Пименовский храм в Москве
Оп.: Журнал Московской Патриархии, № 11 за 1981 год. Автор много лет, до кончины, служил диаконом в этой церкви.
Храм преподобного Пимена интересен как своей историей, так и архитектурой, великолепной росписью и мраморным иконостаcoм. Все три алтарных иконостаса составляют единое художественное целое.
Автором иконостаса, решенного в псевдовизантийском стиле, является академик архитектуры Ф. Шехтель. С иконостасом итальянского белого мрамора гармонирует и мраморная резная решетка на солее, и в недавнее время отделанные под мрамор большие деревянные киоты с иконами Божией Матери "Нечаянная Радость" и "Казанская".
Резьба в иконостасе воспроизводит древнехристианские орнаменты и символику древних катакомб: пальмовые ветви и виноградные лозы с гроздьями, монограммы "Сущего" — Альфа и Омега. Иконостас состоит из двух ярусов. Между колоннами нижнего яруса в прямоугольных нишах, имеющих арочные завершения, помещены иконы местного чина, под арками первого яруса — второй ряд полукруглых икон праздничного чина. Солея выложена плитами белого мрамора.
Подходящему ближе к иконостасу постепенно открывается величественный образ Царицы Небесной с Богомладенцем на руках (см. цветную вкладку в "ЖМП", 1981, №9), композиции В. М. Васнецова, известной по киевскому Владимирскому собору под названием "Богоматерь Запрестольная".
Образ Богоматери, простирающийся до барабана купола, является центром композиции из живописных изображений пророков, помещенных между окнами барабана, и четырех великих пророков — Исайи, Иеремии, Даниила, Иезекииля — на противоположной, западной стене подкупольного пространства.
Вся живопись храма выполнена в васнецовском стиле и отчасти в манере, близкой к стилю М. В. Нестерова; живопись исполнена под влиянием росписей киевского собора.
В нижних частях стен, в простенках между окнами и на столбах (соприкасающихся с землей или с миром "дольним") помещены изображения "святых Божиих человеков", служивших Господу в земной жизни во имя жизни Небесной. Здесь мы видим преподобных Антония и Феодосия Печерских, святых благоверных князей Бориса и Глеба, святых Митрополитов Алексия и Петра, мучеников князя Михаила и боярина Феодора Черниговских, преподобных Сергия Радонежского и Саввы Звенигородского, святых Тихона Задонского и Димитрия Ростовского и многих других святых, чтимых в Русской Церкви.
Выше, под сводами, находятся росписи на сюжеты евангельской истории. На правой стене, начиная от солеи Пименовского придела, представлены изображения: "Сошествие Святого Духа на апостолов и Богоматерь в день Пятидесятницы в Сионской горнице"; "Преображение Господне" (композиция Котарбинского); "Сретение Господне" •— по оригиналу В. М. Васнецова, выполненному в киевском соборе на двух панелях по сторонам иконостаса. Напротив этой картины помещена известная композиция "Крещение Господне" кисти М. В. Нестерова. Между ними, на западной стене, — "Воздвижение Креста Господня".
В притворе храма — росписи на тему притчей о милосердном самарянине и о Добром Пастыре.
В левом, северном приделе, посвященном Божией Матери, западную стену занимает композиция П. А. Сведомского "Вход Господень в Иерусалим".
Другие настенные изображения этого придела отображают события из жизни Божией Матери: "Благовещение", "Рождество Богородицы", "Введение во храм"; здесь же — "Рождество Христово" (вариация композиции М. В. Нестерова).
В центральном куполе храма (над парусами, в которых, как обычно, изображены святые Евангелисты) написан Богочеловек в центре небесного свода в окружении Ангелов, Серафимов и Херувимов.
Росписи всех трех алтарей посвящены праотцам и святым первых веков христианства. Здесь представлены святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, а также довольно редко встречающиеся изображения святителей: Григория Неокесарийского, Амвросия Медиоланского — в левом, северном алтаре; святого Иринея Лионского, святого Аверкия Иерапольского — в правом, южном алтаре; святителей: Григория Двоеслова и Климента, пап Римских, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, святителей Петра Александрийского и Спиридона Тримифунтского — в центральном алтаре; святых праотец: Иоакима и Анны — в северном алтаре; Авраама, Исаака, Иакова — в южном алтаре, где изображены также египетские подвижники Антоний Великий и преподобный Пимен Великий.
