В.Б. Жиромская
доктор исторических наук, Институт российской истории РАН,
ведущий научный сотрудник
"Исторический вестник", №5 (1, 2000 г.), сайт Воронежской
епархии, ноябрь 2000 г.
РЕЛИГИОЗНОСТЬ НАРОДА В 1937 ГОДУ
(По материалам Всесоюзной переписи населения)
В истории христианства особая незабываемая страница принадлежит
"опальной" переписи населения 1937 г. Чудом сохранились и дошли
до нас ее материалы об отношении населения Советского Союза, в частности
России, к религии. Эти материалы так же уникальны, как уникален
и вопрос переписного листа о религиозных или атеистических убеждениях
респондента. Согласно традициям мировой и российской статистики,
такого рода вопрос считался некорректным, поскольку задевал глубоко
жизненные интересы людей, а потому таил в себе возможность ложного
ответа.
В первой переписи России 1897 г. ставился вопрос о вероисповедании,
которое определялось либо по родителям, либо по этническому признаку.
В переписи же 1937 г. респонденты должны были сначала определить
свое отношение к религии, а затем верующие - назвать сами свое вероисповедание.
Вопрос о религии был введен в переписной лист лично Сталиным, который
редактировал последний вариант анкеты в канун переписи. Никто из
статистиков не рискнул ему возразить. Опрашивалось население в возрасте
16 лет и старше. Какими соображениями руководствовался Сталин, когда
ставил этот вопрос, мы знать не можем, но в массовой широкой печати
был заведомо разрекламирован тезис о "сплошном атеизме населения",
который должна была подтвердить перепись. Однако такого рода ожидания
не оправдались.
Перепись состоялась в ночь с 5 на 6 января и была доброжелательно
встречена населением, люди охотно отвечали на все вопросы. Исключением
был вопрос о религии. Во многих районах, особенно в сельской местности,
он вызвал переполох. Нетрудно понять причины этого, если вспомнить
обстановку тех лет в стране (насильственные переселения раскулаченных,
нараставшую волну репрессий и т.д.), а также официальное отношение
к религиозным убеждениям как "пережитку прошлого в сознании отсталых
людей". Респонденты были поставлены в сложное положение. С одной
стороны, они боялись за себя и за своих родных и близких, а с другой
- "кары Божией" за отречение от Веры.
Во многих районах начали распространяться всякого рода тревожные
слухи, а с мест понеслись донесения особой секретности из местных
органов учета и статистики в ЦК ВКП(б) и правительство. До нас дошли
такого рода донесения из Свердловской области, Белоруссии, а также,
что особенно важно, обобщающая записка начальника Центрального управления
народнохозяйственного учета СССР И.А.Краваля в ЦК ВКП(б) по донесениям
из всех районов страны в целом.
Судя по этим материалам, распространявшиеся тогда слухи были типичными
для того времени. Например, самым массовым было опасение, что верующих
"будут ссылать, а их детей выгонят из школы"1 (Красноярский край),
что на верующих "будут смотреть как на кулаков"2 (Московская область),
верующих "будут лишать продовольствия и вышлют"3 (БССР, Орша, Богушевск)
и т.д. Боялись, что с верующих будут брать "особые налоги" (Московская
область), "выбросят из колхоза", "снимут со снабжения в кооперации"4
(Киевская обл. Украины). Распространился даже зловещий слух о предстоящей
с 5 на 6 января "варфоломеевской ночи"5 (Свердловская область).
В связи с этим появились и "агитаторы" из верующих, которые ходили
из села в село и советовали ответов на этот вопрос не давать. Такие
агитаторы были замечены в Татарии, Сталинградской области, Узбекской
ССР, Западно-Сибирском крае и в других районах страны6.
Сектанты (евангелисты и баптисты) давали обет на вопрос о религии
не отвечать. Одни из них демонстративно закладывали платок в рот
и молчали, другие - скрылись в лесу (Свердловская область, Западно-Сибирский
край и т. д.). Некоторых из них переписчикам удалось вернуть из
лесов и уговорить ответить на вопросы.
