О.Ю. Васильева,
доктор исторических наук, Институт российской истории РАН,
старший научный сотрудник, руководитель Центра истории религии и Церкви
"Исторический вестни", №5 (1 за 2000
г.), сайт Воронежской епархии, ноябрь 2000 г.
ГОСУДАРСТВО, РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ЭКУМЕНИЗМ:
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
Среди внешнеполитических направлений, интересовавших советское
государство в 1946-1948 гг., было и экуменическое движение, возглавляемое
Англиканской Церковью. Государство рассчитывало усилить советское
влияние на экуменизм с помощью Русской Православной Церкви.
Экуменическое движение, как уже было сказано, вошло в круг государственных
интересов СССР в 1946 г. Давая ему оценку, председатель Совета по
делам Русской Православной Церкви Г. Карпов в своем отчете правительству
писал: "Экуменическое движение формально ставит своей целью объединение
всех церквей для разрешения чисто церковных вопросов, а фактически,
прежде всего, занимается политикой"1.
Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Англиканской Церковью,
прерванные еще в 1917 г., начали восстанавливаться лишь в 1943 г.,
когда в Москву приезжала делегация Англиканской Церкви во главе
с архиепископом Йоркским. Позднее, в 1945 г., митрополит Крутицкий
Николай (Ярушевич) был принят в Лондоне архиепископом Кентерберийским
доктором Фишером. В ходе визита было выяснено, что англичане, также
как и Русская Церковь, отрицательно относятся к Ватикану и "готовы
принять участие в тех или иных мероприятиях, направленных против
Ватикана, хотя и занимают пока в этом вопросе пассивные позиции"2.
Участники встречи, ограничившись общими фразами, конкретных мероприятий
не обсуждали. Учитывая, что в антиватиканском блоке участие Англиканской
Церкви было бы целесообразно, правительство рекомендовало Совету
по делам Русской Православной Церкви "разрешить Московской Патриархии
приглашение в 1947 г. в Москву архиепископа Кентерберийского на
предмет получения согласия последнего на совместные действия против
Ватикана"3. Для советского правительства отношения с Ватиканом являлись
основным внешнеполитическим направлением, к которому следовало привлечь
Русскую Православную Церковь.
Ожидалось, что, согласившись на участие Англиканской Церкви в антиватиканском
блоке, архиепископ Кентерберийский поднимет вопрос о вхождении Русской
Церкви в экуменическое движение. Дальнейший сценарий по плану советского
правительства выглядел так:
"По мнению Совета (Русской Православной Церкви. - Ред.), Московская
Патриархия должна в этом вопросе дать Англиканской Церкви четкий
ответ и предъявить свои условия, на которых она может принять участие
в экуменическом движении. Дело в том, что, согласно действующему
положению, Православным Церквам вообще в руководящих органах "экуменического
движения" предоставлено всего лишь 17 мест из общего количества
90, а в совещаниях - 85 из 450 мест"4.
Естественно, что при таком положении дел Москва не могла влиять
на направление деятельности экуменического движения. А то, что движение
все более политизируется, было очевидно. В своем докладе Г. Карпов
отмечал: "Об этом особенно красноречиво говорят принятые на последнем
заседании "экуменистов" в Женеве в 1946 г. решения с требованием
пересмотра потсдамских решений в отношении Германии, борьбы с марксизмом
и т.д."5.
Не учитывать этих обстоятельств было нельзя. По государственному
замыслу, включающему в себя присутствие Русской Церкви в экуменическом
движении с целью воздействия на него в нужном направлении, Московская
Патриархия в 1947 г. должна была предъявить Англиканской Церкви
два условия своего участия в движении:
а) отказ "экуменистов" от политических выступлений и обеспечение
чисто церковной деятельности этого движения;
б) значительное расширение представительских мест для Православных
Церквей во главе с Русской Церковью"6.