На горнем месте в центральном алтаре помещено изображение "Воскресения Христова", выполненное на стекле, подсвечиваемом с противоположной стороны; во Владимирском Богородичном приделе — "Моление о чаше"; в Пименовском приделе — "Явление Христа Марии Магдалине".
Над Царскими вратами изображен "Распятый Бог-Сын" (в окружении Ангелов) по композиции В. М. Васнецова. В центральной части сводов — изображение Святого Духа в виде голубя, под сводами — двенадцать агнцев, обращенных к Агнцу, находящемуся в центре композиции [на слова Христа: "Я посылаю вас, как агнцев среди волков" (Лк. 10, 3)].
Иконы в храме собраны усердием клира и прихожан более чем за три с половиной столетия.
Справа от центральных Царских врат по традиции помещен храмовый образ Святой Троицы, Которой посвящен центральный престол (1).
Наиболее древним является Казанский образ Божией Матери, исполненный в стиле, характерном для московской школы иконописи XVI—XVII веков (2).
Тихвинская икона Божией Матери интересна своим происхождением: она написана царским изографом Федотом Феофановым в 1695 году и пожертвована в храм Тихвинской иконы Божией Матери в Сущёве, о чем говорит полустертая подпись под иконой: "По обещанию Сретенского Собора, что у великих государей на сенях протопресвитера великих государей и духовника Феофана Феофанова".
В иконостасе левого, северного придела интересны Тихвинская икона Богоматери (XVIII в.) (3) и "Спас Великий Архиерей" (начало XVIII в.). Последняя икона отличается особой декоративностью: вытканные розовато-сиреневыми цветами ризы Спасителя, "резной", черненый по золоту престол. Не часто встретишь даже и в искусстве барокко такое богатство орнаментовки.
Храмовый, особо чтимый Владимирский образ Божией Матери (начало XVIII в.), в честь которого освящен левый, северный придел (празднование Владимирскому образу совершается трижды в году: 21 мая (3 июня), 23 июня (6 июля) и 26 августа (8 сентября)) (4), исполнен в лучших традициях русского иконописного искусства XVI—XVII веков.
Особо чтимые иконы в этом приделе — "Пименовский" образ Божией Матери (5) (начало XX в.) и образ Святителя Николая (XVIII в.), перед которым часто совершаются молебны.
В иконостасе Пименовского придела интересен в художественном отношении образ Спасителя в рост на фоне написанного в западноевропейском духе лесистого пейзажа. По манере гладкого письма, общей композиции, характеру лика эта икона напоминает работы известного царского изографа Тихона Филатьева и является прекрасным образцом московской школы иконописи второй половины XVII — начала XVIII века.
В иконостасе также помещена икона московской школы — "Благовещение Пресвятой Богородицы" XVIII века, отличающаяся сложно-разработанным архитектурным фоном в духе развитого барокко. Рядом находится особо чтимый образ преподобного Пимена Великого (память 27 августа/9 сентября) (6).
Напротив этого образа, перед решеткой солеи, в большом, выполненном под мрамор киоте — упоминавшаяся уже Казанская икона Божией Матери (7), а справа от нее, на аналое, — уменьшенный список с иконы преподобного Пимена.
В верхней части ниш первого яруса иконостаса, в глубине мраморных арок размещены иконы праздничного чина — двунадесятые праздники. Это тонко исполненные миниатюры, некоторые из них без достаточных оснований считали принадлежавшими кисти В. М. Васнецова. В левом, северном приделе иконы праздничного чина посвящены праздникам Божией Матери, в центральном алтаре и правом, южном приделе — Господским праздникам. Помимо этих миниатюр, в подарочных пространствах помещены две других: "Явление трех Ангелов Аврааму" (над Владимирской иконой) и "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные" (над южной дверью центрального алтаря).
Во втором ярусе иконостаса центрального алтаря помещены изображения двенадцати апостолов в рост, обращенные к Спасителю, восседающему на Престоле.
