Александр ТИМОФЕЕВ
СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
БОЛГАРСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
(80-90-Е ГОДЫ XX ВЕКА)
ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
Опубликовано в журнале СПбДА
«Христианское чтение», 1999, 17, с. 157-170
Целью написания данного
сочинения является освещение современного положения Болгарской Православной
Церкви.
В работе были использованы
данные периодической печати, как отечественной, так и зарубежной.
При написании работы пришлось столкнуться со следующими трудностями:
в отечественной прессе событиям последнего времени посвящено небольшое
количество статей, сами события описаны поверхностно, часть изданий
по недостатку времени оказалась вне поля зрения; в зарубежных изданиях
события в БПЦ освещены лучше, но часть изданий оказалась недоступной
за-за отсутствия в библиотеке СПбДА (например, болгарский «Църковен
вестник» не поступал в библиотеку после 1990 года), часть - недоступна
из-за незнания языка, часть -недоступна из-за нехватки времени для
перевода.
Тем не менее, удалось
просмотреть и использовать достаточное количество статей и других
публикаций для установления хронологической последовательности основных
событий и уяснения общего положения дел в Болгарской Церкви. Полный
список материалов печати дан в конце работы. Возникшие неточности
и разногласия в изложении фактов связаны с невозможностью в данный
момент надежно проверить источники информации. В конце работы дан
краткий анализ церковной ситуации. Отсутствие подробных обзоров
и аналитических публикаций в прессе (выдержанных в православном
духе) затрудняет серьезный разбор, но, надеюсь, данная работа будет
полезной, т. к. хороших обзорных работ пока нет.
За более, чем 1100-летнюю
историю Болгарская Церковь претерпела немало испытаний и гонений.
При этом с Русской Церковью у нее всегда были исторически близкие
отношения. Церкви-сестры многим обязаны друг другу. Как сказал проф.
Н. Н. Глубоковский в своей речи при открытии богословского факультета
Софийского Университета: «Мы, русские, не забыли, что в свое время
получили из Болгарии первые факелы и основы православной богословской
науки...» [1]. Со своей стороны Русская Церковь много помогала Болгарской
во время ее тяжких бедствий и нестроений. Так было и в 1945 г.,
когда РПЦ своим ходатайством перед Константинопольским Патриархом
Вениамином содействовала прекращению схизмы 1872 г., возникшей за-за
провозглашения БЦ своей автокефалии на 1-м Церковно-Народном Соборе
1871 года. До этого момента БПЦ находилась вне общения с другими
Православными Церквями [1]. Также и в 1961 г., благодаря настойчивому
ходатайству РПЦ, Константинопольский Патриархат признал достоинство
Болгарского Патриарха Кирилла, избранного на 3-м Церковно-Народном
Соборе в 1953 году. Таким образом, была преодолена очередная 8-летняя
схизма между Болгарской Церковью и Константинопольским патриархатом
[2].
В 1971 г. почившего
Святейшего Патриарха Кирилла сменил святейший Максим (в миру Марин
Найденов Минков), бывший до того митрополитом Ловчанским и возглавлявший
после смерти Святейшего Патриарха Кирилла БПЦ в качестве Наместника-Председателя
Св. Синода. Интронизация новоизбранного состоялась 4 июля в Александро-Невском
Патриаршем Соборе в Софии [З].
Патриарх Болгарский
Максим родился 29 октября 1914 года в селе Орешак Ловчанского округа
вблизи Троянского монастыря. В 1942 г. он закончил богословский
факультет Софийского государственного университета. Будучи на последнем
курсе факультета, принял монашество и был рукоположен в сан иеродиакона.
В 1944 г. был рукоположен в иеромонаха, в 1947 г. возведен в сан
архимандрита и назначен протосинкелом Доростоло-Червенской митрополии.
