Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Александр Журавский

ВО ИМЯ ПРАВДЫ И ДОСТОИНСТВА ЦЕРКВИ

К оглавлению

См. обновленчество.

Приложение 7

Расшифровка стенограммы заседания, состоявшегося в Богоявленском соборе Казани

24 июля 1922 года

Митр.Кирилл: Для меня, как правящего архиерея, постоянные призывы в собрании к Собору вызывают недоумение. Зовут к Собору, как будто никто его не желает или мешает. Вопросы к Собору определены 1917 и 1918 гг., и Собор должен был собраться в 1921 г. Митрополит Агафангел и патриарх тоже говорили о Соборе. Словом, Собор никем не оспаривается. Значит, нужно собирать материалы и дать направление решениям вопросов. Например, язык русский в качестве богослужебного, есть ли переводы? Православный институт1 должен исполнить свой долг. Необходимо учредить комиссию.

Преосвящ.Афанасий:2 Переводов мало и не все удачны. Нужно их отредактировать, необходима даже степень изящества. Необходима комиссия.

О.Мансуровский: Кто будет собирать Собор? Мы будем готовы, а Собор не соберется.

Митр.Кирилл: Пока выясняется лишь идея необходимости Собора. Необходима комиссия (для подготовки материалов к Собору — А.Ж.) из клира и мирян, от приходов. Необходимо извещение от канцелярии.

О.Н.Петров:3 Избрать сейчас человек 7, а им предоставить право привлекать (необходимых комиссии людей. — А.Ж.)

О.Руфимский: Предложить священникам Сосунцову и Спирину войти в комиссию, в знак их искреннего желания помочь церковному делу.

О.Сосунцов4 Поначалу отказывается, считает — это создание комиссии является оттяжкой Собора. Затем соглашается.

Митр.Кирилл: Поручить созыв комиссии с формированием секций Преосв.Афанасию.

О.Мансуровский: Кто может собрать Собор? Следует обратиться к Преосв.Агафангелу.

Митр.Кирилл: Находит обращаться к митр.Агафангелу излишним, т.к. он и сам обещал.5 Теперь: если он не может, кто может собрать Собор?

О.Николай Петров Предлагает о.Порфирию Руфимскому рассказать о поездке в Нижний Новгород.

О.Порфирий Руфимский: Был у Преосвящ.Сергия. Сергий подписал (признание обновленческого ВЦУ — А.Ж.) из желания сохранить места для работы, обольстившись обещанием ввести их — митр.Сергия, митр.Евдокима, архиеп.Серафима в ВЦУ.6 Относительно послания митр.Агафангела — послания не имеют.7 Подписывали признание ВЦУ в местной ЧеКа.

Был у митр.Евдокима. Расспрашивал о характере отношения к власти. И я сказал что у нас хорошо... (неразб.). Желательно прибытие митр.Кирилла. Был у местного духовного управления: там документ послание митр.Агафангела не видели. 6/19-VI собрание у митр.Евдокима... (неразб.). Постановили присоединиться к резолюции Московских благочинных...8 (неразб.)

Митр.Евдоким сказал, что он приводит в действие Послание патриарха об автономии, проводя хиротонию без санкции центра9 вдового священника и на днях еще будет хиротония единомышленного епископа. Из источников — протоиерей из Ярославля — о положении в Ярославле. По созыву Красницкого — собрание духовенства по поводу ареста митр.Агафангела и распространения его, митрополита послания. Было 90 человек. Конец собрания, постановление: просить убрать Агафангела и не назначать епископа из монахов, выбрали 4-х кандидатов: 2-е вдовых и 2-е с женами, не подписали немногие, не подписавшиеся были вызваны в ЧеКа, равно как и не бывшие. И протоиерей спокойно подписывал.

Митр.Кирилл: (Хочет поделиться сведениями о положении Высшего Управления со времени слухов об отречении патриарха). Послание митр.Агафангела подлинно. Изложение соответствует актам патриарха, постановлениям Собора 1917 г. Следовательно, факт вступления налицо. Достоинство митр.Агафангела от невозможности прибыть не исчезает, пока митрополит не перестает быть заместителем патриарха. ВЦУ будто бы потому имеет власть что отсутствует митр.Агафангел, но мандат нигде объяснен не был. Нам же известен только один документ...10 (неразб.) Но на каком основании ВЦУ? Не известно. Благожелательное отношение гражданской власти — собр... (неразб.) На Троицу Антонин заявил, что готов и каземат, и суд, и места для высылки, следовательно ВЦУ — учреждение гражданско-церковно-политическое. Для меня требование ВЦУ как гражданского учреждения — обязательно, но как церковного — не обязательно, но должна быть контрассигнация правительства (чтобы считать ВЦУ гражданским учреждением. — А.Ж.). Как церковное же учреждение ВЦУ — нуль. ВЦУ говорит, что созовет Собор. Очевидно, Собор желателен и для гражданской власти: мы должны в силу лояльности выполнить приказание гражданской власти. Но Собор — церковный. Поэтому следует собраться, чтобы заявить, что Собор не наш. Пойдем сказать свое слово, заявить о своей позиции тому же Антонину... (неразб.) говорят, что ВЦУ есть идейно особое от «Живой Церкви». Это — неправда: одни учредители, в одном доме редакции и управления. Но такой Собор не для Православной Церкви, в лютеранском духе эти вопросы будут разрешаться. А нам нужно православно решать вопросы.