В левом приделе — композиция В. М. Васнецова: сидящая Богоматерь с Младенцем в окружении ветхозаветных пророков, возвестивших о рождении ог Нее Сына Божия.
В правом приделе — параллель этой композиции: четыре пророка, предрекавших о пришествии Христа в мир, обращены лицами к Богу-Слову, изображенному с крестом и развернутой хартией (как символ Евангелия) со словами "В начале бе Слово".
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ ПИМЕН И ПИМЕНОВСКИЙ ХРАМ
Духовная связь Святейшего Патриарха Пимена с храмом, носящим имя его Небесного покровителя, началась более 50-ти лет назад
Церковные нестроения тех лет, болезнь и смерть в 1923 году настоятеля Пименовского храма отца Михаила Стеблева весьма тяжело отразились на состоянии правого хора, о составе и руководителях которого в те годы мы не имеем сведений. Известно лишь, что при отце Михаиле были правый и левый хоры и в начале двадцатых годов под руководством Зинаиды Ивановны (фамилия неизвестна. — С. Г.) был создан детский хор, певший раз в седмицу молебны перед Владимирской иконой Божией Матери. С юными певчими занимался руководитель правого хора Стефан Андрусенко. Однако постепенно эти хоры распались.
В 1926—1927 годах настоятель отец Николай Бажанов пригласил музыкально одаренного священника отца Михаила Серединского, служившего в храме во имя святой мученицы Ирины и в прошлом регента, для создания хорошего хора. Такой хор был создан, в него вошли певцы из бывшего детского хора.
Для этого хора отец Николай Бажанов вскоре пригласил и регента — юного рясофорного инока Платона (нареченного этим именем в 1925 году при малом постриге в рясу в Сретенском монастыре в Москве), имевшего опыт управления церковными хорами в храмах Москвы.
Как видно на фотоснимке, сделанном, по словам Н. А. Ноева (8), в день Святой Троицы (3 июня 1928 г.), хор Пименовского храма насчитывал 60—70 человек.
Новый регент быстро приобрел признание прихожан и настоятеля отца Николая Бажанова, в семье которого он стал частым и желанным гостем. Во время домашних бесед затрагивались разные вопросы, как вспоминает вдова ныне покойного отца Николая, говорили и о предстоящем монашеском постриге Платона. Отец Николай советовал ему принять имя преподобного Пимена Великого.
После пострига, имевшего место 4 октября (21 сентября) 1927 года в Лаврском скиту во имя Святого Духа Параклита, монах Пимен управлял хором до 1931 года. Затем он был регентом в Богоявленском кафедральном соборе в Дорогомилове (в Москве). Служение там продолжалось недолго. 16 (3) июля 1931 года в том же соборе он был рукоположен во иеродиакона, а 25 (12) января 1932 года — во иеромонаха.
В Пименовский храм приблизительно через год руководить хором был приглашен Иван Васильевич Голунский, регент из храма Покрова Божией Матери в Лыщиковом переулке.
Иеромонах Пимен был направлен на пастырское приходское служение, которое он совершал до 1949 года, когда он был назначен наместником Псково-Печерского Успенского монастыря. С декабря 1957 года, будучи епископом Дмитровским, затем — архиепископом Тульским и Белевским, митрополитом Ленинградским и Ладожским, и, наконец, митрополитом Крутицким и Коломенским, он почти ежегодно "молитвенно отмечал день своего Ангела в храме преподобного Пимена" ("ЖМП", 1972, № 10, с. 16).
Со времени патриаршей интронизации Святейший Патриарх каждый год совершает по случаю дня своего Ангела торжественные службы в Пименовском храме (см. "ЖМП", 1971 и все последующие годы.—Ред.).
Торжественные патриаршие служения в Пименовском храме являются для православных москвичей ежегодным радостным осенним церковным торжеством, на которое они тысячами собираются под сводами этого храма и в его ограде.
Пименовский храм, заложенный еще при Святейшем Патриархе Никоне воротниками — стражниками городских ворот, ныне широко известен среди верующих Москвы. Здесь начинал свой церковный путь Святейший Патриарх Пимен. В храме сооружены престолы во имя Живоначальной Троицы, в честь Владимирской иконы Божией Матери и во имя преподобного Пимена Великого.
