ВОПРОСЫ К СВЯЩЕННИКУ
ЛЕКАРСТВО ОТ АЛКОГОЛИЗМА
КЛУБ ТРЕЗВОСТИ ПРИ ПРАВОСЛАВНОМ ХРАМЕ
http://www.voskres.ru/mir/mirbo03/question.htm (2001 год).
В "Древнем патерике" есть такая
притча. Некоему египетскому пустынножителю бес пообещал, что не
будет беспокоить его никогда, если он совершит один из трех грехов:
убийство, блуд или пьянство. Пустынник подумал и выбрал пьянство.
"Упиться один раз, кажется, не большой грех. Итак, пойду я, упьюсь,
чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне".
И вот вошел он в корчму и упился. После чего случилось ему беседовать
с некой бесстыдной женщиной. Будучи прельщен, он совершил с ней
грех. А когда пришел муж той женщины, то он начал драться с ним
и убил его. Таким образом он совершил все три греха сразу и погубил
многолетние свои труды.
Мораль сей притчи очевидна:
алкоголизм, или, выражаясь языком церковным, страсть винопития, —
источник многих зол и бедствий. И тем не менее люди пьют. Почему?
Что так неудержимо, вопреки логике и здравому смыслу, влечет человека
к бутылке? Что же такое алкоголизм: болезнь, страсть, образ жизни?
И главное — можно ли избавить человека от алкогольной
зависимости?
С этими вопросами я обратилась к о. Алексию
Бабурину, настоятелю храма Св. Николая в подмосковном селе Ромашково,
где с 1992 года действует первый в России клуб трезвости при православном
приходе. О. Алексий — врач-психиатр по образованию, долгое время занимался
проблемами алкоголизма, наркомании, табакокурения во Всесоюзном кардиологическом
научном центре. Работал над диссертацией, которую закончить не успел — ушел
служить в Церковь. Но, как он говорит, не для того, чтобы расставаться с врачеванием,
а, напротив, чтобы заняться подлинным исцелением — духовным. Сейчас, в сане
православного священника, о. Алексий участвует в международных съездах наркологов,
пишет научные труды, работает над программой помощи людям с алкогольной зависимостью
и их семьям.
— О. Алексий, алкоголь —
это зло. Почему же Православная Церковь разрешает употребление спиртных
напитков, более того, использует вино в богослужебных целях?
— Прежде всего, зло не в вине, а
в неправильном, точнее, неумеренном его употреблении. В небольших
дозах вино не вредно, даже оказывает некоторый терапевтический эффект.
В одном из посланий апостола Павла Тимофею содержится совет последнему
употреблять вино с водой ради больного желудка (1 Тим. 5,
23). К тому же вино — продукт созидательной творческой деятельности
человека и поэтому используется в качестве богоугодной жертвы в
таинстве Евхаристии. В таинстве брака испиваемая супругами общая
чаша символизирует особое единение — в любви и согласии переносить
все испытания будущей совместной жизни, и радости, и горе.
— Как же получается,
что чаша эта из символа любви превращается иной раз в источник страдания
для всей семьи? Другими словами, в чем корни пьянства?
— Причины кроются в гедонистической
философии. Человек ищет наслаждений, сиюминутных удовольствий. Не
случайно грех винопития по святоотеческой классификации грехов входит
в страсть чревоугодия.
— Батюшка, существует
ли предрасположенность к алкоголизму? Пьют-то ведь многие, но не
все становятся алкоголиками.
— Действительно, по данным науки,
из десяти регулярно употребляющих спиртное людей лишь шесть приобретают
алкогольную зависимость. Дело в том, что в жизни человека большое
значение имеет его родословная: грехи родителей часто сказываются
на детях. Так что если в роду у человека были, скажем, бабушки,
злоупотреблявшие спиртным, то уже есть основания для беспокойства.
— Раз уж мы заговорили
о женском пьянстве... Почему на женщин алкоголь оказывает особенно
сильное воздействие?
— В самом деле, женский организм
более раним по отношению к алкоголю. И это естественно. Сравните,
что легче повредить: хрупкий цветок или грубое растение?
— Батюшка, существует
такое выражение онапиться до чертиковп. Не следует ли понимать его
буквально?
— Напиваясь, человек открывает в
свою душу доступ силам зла, становится седалищем темных сил. Он
может даже общаться с ними в состоянии алкогольной горячки, видеть
их.
— Как это — видеть?
— Так, обычно... С рогами и прочими
атрибутами. Впрочем, мне не хотелось бы об этом распространяться.
— Расскажите, пожалуйста,
о том, как победить зеленого змия. Как излечиться от алкоголизма?
— Алкоголизм практически неизлечим.
Зависимость, если уж она сформировалась, останется у человека навсегда.
— Как же так? Ведь существует
столько способов, методов. Неужели все они безрезультатны?
— Я объясню. Дело в том, что в организме
человека, постоянно отравляющего себя алкоголем, возникают необратимые
изменения на биохимическом уровне. В частности, перестает в нужном
количестве вырабатываться специальный фермент, расщепляющий спирт —
алкогольредуктаза. И это — на всю жизнь. Человек может месяцами,
годами не прикасаться к бутылке и считать себя вполне здоровым,
но стоит ему вновь потянуться к спиртному, как тут же, после первой
рюмки, он впадает в состояние тяжелейшего запоя. Но выход есть.
И очень простой. Нужно научиться жить без алкоголя. Ведь алкоголизм
не только болезнь, это и образ жизни. И человек должен сам твердо
решить избавиться от пагубного пристрастия и начать новую жизнь.
В этом ему могут и должны помочь близкие люди, семья. Своей любовью,
вниманием, терпением. К сожалению, так бывает редко. Знаете, как
развиваются отношения в семье, где есть пьющий человек? Вначале
ищутся всевозможные способы излечения, затем накапливается усталость,
раздражение и, в конце концов, возникает желание избавиться от этого
человека любой ценой. Редко кто несет свой крест до конца.
— Нести свой крест —
это значит терпеть все выходки пьяного человека?
— Нет. Я говорил о любви, но о любви
деятельной. Той, которая помогает человеку преодолеть страсть. Прежде
всего нужно избавиться от традиции так называемого культурного пития,
вообще не держать в доме спиртного. В начале нашей беседы я говорил,
что в ограниченных количествах спиртное не вредно. Но это высказывание
справедливо только в отношении здоровых людей, тех, у кого не сформировалась
алкогольная зависимость.
— Отец Алексий, сегодня,
чтобы помочь человеку бросить пить, существуют такие методы, как
гипноз, кодирование...
— Пользы они не принесут, а навредить
могут. Неприемлем и такой способ, когда человеку говорят, что найдено
уникальное лекарство от его болезни, а вводят ему в кровяное русло,
ну, скажем, хлористый кальций. Это самый настоящий обман. Подлинного
исцеления он не принесет. Бог ждет от нас деятельного, активного
участия в собственном спасении. Ждет покаяния. Бывает, человек приходит
за помощью в храм Божий, покупает икону, свечу. Но все это без веры,
без молитвы, без покаяния. Он ждет мгновенного исцеления без всяких
усилий со своей стороны. И его ожидания не всегда оправдываются.
— Батюшка, при вашем
приходе существует клуб трезвости. Расскажите, пожалуйста, о нем
подробней.
— Основоположник таких клубов —
хорватский психиатр Владимир Худолин. Клуб — это сообщество
семей, добровольно объединившихся для решения проблем, связанных
с пьянством и алкоголизмом. Люди, решившие вести трезвый образ жизни,
и их семьи собираются вместе и обсуждают волнующие их вопросы, делятся
своим опытом. Основные лекарства здесь — любовь, дружба, взаимопонимание.
Руководят клубами добровольцы, прошедшие специальную подготовку.
Итальянский профессор Ренцо де Стефани,
взяв за основу методику В. Худолина, развил и дополнил ее.
И стал успешно внедрять ее в Италии, Испании, Польше. По благословению
патриарха и мы стали сотрудничать с итальянскими специалистами,
создавать подобные клубы здесь, в России. Организовали курсы подготовки
руководителей клубов. Вначале все шло хорошо. Затем возникли серьезные
проблемы. Дело в том, что программа Ренцо де Стефани никакого отношения
к Православию не имеет. Сам он человек неверующий, гуманист. Присутствуя
на заседании одного из московских клубов, он услышал, что люди за
исцеление благодарят Бога. И был весьма удивлен: "А при чем
тут Бог?" Ему не понравилось, что люди, пришедшие в клуб, стали
приходить к вере. Не все, конечно, но многие. И он потребовал, чтобы
в его методику не вносилось никаких изменений. Но, скажите, как
же быть в этом случае людям верующим? Получается, что если они не
откажутся от веры, то им доступ в клуб закрыт. Конечно, этого мы
допустить не могли.
— Значит, с клубами
трезвости покончено?
— Нет. Ведь по сути это дело хорошее.
И, между прочим, заимствованное из практики первых христианских
общин. Вспомните завет апостола Павла: оДруг друга тяготы носите
и так исполните закон Христовп. Так что создавать клубы мы будем.
Но при православных приходах. Мне бы хотелось, чтобы при Православной
Церкви возникла особая группа людей: архипастырей, пастырей, мирян,
которая всерьез бы занялась проблемами алкоголизма и наркомании.
Архиепископ Сергий Солнечногорский, я и мой сослужитель по приходу
о. Валентин Жохов, врач-хирург по образованию, думаем над этим.
— Бог в помощь!
Беседу вела Галина Семенова
|