Но были и другого рода слухи. В связи с принятием Конституции СССР
в 1936 г., по которой священники получили право голоса, верующие
надеялись, что если они не будут скрывать своих убеждений, то правительство
вынуждено будет открыть закрытые церкви и вернуть сосланных священников.
"Пишитесь верующими, тогда откроют церкви",7 - передавали из уст
в уста крестьяне в Сталинградской области. Некоторые из них отстаивали
свое право на совершение религиозных обрядов, "приходили к председателю
РИК и спрашивали, когда освободят церковь от клуба"8. Надеялись
в этом случае даже на помощь международных организаций: "Перепись
пойдет на рассмотрение Лиги наций, а Лига наций спросит у т. Литвинова,
почему мы закрыли церкви, когда у нас много верующих" (Милославицкий
сельсовет, Климовический район БССР)9.
Как сказано в документах, многие священники с церковного амвона
призывали верующих ответить откровенно на вопрос о религии, так
как тоже надеялись на открытие церквей10. Их призывы были расценены
местными органами власти как "провокационные", "направленные на
срыв переписи". В тех случаях, когда священники занимались такой
"агитацией" не в церкви, а ходили по домам, с ними разбирались "соответствующие
органы"11.
Не обошлось и без конъюнктурных соображений со стороны населения:
лучше записаться неверующим, тогда в кооперативах больше товаров
дадут; или надо записываться верующими, так как в случае войны и
победы гитлеровской Германии неверующих расстреляют (западные области
УССР, БССР)12.
Оказавшись в столь сложной ситуации, верующие повели себя по-разному.
Однако большая часть их не стала скрывать своих убеждений. Счетчики
приводят типичные ответы в Пермском районе: "Сколько нас не спрашивай
о религии, нас не убедишь, пиши верующий", или: "Хоть и говорят,
что всех верующих будут увольнять со стройки, но пиши нас верующими"13.
Замечен случай, когда все семь женщин, проживавших в одной комнате
общежития фабрики "Промодежда" (г. Пермь), записались верующими14.
Такой же случай отмечен и в общежитии УВС, где двенадцать женщин
в возрасте от 17 до 29 лет заявили о том, что они верующие15. В
отдельных районах в верующие записывались целыми колхозами. Под
влиянием слухов и страхов в некоторых случаях люди "переписывали"
себя верующими или неверующими по нескольку раз. Однако таких случаев
было замечено мало. Больше было людей, которые столкнулись с необходимостью
определиться впервые. Типичен, например, следующий ответ: "Кто его
знает, верую я или нет - не знаю, но в душе что-то есть, что свыше
нас, чего-то есть, какая-то сила; хотя я Богу не молюсь давно, а
все же пиши верующий"16. Другие решали этот вопрос совсем иначе:
"...Раз работаю на стройке, то, значит, неверующий"17.
При анализе данных переписи необходимо учитывать, что принцип самоопределения
не всегда срабатывал. В донесениях отмечалось, что "члены семьи,
безусловно, оказывали влияние на колеблющиеся, нестойкие элементы
в вопросе о религии"18. Этот вопрос часто вызывал серьезные семейные
конфликты. В одном случае жена заявила, что уйдет от мужа, если
он запишется неверующим, в другом - дочь ругала отца за то, что
он записался верующим, в третьем - мать заявила, что проклянет сына,
если тот запишется неверующим19. Не обошлось без семейных драк и
побоев. В этой ситуации не все настаивали на своих убеждениях, некоторые
предпочли ответа не давать.
Как бы то ни было, но 80 % опрошенного населения ответили на вопрос
о религии20. Лишь 1 млн человек предпочли отмолчаться, ссылаясь
на то, что "ответственны только перед Богом" или что "Богу известно,
верующий я или нет". Значительную часть отказавшихся от ответа составляли
раскольники-старообрядцы и сектанты.
По данным переписи, в СССР верующих среди лиц в возрасте 16 лет
и старше оказалось больше, чем неверующих: 55,3 млн против 42,2
млн, или 56,7% против 43,3 % от всех выразивших свое отношение к
религии21. В действительности верующих было, конечно, еще больше.
Часть ответов могла быть неискренной. Кроме того, с большей долей
вероятности можно предположить, что в основном не ответившие на
вопрос о религии были верующими.
Перепись сохранила для нас ценные сведения о половом и возрастном
составе верующих разных вероисповеданий. Женщин, признавших себя
верующими, было больше, чем мужчин: 64 % против 36 % (от всех верующих)22.
Рассмотрим возрастной состав верующих23. Самыми большими возрастными
группами среди верующих грамотных и неграмотных были группы мужчин
и женщин в возрасте 20-29 и 30-39 лет. На группы лиц старше 50 лет
приходился незначительный процент верующих среди грамотных и незначительно
больший среди неграмотных. Среди верующих было почти 34 % лиц 20-29-летнего
возраста и более 44 % - 30-39-летнего возраста. Лиц пожилого возраста,
старше 50 лет, было около 12 %. В последнем случае сказывается,
безусловно, малочисленность пожилых в возрастной структуре населения.
Однако и с учетом этого нельзя не признать, что мнение о том, что
верующие - это люди исключительно пожилого возраста, не соответствовало
действительности.
Другим распространенным стереотипом в пропагандистской литературе
тех лет было представление о том, что основную массу верующих составляли
женщины пожилого возраста, причем неграмотные. Данные переписи свидетельствовали
о другом. Среди всех верующих грамотных мужчин в возрасте 16-49
лет было более 75 %, а женщин этого возраста - 88 %. Следовательно,
среди верующих значительную часть составляли мужчины и женщины молодого
и зрелого возраста, обученные грамоте.
В 30-е гг. бытовало и еще одно мнение о том, что ликвидация неграмотности
населения автоматически решает проблему перехода его на позиции
атеизма. Из данных, приведенных выше, видно, что и оно оказалось
ложным, хотя совсем отрицать влияние приобщения к грамоте на людей
с неустойчивым, формально-традиционным отношением к религии было
бы неверно.
Среди грамотных верующих мужчин в возрасте до 30 лет было 32,6 %,
а среди грамотных женщин этого возраста - 48,4 %. Это были в основном
обучавшиеся в школах или закончившие ее. В то время преобладало
начальное образование. Но было немало и обучавшихся в техникумах
и вузах, особенно в возрасте 19-25 лет. Иными словами, среди лиц
такого молодого возраста было мало "читавших по слогам и умевших
написать свою фамилию", т.е. прошедших лишь школу ликбеза. Естественно,
неграмотными верующими были в основном пожилые и гораздо меньше
молодые. Хотя "сплошной" грамотности не показали ни перепись 1937
г., ни состоявшаяся сразу после нее перепись 1939 г., но охват населения,
в первую очередь молодежи, всеобучем был весьма широким.
Данные переписи 1937 г. свидетельствуют о том, что с возрастом усиливается
и религиозность. Среди грамотных мужчин удельный вес верующих резко
увеличивается при переходе от 20-29 лет к 30-39 годам. У грамотных
женщин этот переход наблюдается в более молодом возрасте: от 16-19
лет к 20-29 годам. Это объясняется более ранней зрелостью женщин
в связи с замужеством и материнством и сопряженными с этим ответственностью
и тревогой за жизнь и судьбы детей, за сохранение домашнего очага
и т.д.
Среди неграмотных мужчин и женщин удельный вес верующих увеличивается
равномерно от одной возрастной группы к другой. Возможно, это связано
с тем, что в молодежных группах несколько больше верующих, чем у
грамотных. Интерес представляет анализ данных табл. 1.
Таблица 1
Соотношение верующих и неверующих среди возрастных
групп обоего пола24
Из данных табл. 1 можно сделать следующий вывод. Во-первых, неграмотные,
не имеющие образования, меньше испытывали на себе влияние атеистического
воспитания, и среди них было больше верующих; во-вторых, тем не
менее нет ни одной возрастной группы, в которой не было бы верующих;
их число значительно даже среди молодежи грамотной и получившей
образование.
Верующие назвали 9 крупных вероисповеданий, распространенных на
территории Союза25. Самым распространенным было христианство разнообразных
направлений: Православие, католичество, лютеранство и армяно-григорианство.
Христианами назвали себя почти 80 % всех верующих. Три четверти
населения были привержены Православию. Католическое и лютеранское
вероисповедания с отходом от России территорий Польши, Западной
Украины и Западной Белоруссии, а также Прибалтики заняли среди других
религий скромное место: представители этих вероисповеданий составляли
по 0,8 % от всех верующих.
Кроме христиан довольно значительной группой были магометане. Представителей
других религий было меньше, но все же они были не так уж и малочисленны.
Буддисты и шаманисты, например, исчислялись десятками тысяч26.
Рассмотрим демографический состав представителей разных направлений
христианства (см. табл. 2). Наиболее высокая доля женщин у христиан:
у православных - 66,2 %, у католиков - 62,3 %, у лютеран - 61,6
%, у армяно-григориан - 61,2 % и т.д. Такие показатели объясняются,
во-первых, большей продолжительностью жизни женщин по сравнению
с мужчинами у народов, исповедующих христианство, а во-вторых, более
высокой религиозностью женщин, особенно в молодом и среднем возрасте.
Таблица 2
Состав верующих различных вероисповеданий по полу
и возрасту (в %)27
Верующих женщин у народов, исповедующих ислам, буддизм, ламаизм
(т.е. религии, типичные для Востока), несколько меньше по сравнению
с христианами: у магометан - 53,3 %, у буддистов - 56,7 % и т.д.
Продолжительность жизни женщин у восточных народов почти такая же,
как мужчин: сказывается высокая смертность женщин в детородном возрасте.
В возрастной структуре православных значительна доля лиц в возрасте
от 20 до 39 лет. У мужчин она составляет более 40 %. Следующей значительной
по удельному весу группой является группа лиц в возрасте 50 лет
и старше. На нее приходится более 30 % всех православных. Необходимо
отметить, что несмотря на значительный удельный вес этих возрастных
групп, составляющих основную массу православных, довольно высока
доля лиц в возрасте от 40 до 49 лет. Что касается самых молодых
лиц в возрасте от 16 до 19 лет, то на их долю приходится немногим
более 6 %. Среди них много учащихся, еще не вступивших на самостоятельный
жизненный путь и пока не определивших своего отношения к религии
(см. табл. 2).
Женщины, исповедующие Православие, несколько моложе православных
мужчин. Женщин в возрасте 20-29 лет было больше, чем мужчин этого
возраста, а женщин 50 лет и старше - меньше, чем мужчин того же
возраста.
Возрастная структура католиков очень близка к православным. Как
и у православных, самый большой удельный вес имеют возрастные группы
от 20 до 39 лет и от 50 лет и старше. Несколько больший процент,
чем у православных, приходится на долю самых молодых - от 16 до
19 лет, причем мужчин было 6,6 %, а женщин - 6,2 %, зато женщин-католичек
было больше в возрастной группе 20-29 лет.
Самые большие конгломерации молодых возрастов в демографической
структуре верующих наблюдаются у протестантов. На возрастную группу
мужчин 16-19 лет приходится 8 %, а на группу женщин того же возраста
- 6,7 %. Еще более представительны по сравнению с православными
и католиками группы от 20 до 39 лет: мужчин 20-29 лет было 26,3
%, а женщин - 25,6 %, соответственно 30-39-летних - 23,3 и 22,9
%. Спецификой возрастной структуры протестантов является довольно
низкий удельный вес пожилых лиц: у мужчин он составляет 13,4 %,
а у женщин - 26,3 %. Видимо, на возрастном составе протестантов
отразился демографический состав этнических групп, исповедующих
данное направление христианства. Среди них доля лиц пожилого возраста
довольно мала, особенно мужчин.
