Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Шмеман У. Моя жизнь с отцом Александром. М.: Софийская набережная, 2008. 159 с.

Опись А, №20772.

*

Прочёл воспоминания Ульяны Шмеман о жизни с о.Александром Шмеманом. С чувством, с которым Смердяков читал Евангелие. "Живут же люди". Точнее: "слишком хорошо, чтобы быть правдой". Поскольку же я всё-таки Смердяков - христианин, да ещё историк, то понимаю, что всё правда и радуюсь, что где-то люди нормально живут. В каком-то смысле жена Шмемана интереснее - глубже, первичнее - Шмемана, как привосящий быка в жертву первичнее жреца, который этого быка режет. Священник в Церкви, увы, слишком часто жрец, а мирянин - потребитель.

Шмеман всю жизнь с этим боролся, но это борьба не на одну жизнь. Да не так уж это и страшно, страшно забыть, что потребитель - первичен. Это происходит в клерикализме, когда не жрец для человека, а человек для жреца. Это происходит и в консумеризме, когда уже не потребление для человека, а человек для потребления.

Всё то, ради чего Бог сотворил мир и человека, ради чего Распятие и Воскресение, сосредоточено не в храме, не в литургии, а в том, что до и после литургии - в прогулках с любимым человеком, в том самом розановском самоваре с вареньем, в засиявшем как вымытое окно быте. Быт и есть бытие - благодаря Христу и во Христе.

Кротов, 2010

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова