Том 23
Том 23. Ермолинская летопись. СПб., 1910. 253 стр.
Опись А, №1949.
Библиография.
Летопись Ермолинская — летопись кон. XV в., включающая ряд известий о строительной деятельности русского архитектора и строителя В. Д. Ермолина за 1462—1472 гг. Единственный список Л. Е. (ГБЛ, Музейн. собр., № 8665) был открыт А. А. Шахматовым, давшим летописи ее название. Текст Л. Е. за 6936—6980 (1428—1472) гг. и частично в начальной части систематически совпадает с Летописным сводом Сокращенным и, очевидно, восходит к общему с ним источнику. Первая часть Л. Е., до 6925 (1417) г., как установил А. Н. Насонов, сходна с Летописным сводом Московским великокняжеским 1479 г.; можно полагать, что ее источником была «особая обработка свода 1448 г.», предпринятая в великокняжеской канцелярии перед составлением Московского свода 1479 г. В дошедшем до нас списке Л. Е. доведена до 6989 (1481) г. и имеет еще приписки (другим почерком) за 6993—6996 гг. До 6989 г. доходит и обнаруженный А. Н. Насоновым краткий «Летописец русский», идентичный с Л. Е. до 6988 (1480) г. (совпадения между ними обнаруживаются начиная с 6939 г.). Таким образом, дошедший текст Л. Е. составлен не ранее 1481 г. Начальная часть Л. Е., до 6925 (1417) г., отразилась также в «Летописце от 72-х язык» и Летописи Львовской.
Наиболее интересна как литературный памятник и исторический источник вторая часть Л. Е., сходная с Сокращенными сводами. Особый интерес летописца к Белоозеру и другим севернорусским землям, его внимание к бывшему кирилло-белозерскому игумену Трифону и опальному боярину Басенку, сосланному в 1473 г. в Кириллов монастырь, совпадения с краткими кирилло-белозерскими летописцами — все это позволяет предполагать, что в основе Л. Е. и Сокращенных сводов лежал Кирилло-Белозерский свод нач. 70-х гг., независимый от великокняжеской власти и позволявший себе довольно смелые суждения о ее политике. К числу наиболее ярких рассказов общего протографа Л. Е. и Сокращенных сводов принадлежат: иронический рассказ 6971 (1463) г. о ярославских чудотворцах, явившихся «не на добро» ярославским князьям, которым пришлось «проститися» со своими вотчинами, «отписанными» в пользу великого князя его наместником, «новым чудотворцем» Иваном Агафоновичем (летописец именует этого наместника словом «цьяшос» — зашифрованное «дьявол»), рассказ о жестокой казни серпуховских дворян, совершенной в 6970 (1462) г. по приказу Василия II Темного в великий пост, и о последовавшей вслед за этим смерти Василия. В начальной части Л. Е. своеобразны рассказы о смерти Олега, о Святославе (сравнение Святослава с Александром Македонским, надпись на чаше, сделанной из черепа Святослава), о волхвах и др.
Изд.: ПСРЛ. СПб., 1910. Т. 23 (ср.: Летописный свод конца XV в. // Материалы по истории СССР. М., 1955. Вып. 2. С. 273—321).
Том 23. Ермолинская летопись. - М.: Языки русской культуры, 2004.
Лит.: Шахматов А. А. 1) Ермолинская летопись и Ростовский владычный свод. СПб., 1904; 2) Обозрение. С. 146—150; Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947. С. 468—469; Лурье Я. С. 1) Из истории русского летописания конца XV в. // ТОДРЛ. М.; Л., 1955. Т. 11. С. 157—163; 2) Общерусские летописи XIV—XV вв. Л., 1976. С. 168—185, 198—209; 3) Севернорусский летописный свод 1472 года: Реконструкция текста и комментарии // ПЛДР. Вторая половина XV века. М., 1982. С. 400—410, 638—653; Насонов А. Н. 1) Материалы и исследования по истории русского летописания // ПИ. М., 1958. Вып. 6. С. 266—267; 2) История русского летописания XI — начала XVIII в. М., 1969. С. 260—274, 319—351.
Доп.: Лурье Я. С. Генеалогическая схема летописей XI—XVI вв., включенных в «Словарь книжников и книжности Древней Руси» // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 40. С. 190—205.
Я. С. Лурье |