Известно, что Московская Русь как государство образовывалась под духовным окормлени-м обители Живоначальной Троицы, созданной Преподобным Сергием Радонежским, Игуменом земли Русской. Святой Сергий был Небесным покровителем Святейшего Патриарха Пимена до принятия им монашеского пострига. Святейший Патриарх Пимен является Священно-архимандритом Троице-Сергиевой Лавры.
Владимирская икона Божией Матери, под покровом которой святой благоверный князь Андрей Боголюбский положил начало созиданию Великой Руси в XII веке, является покровительницей града Москвы, а правящий архиерей столицы — Патриарх Пимен.
Преподобный Пимен Великий — Небесный покровитель Святейшего Патриарха Пимена.
Такова глубокая духовная связь Святейшего Патриарха Пимена с московским Пименовским храмом. Поэтому так умилительны и торжественны бывают здесь богослужения в дни тезоименитства Предстоятеля Русской Православной Церкви. В эти дни Пименовский храм бывает заполнен благочестивыми верующими москвичами, приходящими сюда из разных концов столицы вознести молитвы Пресвятой Троице, Божией Матери _и преподобному Пимену Великому о здравии, спасении и долгоденствии своего Первосвятителя и Отца.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Икона Святой Троицы являет нам трех Ангелов (без праведных Авраама и Сарры), восседающих за столом. Позади Них возвышается могучее древо, слева — палата.
В живописи сочетаются традиционные черты XVII века (золотые росписи одежд, иконографическая схема) с новыми натуралистическими живописными приемами первой половины XVIII века, заимствованными из европейского искусства. Икона представляет собой характерный образец московской живописи послепетровского времени. Лики Ангелов написаны в традиции живописных приемов московского иконописца второй половины XVII века Симона Ушакова.
2 Казанская икона Божией Матери по особенности письма может быть отнесена к концу XVII века. Икона многократно подвергалась реставрации. Божия Матерь изображена оплечно — потребовалось большое мастерство иконописца, чтобы с такой простотой и твердостью начертать лик Божией Матери, значительно превосходящий обычные размеры человеческого лица.
3 Тихвинская икона Божией Матери представляет собой меру и подобие древней чудотворной иконы Тихвинской. Имели место многочисленные реставрации. Это икона изящного письма, выполненная одним из больших иконописцев своего времени, вышедшим из среды мастеров царского двора. Особенно тонкими чертами отличаются лики Божией Матери и Младенца.
4 Владимирская икона Божией Матери во многом напоминает древний чудотворный образ. И хотя икона может быть отнесена к середине XVIII века, в ней видны черты художественной традиции середины XVII века. Икона написана с большим мастерством — как в изображении ликов, так и в сложной деталировке одежд. Живопись ликов выполнена традиционными приемами, что создает впечатление скульптурности, наполненности формы. Цвета яркие, контрастные: красный хитон и синяя перевязь одежд Младенца. Икона многократно реставрировалась.
5 Чаще именуется "Нечаянной Радостью", поскольку композиция Богоматери с Младенцем повторяет этот чтимый москвичами образ. Икона подарена храму служившим здесь в пятидесятых годах отцом Василием Скворцовым и, возможно, исполнена по его заказу.
6 Икона преподобного Пимена Великого представляет святого подвижника в рост, молящимся в пустыне. Правая рука молитвенно поднята, в левой — развернутый свиток с текстом из 33-го псалма. Преподобный облачен в схиму с откинутым куколем и в коричневую мантию. Композиция торжественная, живописная цветовая гамма — приглушенная. Икона написана в традициях школы Симона Ушакова и может быть отнесена к середине XVIII века.
7 Данный образ Божией Матери написан на стекле. Принесен в Пименовский храм из храма Казанской иконы Божией Матери в Сущёве, где он особо чтился верующим народом. В период пребывания в Пименовском храме обновленцев икона была разбита. Предпринимались попытки восстановить ее при настоятелях протоиереях Михаиле Голунове и Валериане Николаеве.
8 Н. А. Ноев иногда замещал регента инока Платона.
|