ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
К оглавлению
Глава XIX
ЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Принимая во внимание, что русская философия начала развиваться сравнительно
недавно, следует признать, что в области логики была проделана большая работа.
«Классификация выводов» Карийского представляет собой подход к логике отношений
и теории несиллогистических выводов. Работу Введенского «Логика как часть теории
познания» можно считать классическим образцом системы логики в духе критической
философии Канта. «Логика» Лосского есть теория вывода в духе всесторонности в
противоположность экзистенциальным теориям. Обо всем этом уже упоминалось; остается
сказать лишь о работах С. И. Поварнина и Н. А. Васильева.
С. И. Поварнин, доцент Петроградского университета, изложил свою систему логики
в двух книгах: «Логика отношений» и «Логика» (опубликованы в «Записках историко-филологического
факультета Петроградского университета», 1915). В этих работах Поварнин уделяет
гораздо больше внимания, чем Каринский, несиллогистическим выводам. Его теория
основана на идее, что суждения являются выражениями многих и различных отношений
между объектами, например отношение причинности, равенства, неравенства, последовательности,
сосуществования и т. п. Суждение, говорит он, есть идея «о двух объектах, соединенных
отношением». При таком истолковании концепция утверждения или отрицания приобретает
второстепенное значение, а главное значение придается отношению между двумя объектами.
Исходя из этой теории, Поварнин формулирует свое учение о классификации выводов.
Работы Поварнина были рассмотрены профессором Лапшиным в большой монографии
«Гносеологические исследования» («Записки историко-филологического факультета
Петроградского университета», 1917). Монография содержит интересные сведения по
истории логики, в особенности по логике отношений. Лапшин отмечает связь между
теорией Поварнина и символической логикой.
Васильев, сын профессора Васильева, занимавшего кафедру математики в Казанском
университете, был доцентом этого же университета. В своей статье «Воображаемая
(неаристотелева) логика» («Журнал министерства народного просвещения», август,
1912) он заложил основы новой системы логики.
«... наша аристотелева логика, — говорит Васильев, — есть только одна из многих
возможных систем логики». Подобно тому как Лобаческий создал не-евклидову систему
геометрии без аксиомы о параллельных линиях, подобно этому мы можем продумать
не-аристотелеву логику без закона противоречия. Такая логика может быть полезной
для познания в мире, который отличается от нашего: «Закон противоречия
выражает несовместимость утверждения и отрицания... Красное мы называем отрицанием
синего и говорим: красный предмет не синий, потому что красное несовместимо с
синим» (212). «Вообще можно утверждать, что единственным логическим основанием
отрицания является несовместимость» (214). Под этим подразумевается, что возможность
не-аристотелевой логики может быть доказана на гносеологической основе следующим
образом. Мы знаем о несовместимости из опыта. Отсюда, закон противоречия в аристоте-левой
логике есть «эмпирический и реальный закон». Это — реальный закон потому, что
он относится «не к идеям, но к реальности, не к суждениям, но к объектам». Следовательно,
аристотелева логика не есть чисто формальная логика. «Формальные законы мышления
касаются только мысли, а не реальности, — они имеют дело с суждениями, а не с
объектами» (221). «Но если закон противоречия есть реальный, эмпирический закон,
мы можем обходиться без него в. мышлении, и тогда мы должны прийти к воображаемой
логике». Эта логика отрицает онтологический закон, согласно которому «в предметах
нет противоречия», но сохраняет формальный закон; «Суждения не должны быть взаимно
противоречивыми».
«Построить логику без онтологического закона противоречия — значит построить
логику, в которой не было бы никакого отрицания в нашем смысле несовместимости.
Возможно, что в некотором объекте основания как для утвердительного, так и для
отрицательного суждения могут совпадать» (216). В этом случае следовало бы признать
возможность суждений, выражающих противоречие, имеющееся в предмете, а именно
выражение, что С есть и в то же самое время не есть А». Такие суждения
Васильев называет «нейтральными». Таким образом, в воображаемой логике Васильева
суждения подразделялись бы по качеству на три вида: положительные, отрицательные
и нейтральные.
Васильев далее показывает, что в его логике, отрицающей онтологический закон
противоречия, возможно развить теорию силлогизма. Он показывает на примере первой
фигуры силлогизма, как его теория отличалась бы от традиционной логики.
Васильев сравнивает особенности не-аристотелевой логики с особенностями не-евклидовой
геометрии. Математиками уже дано реальное истолкование этой геометрии, и подобным
же образом он пытается показать, что «при наличии данного некоторого устройства
вселенной или нашей способности восприятия логика должна быть по необходимости
не-аристотелевой». В нашем мире, говорит он, все ощущения являются положительными.
«Ощущения, порождаемые отрицательными причинами, являются также положительными:
тишина, темнота, состояние покоя не менее положительны, чем звук, свет, движение.
Темнота становится отрицанием света только вторично, через несовместимость с ним.
Поэтому отрицательность есть нечто внешнее по отношению к другим ощущениям. Но
мы могли бы воспринимать мир посредством отрицательных ощущений, как чистое не-А.
Такое отрицание было бы абсолютным» в отличие от нашего относительного отрицания.
Можно представить себе, что в таком мире «некоторые объекты С вызывали
бы в нас в одно и то же время как положительные ощущения А, так и отрицательные
не-А», и тогда мы должны были бы составить нейтральное суждение: «С есть
и не есть А в одно и то же время» (238 и сл. ). Построив свою теорию о
возможности не-аристотелевой логики на ошибочной основе, Васильев, тем не менее,
развил ее искусно и последовательно. Лосский в своей «Логике» объясняет, что закон
противоречия, конечно, не есть выражение несовместимости каких-либо двух качеств,
как, например, красного и синего. Он выражает нечто более значительное, а именно,
что «красное не есть не красное» или что «краснота, поскольку она является краснотой,
не есть отсутствие красноты». Таким образом, мы приходим к заключению, что закон
противоречия есть онтологический закон, открытый через интеллектуальную интуицию
и абсолютно неопровержимый. Признавая это истолкование, Лосский показывает несостоятельность
всех попыток доказать возможность нарушения закона противоречия, которые предпринимались
со стороны Гегеля, Франка, Введенского, Лапшина и диалектических материалистов.
|