В 1950 г. арх. Максим был назначен настоятелем Болгарского подворья
в Москве и занимал этот пост в течение почти шести лет. Во время
своего служения в Москве он полюбил Россню и заслужил высокую оценку
святейшего Патриарха Алексия I, который ценил его как «благочестивого
священнослужителя и безукоризненного носителя своего сана». В 1956
г. состоялась его хиротония во епископа Браницкого, а в 1960 г.
- провозглашение митрополитом Ловчанским. В 1974 г. Совет Софийской
Духовной Академии присудил Свт. Патриарху Максиму ученую степень
доктора богословия «honoris causa» за совокупность богословских
трудов. Свт. патр. Кирилл говорил о нем следующее: «Это примерный
монах и клирик, известный своей скромностью и аккуратностью, трезвенностью
и умеренностью, братолюбием и добродушием, тактичностью и сообразительностью»
[2].
В связи с избранием
патриарха интересно отметить следующее:
согласно Уставу БПЦ
(принятому на 3-м Церковно-Народном Соборе в 1953 г.), Св. Синод
выдвигает трех кандидатов для выборов на Патриаршем избирательном
Церковно-Народном Соборе, причем кандидаты должны быть одобрены
и правительством. Кандидат в Патриархи должен быть хорошо известным
в качестве строгого блюстителя православной веры и церковных канонов,
пользоваться добрым именем и народа и правительства. Избирается
Патриарх пожизненно. При этом в Уставе констатируется отделение
Церкви от государства [2]. Таковы особенности канонического устройства
Болгарской Церкви, утвержденные на Соборе 1953 года. Высшая духовная
власть БПЦ принадлежит Св. Синоду, состоящему из всех митрополитов
во главе с Патриархом. В малый состав Синода (постоянно действующий)
входит только 4 митрополита, избираемые сроком на 4 года всеми архиереями
Церкви. Законодательная власть принадлежит Церковно-Народному Собору,
членами которого являются все служащие архиереи, а также определенное
число духовных и светских лиц. Высшая судебная и административная
власть осуществляется Синодом, при котором имеется Высший Церковный
Совет (ВЦС), заведующий финансовой и хозяйственной стороной деятельности
БПЦ. ВЦС при Синоде состоит из двух священнослужителей, двух мирян,
как постоянных членов, и двух заместителей, избираемых на 4 года
Церковно-Народным Собором, который должен собираться раз в 4 года.
Председателем ВЦС является Патриарх или его заместитель [2].
По данным Церковно-Народного
Собора, который проходил в июле 1997 года, сейчас в БПЦ 11 епархий,
возглавляемых митрополитами, причем Патриарх одновременно является
митрополитом Софийским; 2 епархии за границей: в Европе и Америке,
причём митрополит Американский является в настоящее время и митрополитом
Австралийским (возглавляет три епарции: Нью-Иоркскую, Акронскую
и Детройтскую); за пределами Болгарии имеются приходы-подворья:
2 в Венгрии, 2 в Румынии, 1 в Австрии, а также в Берлине, Нью-Йорке
и подворье в Москве; на территории Болгарии 2600 приходов, в которых
служат 1500 священников; 120 монастырей; 2 Духовные семинарии в
Софии и Пловдиве, Духовная академия в Софии и богословский факультет
в Университете в Велико Тырново [4].
События последнего
времени, после падения правительства Тодора Живкова 10 октября 1989
года, развивались таким образом. С осени 1990 г. к власти пришел
Союз демократических сил, президентом был избран Желе Желев (бывший
коммунист). Новое правительство стало не менее активно, чем коммунистическое
вмешиваться в дела Церкви. С одобрения властей, во время визита
Вселенского Патриарха Димитрия (11 мая 1991 года) «Христианский
союз спасения», возглавляемый иеромонахом Христофором Сабевым (в
прошлом известный диссидент, в 1988 г. стал одним из основателей
«Комитета по защите прав верующих») провел демонстрацию протеста
против «священства в партийном мундире» [5]. Сабев, будучи депутатом
Парламента и председателем парламентской комиссии по вероисповеданию,
совместно с чиновниками комитета по делам религий при Совмине объявил
о ниспровержении Патриарха Максима, как сотрудничавшего с коммунистической
властью, и о роспуске Синода [6]. Комитет по делам религий счел,
что Патр. Максим не может занимать свой пост, т. к. выборы 1971
года были незаконны и проводились по указу гражданских властей.