Государственная власть надеялась на успех, зная, что почти все автокефальные
Церкви заявили о своей единой линии по отношению к экуменизму. При
выполнении поставленных условий Московская Патриархия смогла бы
влиять на экуменическое движение в нужном советскому государству
направлении. В случае несогласия англичан государственная власть
считала, что "Московская Патриархия должна по-прежнему занимать
роль наблюдателя"7. Но ни активным участником, ни наблюдателем Русская
Церковь с подачи государства в 1947 г. не стала.
Политическое противостояние нарастало. Среди протестантских течений
в экуменизме стали преобладать американцы, настроенные резко антисоветски.
Многие лидеры экуменизма считали, что Русская Церковь в союзе с
Православными Поместными Церквами сможет противостоять американскому
влиянию, так называемой "американизации христианства".
Но советское руководство рассудило иначе.
Именно в этот момент, накануне Совещания 1948 г., меняется государственное
отношение к экуменизму - от настойчивого подталкивания Русского
Православия в это движение в 1946 - начале 1947г. до осуждения экуменизма
как "антисоветского" и "антикоммунистического". На наш взгляд, это
решение было политически неверным: в условиях нарастающей конфронтации
двух систем авторитет Русской Церкви мог стать сдерживающим фактором
усиления американского влияния. Но следует отметить, что Русская
Православная Церковь в этот период не выказывала добровольного желания
по поводу вхождения в экуменическое сообщество, которое в 1946-1948
гг. интересовало государство только в политических целях.
Спустя десятилетие, когда хрущевские гонения на Церковь все более
и более набирали силу, вопрос о вступлении Русской Православной
Церкви во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ) стал насущным и необходимым.
Только через используемую Русской Церковью международную трибуну
мир мог узнать о реальном положении религии и Церкви в СССР.
После знаменитого февральского 1960 г. выступления в защиту гонимой
Церкви8 Святейшего Патриарха Алексия I в Москве на Конференции советской
общественности "За разоружение", которое вызвало ярость в правительственных
и партийных кругах, Церкви надо было спешить со вступлением в ВСЦ,
чтобы иметь не только трибуну, но и какую-то защиту - общественное
мнение христианского мира.
В декабре 1961 г. митрополит Никодим (Ротов) сумел достичь того,
что Русская Церковь стала членом ВСЦ. Хотя принципиальное решение
было принято еще его предшественником - митрополитом Николаем (Ярушевичем)
в 1958-1959 гг., официальной датой вступления Русской Православной
Церкви в экуменическое сообщество считается декабрь 1961 г. Это
произошло на III Генеральной Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели (Индия). Одновременно
с Русской Церковью во Всемирный Совет Церквей вступили: Польская,
Болгарская, Румынская Православные Церкви, чуть позже участниками
экуменического движения стали и все остальные Православные Церкви,
кроме Албанской.
Говоря о курсе Русской Православной Церкви в экуменическом движении,
уместно вспомнить слова митрополита Никодима (Ротова), долгие годы
руководившего экуменической деятельностью, которые он часто повторял
своим неправославным экуменическим партнерам: "...вполне естественным
и единственно возможным путем к воссоединению христиан различных
исповеданий в единстве веры является возвращение к догматическому
учению древней неразделенной Церкви эпох семи Вселенских Соборов"9.
Таков основной смысл участия Русской Православной Церкви в экуменическом
движении, которая все свои межхристианские сношения и богословские
собеседования "конца XIX и начала XX в." проводила в духе "православного
экуменизма" (по выражению отца Георгия Флоровского)10.
1 Российский архив социальной и политической истории (РАСПИ).
Ф. 17. Оп. 125. Д. 407. Л. 38.
2 Там же. Л. 37.
3 Там же. Л. 38.
4 Там же.
5 Там же.
6 См.: Там же. Л. 39.
7 Там же. Л. 25.
8 См.: Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке.
М., 1995. С. 289.
9 Виталий Боровой, протопресв. И он был верен до смерти // Человек
Церкви. М., 1998. С. 99.
10 Там же.
© Васильева О.Ю., 2000
Публикуется в сокращении. - Ред.
|