О.Филипповский: Как положение «Живой Церкви»?

Митр.Кирилл: Читаем по журналам «Ж.Ц». Распоряжения на местах... (неразб.) иметь силу не могут, т.к. по разъяснению 5 отд. «Об отделении Церкви от государства», никакая группа не может принудительно действовать на другую. Священнослужителей избирают группы верующих, по определению власти — Разъяснение № 1-3 № № «Рев. и Церк.». По поводу «правомерности» действий ВЦУ мало сведений, но благоч[иние?] пока не отменено.

О.Спирин:11 Православие может относиться безразлично к богослужениям на языке исправленном, «Живая Церковь» выделяет себя. Новое течение — по влечению сердца. Гражданская власть желает опираться не только на штыки. Я не являюсь апологетом насилия, Живая Церковь выгодна для государства, как средство от насилия другой Церкви — Церкви масс.

О.А.Лебедев: (по поводу спича Спирина) Это — докторская диссертация, что же говорить о частном разговоре. Еще вопрос — чье насилие сильнее.

Митр.Кирилл предлагает избегать политических споров и кривотолков. Далее происходит обсуждение декларации трех митрополитов. Обсуждается вопрос о возможности устранения Казанского митрополита обновленческим Высшим Церковным Управлением, вспоминается ноябрьское постановление 1920 г., которым в крайнем случае следует воспользоваться. Выражается желательность того, чтобы до Собора новшеств не вносилось. Обсуждается, как идти, сохранить церковный корабль, довести до Собора, при этом оставшись у церковного руля.

Архим.Варсонофий: О значении канонов и свободе Церкви. Против участия в Соборе, созываемом ВЦУ.

О.Сосунцов: (О противодавлении со стороны сопастырей в проповедях). Между своими-то должно быть исключение. Канонические нарушения были и прежде — вход в алтарь Екатерины II и Павла. Говорить о канонах не своевременно. Сейчас не 1917 год.

О.Спирин: Центр есть — ВЦУ.

О.Порфирий Руфимский: (О конструировании живоцерковниками церковной власти по образу советской). Откуда Белавин,12 Спирин, Красницкий знают, что мы должны дать ответ, поставлены в необходимость сказать «да» или «нет»?

О.Спирин: Нечего в прятки играть.

Митр.Кирилл: Церковного Центра нет, ВЦУ — нуль, в политику мы не желаем вмешиваться.

Архим.Варсонофий: Предлагает резолюцию.

О.Николай Петров: Зачитывает резолюцию.

Суть резолюции: В апостольскую эпоху центра не было (по Болотову). Мы имеем руководством Послание 1920 г. (об автономном управлении).

Постановили:

  1. Сочувствовать мероприятиям, клонящимся ко благу Церкви.
  2. Лояльность местной церковной власти к гражданской власти.
  3. При необходимости (если Собор не будет православным и Церковный Центр будет самочинно захвачен. — А.Ж.) — возвращение к апостольскому времени в управлении, децентрализация.