В июне 1991 года церковная
оппозиция распространила письмо с 10 требованиями Патриарху Максиму.
На пресс-конференции 11 июля 1991 г. представитель Св. Синода защищал
болгарскую иерархию от обвинений в сотрудничестве с коммунистической
властью [5].
Комитет по делам религий
при правительстве Болгарии 10 марта 1992 года потребовал отставки
Патриарха Максима [7]. Патриарх в это время (15 марта) присутствовал
на встрече предстоятелей Поместных Церквей в Стамбуле, в Фанаре
[8].
Пасхальное богослужение
24 апреля 1992 г. Святейший Максим, по невыясненным нами обстоятельствам,
провел «на улице, а не в главном соборе г. Велико Тырново» [9].
9 мая 1992 г. правительство
приняло решение об отставке Патриарха Максима [9].
События в Св. Синоде
в связи с решением правительства развивались следующим образом.
19 (по другим данным 22) мая часть епископов Св. Синода решила поддержать
решение правительства об отставке свт. Патриарха Максима. По одним
данным, 8 из 12 членов Синода избрали преемником Патр. Максиму 86-летнего
митрополита Неврокопского Пимена, который за-за возраста был избран
как переходная фигура [10]. Меньшинство епископов в Синоде при этом
утверждало, что каноны не позволяют смещать Патриарха за-за вмешательства
государства. По другим данным епископов, выступивших против Патриарха
Максима было меньше: трое -митрополит Неврокопокий Пимен, митрополит
Врачанский Калинник и митрополит Старозагорский Панкратий [11],
или четверо митрополитов и двое епископов [12]; к вышеперечисленным
добавлены митр. Великотырновский Стефан, еп. Провадский Антоний
и Величский Галактион.
25 мая 1992 г. Комитет
по делам религии при Совмине Болгарии в циркулярном письме констатировал
как факт отстранение Патриарха Максима от власти и организацию «контр-синода»
[13]. Таким образом, с мая 1992 года начал действовать раскольнический
самочинный «синод», признанный правительством Желева за истинный.
В настоящее время резиденция
главы раскольников, Пимена, находится в Благоевграде.
Этот «синод», во главе
с митрополитом Пименом, возвел в «епископа» Христофора Сабева и
еще одного раскольника. 31 мая 1992 года сторонники «синода» во
главе с «епископом» Христофором Сабевым насильственно (при поддержке
правительства) захватили здание Св. Синода [9].
3 июля 1992 г. Святейший
Патриарх Алексий II направил телеграмму Патр. Максиму с поддержкой
его позиции и телеграмму президенту Желеву с просьбой «употребить
свое влияние и авторитет для обеспечения нормальной деятельности
БПЦ и устранения незаконного вмешательства в ее жизнь» [8].
В июне 1992 года Вселенский
Патриарх Варфоломей направил телеграмму Патр. Максиму и президенту
Желеву с просьбой привести БЦ к миру [9].
22 июля 1992 года Св.
Синод лишил сана и монашества митрополитов: Неврокопокого Калинника,
Старозагорского Панкратия и епископов Провадского Антония и Величского
Галактиона. Иеромонах Христофор Сабев, рукоположенный в епископа,
был извержен из сана и отлучен от общения. Деяния раскольнического
«синода» названы неканоническими и неконституционными [12]. Об этих
прещениях, по отношению к раскольникам с просьбой не принимать их
в общение Свт. Патр. Максим сообщил в телеграмме Поместным Церквям
[8].
