ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
К оглавлению
Глава XXII
ЮРИСТЫ-ФИЛОСОФЫ
Павел Иванович Новгородцев (умер в 1924 г.) — профессор Московского университета,
уехал из России после большевистской революции и был деканом русского юридического
факультета в Праге. Его основные работы, имеющие философское значение, следующие:
«Кант и Гегель в их учении о праве и государстве», 1901; «Кризис современного
правосознания», 1909; «Об общественном идеале», 1917; «Ueber die eigentumlichen
Elemente der russischen Rechtsphilosophie» («О самобытном элементе русской философии
права», в сборнике «Philosphie und Recht», II, 1922—1923 («Философия и право»).
Невозможность достижения совершенного общественного строя в условиях существования
на земле, на котором настаивали русские религиозные философы, уже давно получила
свое объяснение в работах Новгородцева. Он обосновывал свое объяснение анализом
отношений между личностью и обществом. Новгородцев интересуется не родовым понятием
о человеке, а конкретными и отдельными личностями. Он приводит неопровержимые
научные данные, для того чтобы доказать, что «противоречие между личными и общественными
принципами» не может быть разрешено в пределах существования на земле: «Гармония
между личностью и обществом возможна только в умопостигаемой сфере свободы, где
абсолютная, всеохватывающая солидарность сочетается с бесконечными индивидуальными
различиями. В условиях исторической жизни нет такой гармонии, и ее не может быть».
Это объясняет факт, указывает Новгородцев, «падения веры в совершенном конституционном
государстве», а также веры в социализм и анархизм, одним словом, «крах идеи рая
на земле». Новгородцев не отрицает, что достижения современного конституционного
государства, так же как и устремления социализма и анархизма, являются относительным
благом, но он показывает, что они несоизмеримы с идеалом абсолютного блага. Поэтому
если мы хотим избежать безнадежного тупика, то должны создавать наш идеал общества
на земле, имея в виду «свободу бесконечного развития личности, а не гармонию законченного
совершенства» («Об общественном идеале», изд. 3, 25).
Евгений Васильевич Спекторский (1873—1951) — последний избранный ректор Киевского
университета, уехал из России после большевистской революции. Он был профессором
в Любляне в Югославии и с 1947 г — профессор Русской православной академии в Нью-Йорке
Основные работы Спекторского следующие: «Очерки философии общественных наук»,
1907; «Проблема социальной физики в XVII в. », 1910; «Христианство и культура»,
Прага, 1925; «Христианская этика»1.
В своей книге «Христианство и культура» Спекторский убедительно показал высокое
положительное значение христианства для всех сфер духовной, общественной и даже
материальной культуры — для философии, науки и искусства, для развития идеи личности,
правосудия, государства и т. п.
В русской юриспруденции существовало сильное движение против натурализма; после
большевистской революции это движение продолжалось эмигрантами. Как и в Германии,
противники натурализма в своей борьбе опирались сначала на послекантианский метафизический
идеализм или на современный трансцендентальный идеализм. В русской философии
против натурализма ведется борьба даже на более глубоких основах в связи с религиозным
истолкованием мира. Превосходный аналитический обзор литературы по этому вопросу
сделан в журнале «Philosophiе und Recht» («Философия и право») в специальном
приложении «Russische Rechtsphilosophie», 1922—1923 (Heft II) («Русская философия
права», 1922—1923, книга II). В статье Новгородцева «О самобытном элементе русской
философии права» была показана эта тенденция к обоснованию юриспруденции на религиозных
принципах. Т. Гурвич в своей статье «Die zwei grossten russischen Rechtsphilosophen
Boris Tschitscherin und Wladimir Solowijew» («Два величайших русских философа
права — Борис Чичерин и Владимир Соловьев») сравнивает взгляды Чичерина, основанные
на идеализме Канта и Гегеля, со взглядами Соловьева, источником которых была религиозная
метафизика. Гурвич также разъясняет значение работ Новгородцева, пытавшегося дать
синтез этих двух тенденций. Психологизм Петражицкого получил свое истолкование
в статье Г. Ландау. Наконец, статья "Uebersicht der neueren rechtsphilosophischen
Literatur in Russland" («Обзор новейшей литературы по философии права в
России») дает представление о русской философии права в целом. В этой статье рассматриваются
работы Б. Кистяковского, основанные на трансцендентальном идеализме фрейбургской
школы, этический персонализм И. Покровского, искания идеальных основ юриспруденции
в работах Е. Спекторского, Н. Алексеева и др.
|