Напротив, армяно-григориане имеют по сравнению с другими направлениями
христианства более пожилой состав. Мужчин в возрасте 50 лет и старше
было почти 57 %, а женщин того же возраста - около половины. Меньший
удельный вес у мужчин имеет и группа 20-39 лет - всего 23,8 %, причем
на группу 20-29 лет приходится менее 10 %. Представительнее эти
возрастные группы у армяно-григорианок - соответственно 33 и 15,3
%. И у мужчин, и у женщин доля самых молодых (16-19 лет) невелика
из-за большого удельного веса пожилых: у мужчин - 1,2 %, а у женщин
- 2,7 %.
У христиан прочих направлений группы 20-39 лет имеют больший удельный
вес, чем у армяно-григориан: мужчины составляют менее 40 %, женщины
- более 40 %. Удельный вес группы пожилых людей (мужчин и женщин)
старше 50 лет составляет более 30 %. Довольно представительны и
группы молодежи от 16 до 19 лет: 5,2 и 5,7 %.
По сравнению с верующими христианами магометане имели более молодой
состав, а буддисты, шаманисты и иудеи - более пожилой.
Интерес представляет характеристика верующих по состоянию грамотности.
Данные переписи показали, что среди мужчин христианского вероисповедания
грамотные составляют большинство: православные - 78,9 %, католики
- 77,3, христиане прочих направлений - 78,7 %. Несколько меньше
грамотных среди мужчин армяно-григориан, но и их больше половины.
Самый высокий показатель грамотности имеют мужчины-протестанты -
90,6 %. Грамотных женщин среди христианок гораздо меньше: православных
- 48,5 %, католичек - 61,6, армяно-григорианок - 27,0, христианок
прочих направлений - 61,6 %. Исключение составляют женщины-протестантки,
среди них грамотных было 86,7 %.
Показатели грамотности среди магометан, буддистов, шаманистов ниже,
чем у христиан; у представителей иудейской религии они довольно
высокие.
Приведенные данные о грамотности представителей разных вероисповеданий
еще раз опровергают тезис о том, что распространение грамотности
автоматически ведет людей к отрешению от религии.
Следует отметить, что несмотря на неполноту сведений переписи о
верующих, они все же обладают высокой степенью достоверности, поскольку
большая часть населения нашла в себе мужество в той тяжелой и сложной
ситуации откровенно заявить о своих убеждениях.
Данные переписи не устроили правительство по многим параметрам.
Но главным было то, что они обнаруживали большие потери населения,
связанные прежде всего с голодом начала 30-х гг. Перепись безо всяких
на то оснований была объявлена "дефектной" и запрещена. Не последнюю
роль среди причин "опалы" сыграли и данные о религиозности населения.
Организаторы переписи были подвергнуты репрессиям.
1 Российский государственный архив экономики (далее РГАЭ). Ф.
1562. Оп. 329. Д. 143. Л. 115.
2 Там же.
3 Там же. Л. 65.
4 Там же. Л. 114.
5 См.: Там же. Л. 137.
6 См.: Там же. Л. 115.
7 Там же. Л. 116, 52-53.
8 Там же. Л. 116.
9 Там же. Л. 114.
10 См.: Там же. Л. 137.
11 См.: Там же. Л. 137-138.
12 См: РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 329. Л. 56.
13 Там же. Л. 138.
14 См.: Там же. Л. 139.
15 См.: Там же. Л. 140.
16 Там же. Л. 138.
17 Там же.
18 Там же. Л. 139.
19 См.: Там же. Л. 138-139.
20 См.: Всесоюзная перепись населения 1937 г.: краткие итоги.
М., 1991. С. 106-115; РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 329. Д. 144. Л. 41.
21 См.: Там же. Л. 144. Л. 42-43.
22 См.: Там же. Л. 41-45.
23 См.: Всесоюзная перепись населения 1937 г., с. 110-115.
24 Рассчитано по: Всесоюзная перепись населения 1937 г... С. 106-112.
25 См.: Там же.
26 См.: Там же.
27 Рассчитано по: Всесоюзная перепись населения 1937 г... С. 106-115.
© Жиромская В.Б., 2000
|