Надо отметить, что
бывший митрополит Пимен (Недельчев) (род. в 1906 г.; с 1947 г. епископ
Стобийский; с 04.01.53-митрополит Неврокопский) был одним из 6-ти
членов Синода, опублиликовавших в июле 1990 г. покаянный текст,
касающийся их компромиссов с коммунистическим режимом. Авторы этого
текста признали нарушения, которые они совершили и испрашивали прощение
за их слабости. Святейший Патриарх Максим не присоединился к этому
выступлению. Союз священников-антикоммунистов, насчитывающий 700
членов, в марте 1992 года попросил Патриарха удалиться в монастырь.
(Интересно, что Румынский Патриарх Феоктист, которого также обвиняли
в сотрудничестве с диктатурой Чаушеску, ушел в отставку в январе
1990 г. Пройдя трехмесячный период покаяния в одном из монастырей,
он был восстановлен в своих обязанностях Св. Синодом [14]. Так что
события в Болгарии могли бы развиваться по другому сценарию).
В сентябре 1992 г.
раскольники захватывают Софийскую семинарию при посредничестве правительства
[15]. 3 сентября 1992 г. «Движение за объединение БПЦ» (насчитывает
200 членов-клириков) огласило заявление о «соблюдении канонов и
Церковного Устава» [16].
В октябре раскольники
совершили попытку захватить здание резиденции Патриарха и собор
св. Александра Невского [17].
9-13 января в Болгарии
находилась делегация Константинопольского патриарха, которая выразила
братскую солидарность с Болгарской Церковью [17].
Христофор Сабев организовал
13 января 1993 г. в городе Пловдиве заседание «церковного трибунала»
из 13 священников и 2 мирян, на котором предал анафеме митрополитов,
которые рукоположили его в епископа, за их связи с компартией, а
иерархию, верную Патр. Максиму, анафематствовал за приглашение Константинопольского
Патриарха быть посредником в прекращении раскола [18].
В мае 1993 года по
приглашению Патриарха Максима в Болгарии находился Свт. Патриарх
Алексий II. В ходе визита состоялась встреча Предстоятеля Русской
Церкви с президентом Болгарии Желе Желевым и премьер-министром Л.
Беровым, во время которой Патриарх просил их содействовать преодолению
раскола. 22 мая 1993 года Свт. Патр. Алексий II и Свт. Патр. Максим
совершили Божественную Литургию в Александро-Невском кафедральном
соборе г. Софии [19].
8 сентября 1993 года
Вселенский Патриарх Варфоломей нанес визит в Софию; он подтвердил
в очередной раз каноничность избрания Патриарха Максима [20].
13 сентября 1993 года
студенты Православной Софийской семинарии захватили учебные помещения,
которые несколько дней удерживались священниками-раскольниками,
назначенными новым ректором проф. Радко Понтодоровым. По сообщениям
болгарских источников, семинаристы при помощи родственников и преподавателей,
оставшихся верными Патр. Максиму, под руководством еп. Константинийокого
Григория, выломали двери и изгнали «оккупантов» [21].
13 мая 1994 года дворец
Св. Синода, захваченный в 1992 г. раскольниками, был возвращен БПЦ
[22].
На Пасху 23 апреля
1995 года произошел раскол в Американской епархии БПЦ, т. к. болгарская
община Нью-Йорка объявила о своей независимости от БПЦ и от Автокефальной
Церкви в Америке. При этом Нью-Иоркского митр. Иосифа (БПЦ) на Пасху
не пустили в храм, назвав своего законного архиерея раскольником.
Видимо это отголоски раскола в Болгарии [23].
В 1995 году ряд иерархов-раскольников,
принесших покаяние, были приняты Патриархом Максимом в общине [24].
Точных данных об этом событии нет, но судя по спискам членов Св.
Синода, участвовавших в работе Церковного Собора, в общение был
принят митр. Панкратий Старозагорский. В состав комиссии по нахождению
данных о новомучениках в качестве председателя былд включен еп.
Величский Галактион, видимо тоже принятый в общение. Также был принят
в общение еп. Проватский Антоний [25], что установлено по описку
архиереев в справочнике «Orthodoxia. 1997». Таким образом, среди
сторонников Пимена остался только один бывший митрополит Врачанский
Калинник.
С 29 мая по 7 июня
1996 г. Свт. Патриарх Максим нанес визит в РПЦ по приглашению Свт.
Патриарха Алексия II. Предстоятель Русской Церкви наградил Патриарха
Максима орденом Св. Апостола Андрея Первозванного. Патриарх Алексий
II после литургии в Успенском соборе Кремля (в День Св. Духа) сказал,
что «... сегодня наши Церкви как никогда нуждаются во внутреннем
единении и мы возносим ко Господу молитвы об окончательном уврачевании
нестроений, отяготивших в недавнее время бытие нашей сестры - Болгарской
Церкви». 5 и 6 июня делегация БПЦ находилась в Санкт-Петербурге.
При посещении Иоанновского женского монастыря Патр. Максим передал
в обитель частицу мощей преп. Иоанна Рыльского [26].
В Киеве, куда 7 июня
прибыл Патриарх Максим, на вопрос журналиста о возможности встречи
с «патриархом» Киевским Филаретом, Патриарх Максим ответил, что
с раскольниками, каким является Филарет, он никогда встречаться
не будет вплоть до их раскаяния [27].
2-3 июля 1996 года
в Софии состоялся раскольнический «Церковно-Народный» лжесобор,
на котором присутствовало 95 делегатов, из которых 90 проголосовали
за избрание Пимена «патриархом». В храме Св. Параскевы в Софии 4
июля прошла церемония интронизации «патриарха» Пимена, которую провел
«патриарх» Киевский Филарет (Денисенко); на интронизации присутствовали
также представители Македонской автокефальной Церкви, которая не
находится в евхаристическом общении с остальными Церквями [28].
В ответ на этот новый
антиканонический акт Св. Синод БПЦ провозгласил в конце июля, что
если экс-митрополит Пимен не принесет покаяния до Великого поста
1997 года, то он будет отлучен вместе со своими сторонниками-священнослужителями
[29].
В январе 1997 г. президент
Петр Стоянов приносил клятву во время церемонии инагурации в присутствии
раскольнического «патриарха» Пимена, чем в очередной раз продемонстрировал
отношение правительства к существующему расколу.
5 марта 1997 г. Верховный
административный суд Болгарии сообщил об отмене государственной
регистрации Высшего Церковного Правления во главе с Патриархом Максимом.
6 марта 1997 г. Свт.
Патриарх Максим встретился с президентом Болгарии Петром Стояновым
и заявил, что не намерен покидать свой пост [30].
2-4 июля 1997 г. состоялся
IV Церковно-Народный Собор БПЦ (после 44-летнего перерыва), который
откладывался с 1992 г. за-за противодействия лжепатриарха Пимена.
Гостями от Поместных Церквей на Соборе были: от РПЦ - митрополит
Волоколамский и Юрьевский Питирим, от Вселенского Патриархата -
митрополит Мелетий, от Александрийского - митрополит Дионисий. Собор
призвал власти не препятствовать, а содействовать Церкви в исполнении
ее спасительной миссии на благо народа и Отечества. Действующий
Закон об исповеданиях 1949 года Собор признал во многих отношениях
противоцерковным и счел, что готовящийся новый Закон должен быть
обсужден и согласован с Болгарской Церковью. Собор осудил действия
раскольников, призвав их к покаянию и возвращению в лоно Матери-Церкви.
ЦНС был признан постоянно действующим органом, который должен собираться
каждые 4 года. Между сессиями работают 8 комиссий, в каждую из которых
входит председатель в архиерейском сане, два клирика и два мирянина:
- Юридическая - предс. митр. Неврокопский Нафанаил;
- Экономическая - предс. митр. Варненский и Великопреславский
Кирилл;
- Комиссия социальной деятельности - митр. Врачанский Игнатий;
- Комиссия по кадровым вопросам - митр. Старозагорский
Панкратий;
- Комиссия просветительской и воспитательной деятельности и
противодействия сектам - митр. Великотырновский Григорий;
- Комиссия межцерковных дел и связей с общественностью и СМИ
- митр. Видинский Дометиан;
- Комиссия отношений между Церковью и государством - митр.
Доростольский Неофит;
- Исследовательская комиссия по нахождению данных о мучениках
и пострадавших священнослужителях во время тоталитарной власти
- епископ Величский Галактион [31].
Летом 1997 г. в Киеве
во Владимирском храме проходил «собор» под председательством «патриарха»
Киевского Филарета с участием «патриарха» Пимена. На «соборе» присутствовал
президент Украины Кравчук. «Патриарх» Филарет в ходе «собора» выразил
уверенность, что недалек тот день, когда Киевский «патриархат»,
как и Болгарский (возглавляемый «патриархом» Пименом) будут признаны
Вселенским Патриархом.
27 ноября 1997 года
Патриарх Максим и члены Синода встретились с В. Методиевым, зам.
председателя Совмина Болгарии и Л. Младеновым, директором Дирекции
по вероисповеданию при Совмине (во время издания злополучного акта
№92 от 25.05.1992г. он был заместителем директора). Св. Синод обратился
к ним с декларацией, в которой говорилось, что государственные силы
не должны посягать на священное право Церкви на самоуправление,
что «акт №92» противоречит Конституции Болгарии, и что правительство
не должно в угоду коньюктурным интересам поощрять раскольников [13].
Президент Болгарии
Петр Стоянов высказал мнение, что Патриарх Максим и «патриарх» Пимен
должны дать доказательства своей ответственности и смирения и найти
силы уйти в отставку ради блага Церкви.
Св. Синод БПЦ на требование
властей ответил декларацией от 19 декабря, в которой считает это
давлением со стороны правительства под предлогом единства Церкви:
«Мы вынуждены обратиться в международные организации по правам человека,
чтобы спасти автономию Церкви». В ответ на это болгарский президент
|назвал высшее духовенство «лакеями, верными прежнему атеистическому
режиму».
6 января 1998 года
на торжествах по случаю 150-летия со дня рождения национального
героя Христо Ботева президент Стоянов сказал: «Во время турецкого
ига православное болгарское духовенство готово было идти на цепи
и даже на смерть. Сегодня мы просим от епископов жертвоприношения.гораздо
менее тяжелого: просто уйти на покой». Президент затем объяснил,
что по этим причинам он отменил, как главнокомандующий армией, богослужение
в рамках торжеств, с участием высших военных сановников [32].
Из того же болгарского
«Церковного вестника» последнее сообщение, имеющее интерес: 6 января
1998 г. группа раскольников, поддерживающих самозванного «митрополита»
Иннокентия «Софийского» (видимо, являющегося независимым от «патриарха»
Пимена), совершила нападение на офис Софийской митрополии [13].
Интересно отметить,
что с сентября 1997 года в болгарских школах было введено религиозное
образование в младших классах с 8 до 10 лет. Министерство образования
планирует ввести подобное обучение и в старших классах.
Таков перечень фактов
(к сожалению, неполный и поверхностный) последних событий истории
Болгарской Церкви.
Выводы после ознакомления
с ситуацией в БПЦ напрашяваются следующие.
Во-первых, против Болгарской
Церкви действуют все те же силы, что и во времена коммунистического
режима, ставшие в последнее время демократическими. Цель у них по-сути
одна - уничтожить Православную Церковь. Методы остались прежними
- политическое давление, устроение внутренних расколов в Церкви,
попытки опорочить Церковную иерархию для того, чтобы посеять недоверие
к Церкви и иерархии у народа. Раскол и политическая борьба отвлекает
внимание людей, которые только приходят в Церковь, от духовных вопросов,
от задач своего и общественного духовного возрождения. Вмешательство
духов злобы здесь очевидно: лукавый всеми силами пытается увести
людей из Церкви. Аналогии в действиях лукавого в Болгарии и России
очевидны: даже фигуры действующих лиц в чем-то схожи: Филарет -
Пимен, Сабев - Якунин. И, разумеется, все эти политические интриги
не способствуют очищению и возрождению Церкви.