Примечания

  1. Митр.Кирилл говорит о Православном богословском ин-те, правопреемнике Казанской Духовной академии.
  2. Еп.Чебоксарский Афанасий (в миру — Александр Антонович Малинин), род. 1 марта 1884 в семье священника, окончил Пермскую ДС, КазДА (1908), доцент академии, магистр богословия, с августа 1916 — настоятель Иоанно-Предтеченского мон-ря. С 1920 — еп.Чебоксарский, после ссылки еп.Иоасафа — временно управляющий Казанской епархией. Весьма почитался единоверцами. Архиеп.Казанский и Свияжский (после увольнения митр.Сергием митр.Кирилла), С митр.Сергием общения не порывал. С августа 1933 — архиеп.Саратовский, с сентября 1935 епархией не управлял. Скончался в ссылке 14 мая 1939.
  3. Прот.Николай Васильевич Петров, род. 4.01.1874, доцент КазДА, с 1921 — ректор Богословского ин-та (правопреемника КазДА), с 1908 по 1918 — настоятель Крестовоздвиженской церкви Казанского Императорского Университета, с 1918 по 1930 — настоятель Варваринской ц. г.Казани. Высоко ценился церковным народом за ум, ровный, интеллигентный характер, доброе отношение ко всем прихожанам, вне зависимости от их имущественного и общественного положения. В 1930 — сослан на три года в концлагерь. После ссылки проживал на поселении в Муроме, где священствовал в 40-е годы в Благовещенском соборе. Скончался 11 мая 1956. Лжепатр.Алексием I приглашался для преподавания в восстановленную МДА...
  4. Священник Евгений Феодорович Сосунцов, настоятель Троицкой церкви в Ягодной слободе г.Казани. Один из лидеров обновленческого движения в Казани. За свои взгляды, воинственный вид и пышную бороду получил прозвище «казанского Карла Маркса». До революции занимал активную монархическую, антиреволюционную позицию (в чем схож с Красницким), при этом активно публиковался: издал несколько книг по Закону Божиему, педагогической практике, несколько своих поэтических сборников. В 1918 симулировал сумасшествие, по выходу из клиники был вызван в ЧК, после чего стал совершенно «лоялен» к советской власти. В конце 30-х годов выбыл в Крымскую епархию, где и скончался.
  5. При своем аресте патр.Тихон издал 3/16 мая 1922 постановление о поставлении митр.Ярославского Агафангела «во главе Церковного управления до созыва Собора». Митр.Агафангел, как «Заместитель Святейшего Патриарха Московского и всея России», своим посланием от 5/18 июня 1922 за № 214 указал на незаконность и неканоничность действий самочинного ВЦУ, полагающего «пересмотреть догматы и нравоучение нашей православной веры, свящ.каноны Св.Вселенских соборов, православные богослужебные уставы, данные великими молитвенниками и подвижниками христианского благочестия, и организовать, таким образом, новую, именуемую ими лживую церковь». Однако, как указывал митр.Агафангел: «всевозможные изменения и церковные реформы могут быть произведены только соборной властью, а посему я почитаю своим долгом — по вступлении в управление делами Церкви созыв Всероссийского Поместного Собора, который правомерно, согласно со словом Божиим и в силу правил Св.Вселенских Соборов, рассмотрит все то, что полезно и необходимо для нашей духовной жизни» (Цит. по: Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Кн.2. Тверь: Булат, 1995, с.512).
  6. Позже митр.Сергий будет объяснять этот «меморандум трех» желанием войти в ВЦУ и повернуть его в каноническое русло, «спасти положение Церкви, предупредить анархию в ней».
  7. Митр.Сергий утверждал, что к концу июня 1922 все еще не имел послания митр.Агафангела от 5 (18) июня.
  8. 8 июня 1922 совещание благочинных Московской епархии одобрило действия инициативной группы «Живая Церковь», взявшей на себя Высшее Церковное Управление. Из 30 благочинных 28 проголосовали «за» ВЦУ, двое воздержались.
  9. Имеется в виду Постановление от 7/20 ноября 1920 Святейшего Патриарха и Высшего Церковного Совета по поводу самоуправления епархий в случае отсутствия канонического центра или невозможности связи с ним. Как справедливо заметил проф.С.В.Троицкий: «на это высокоавторитетное Постановление ссылаются все партии, на которые разделилась Русская Церковь, но беда в том, что никто из них не хочет точно и до конца это Постановление выполнить» (Троицкий С.В. Размежевание или раскол. Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1932, с.134).
  10. Имеется в виду уже упоминавшееся Патриаршее постановление от 3/16 мая 1922 о назначении митр.Агафангела заместителем патриарха до созыва митрополитом Собора.
  11. Прот.Стефан Карпович Спирин, род. ок.1875, окончил Астраханскую семинарию и Казанскую Духовную академию (1902) со степенью кандидата богословия. Был священником при Богородицком женском мон-ре (1902), сверхштатным священником при кафедральном соборе (1907-1911), а в феврале 1911 назначен настоятелем Смоленско-Варлаамской церкви г.Казани, В 1915 был командирован в действующую армию, где состоял священником 2-го лазарета 27 пехотной дивизии. В 20-30-е годы активный деятель обновленчества. Подобно, как и священник Е.Ф.Сосунцов, в 1923 проходил по сводкам ПТУ как лицо, «могущее быть используемым в деле успешного изъятия ценностей», со следующей краткой характеристикой; «содействует изъятию путем проповедей, настроен благожелательно».
  12. Священник Василий Иванович Белавин — казанский живоцерковник, тройной тезка Патр.Тихона, выдававший одно время себя за его родственника.
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова