанием.
В различных книгах их соотношение определяется по-разному:
- в книгах Притч и Иова Премудрость как посредник и содержание Откровения
объединяет Духа и Слово (это также характерно для послепленной традиции);
- раввинистическое учение соотносит Премудрость с Торой (Сирах);
- в книге Премудрости Соломона (как у Филона и некоторых других
эллинистических авторов) Премудрость идентифицируется с Духом.
Именно последнее отождествление Духа и Премудрости, Которая есть
активная сила в мироздании и жизни человека, повлияло на богословие апостола Павла,
иоанновской традиции и гностиков.
Для первохристианских общин, которые жили в Духе, Его проявления
были реально действующей силой, исполнением обетовании Спасителя, поэтому, как
было отмечено, учению о Духе не уделялось принципиальное внимание (например, в
Дидахи или у Псевдоварнавы, где речь идет о духовном толковании ВЗ). Однако
далее мы видим постепенное появление интереса к пневматологии, и в Первом послании
Климента находим ряд концептуальных тезисов, выявляющих:
- функцию Духа как посредника Божия;
- персональное различие Христа и Духа;
- единство Духа.
Второе (неподлинное) послание Климента в той части, где приводится
близкое к гностическому учение о предсуществовании Церкви, дает нам важную мысль
о духовном прообразе вещественного, устанавливающую прямую и обратную связь между
плотью и участием в действиях Духа. Кроме того, здесь есть прямая речь, назидательное
обращение Святого Духа, что является ярким примером выявления персональных свойств
Духа в раннехристианский период.
Антропологический аспект пневматологии Пастыря Ерма, где
дух гнева в человеке и дух святости не могут сосуществовать, радикально отличается
от раввинистического богословия, когда два произволения - доброе (hatob) и злое
(hara) - сосуществуют в человеке и претендуют на обладание его волей. В целом
пневматология Ерма, не различая Сына и Духа, имеет христологический характер и
утверждает актуальную сопричастность духа и плоти, в отличие от псевдо-Климента,
говорившего лишь о потенциальном участии («сохраните плоть, чтобы иметь часть
в Духе»).
К общему выводу можно отнести то, что как в до-, так и в раннехристианской
письменности были различные тенденции для описания представлений о Святом Духе,
но уже среди этих представлений более или менее явно присутствует и получает свое
развитие учение о персональных свойствах Духа, о Его Лице, соответствующее свидетельству
о Духе апостола Иоанна и восходящее через богословскую систему Оригена, начавшего
систематизировать учение о Троице, к наиболее полному учению о Пресвятой Троице
Великих Каппадокийцев.
Следует сказать, что, переходя от Ветхого Завета к авторам раннехристианского
периода, мы как бы перескочили через Священное Писание Нового Завета, сделав это
сознательно для того, чтобы затем, сопоставляя учение о Святом Духе мужей апостольских
с ветхозаветной традицией, увидеть, что фундаментом для христианской пневматологии,
средоточием и верным ориентиром для различных концепций и богословских мнений
является иоанновская пневматология, рассмотрению особенностей и влияния на богословие
Церкви которой посвящены следующие главы.
|