Апостол Павел говорит
о раскольниках: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих
разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и
уклоняйтесь от таковых. Ибо такие люди служат не Господу нашему
Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают
сердца простодушных». (Рим. 16:18-19) - это описание апостола соответствует
нынешнему расколу в БПЦ.
Во-вторых, общая ситуация
в БПЦ хуже, чем у нас, т. к. по сообщениям очевидцев в храмах Болгарии
немного народа, приходы и здания восстанавливаются с трудом [33].
В-третьих, относительно
сотрудничества с коммунистическим режимом надо отметить, что невозможно
жить в коммунистическом государстве и не иметь с ним никаких отношений.
И если иерархи когда-либо шли на компромиссы, спасая единство и
жизнеспособность Церкви, это еще не означает, что они продавали
веру коммунистам. Возможно, что честно служившие архиереи и священники,
в трудный момент спасшие Церковный корабль от крушения, взяв на
себя все тяготы отношений с государством, будут на Небесах иметь
венец, равный венцу мучеников.
Санкт-Петербургская Духовная Семинария
март-май 1998 г.
ИСТОЧНИКИ
- Игнатьев А. 50-летие Болгарской высшей Духовной Школы. ЖМП. 1973. №8, с.
51.
- Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей. М., Русск. огни, 1994,
т. 1.
- История на Българската Православна Църква. Официальная страница Болгарской
Патриархии: http://bulgarian.orthodox-church.org/
- SOP №221, с. 4.
- ОВЦС. Подборка по прессе. №36. «Вера во втором мире», №10, октябрь 1991.
- Литер. Россия, №41, 09.10.92, с. 24-25.
- ОВЦС. Подборка по прессе. №44. ТАСС-ИНО 10 марта 1992 г. & SOP №173.
- ЖМП, 1992, №9, с. IX.
- ОВЦС. Подборка по прессе. №67, с. 39 & SOP №170.
- SOP №169, с. 8-9.
- SOP №170.
- МЦВ, 1992, №20-21, с. 13.
- Църковен вестник. № 1. 25.01.98.
- ОВЦС. Подборка по прессе. №51. 1992. Инф. бюл. аг. печати кат. инфо, 11.03.92.
- ОВЦС. Подборка по прессе. №75, с. 45 & SOP №171.
- ОВЦС. Подборка по прессе. №71, с. 24-25.
- ОВЦС. Подборка по прессе. №86, с. 46 & SOP №173.
- SОР №79, с. 14-15.
- МЦВ, 1994. №2, с. 1-2.
- Епискепсис, №497, 1993, с. 3-4.
- SOP №171.
- Епискепсис, №507, 31.07.94, с. 11.
- ЖМП, 1995, №9-10, с. 65.
- SOP №21, с. 4.
- ЦНС. Официальная страница Болгарской Патриархии . http://bulgarian.orthodox-church.org/
- ЖМП, 1996 г. №7, с. 28-29.
- Инф. бюл. ОВЦС, 1996, №9, с. 6.
- SOP №211, с. 10.
- Irenikon №3, 1996, с. 384-385.
- Инф. бюл. ОВЦС, 1997, №5, с. 1.
- ЦНС. Официальная страница Болгарской Патриархии . http://bulgarian.orthodox-church.org/
- SOP №225, с. 89.
- Н. Ставицкая. Болгарский дневник. На сайте http://www.or.ru/.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
- БПЦ - Болгарская Православная Церковь;
- ВЦС - Высший Церковный Совет;
- ЖМП - Журнал Московской Патриархии;
- МЦВ - Московский Церковный Вестник;
- РПЦ - Русская Православная Церковь;
- ЦНС - Церковно-Народный Собор;
- SOP - Service Orthodoxe de presse.
|