Председатель окружного Совета СБ И. Сигов, правда, в газетном отчете приводил другие данные о росте рядов безбожников, указывая, что за 1927-1929 гг. организация выросла с 1500 до 3600 чел.10 Автор же многих статей в "Псковском набате" И. Новиков называет цифру на осень 1929 г. около 6 тыс. членов, из которых молодежи менее 1 тыс., а "активных комсомольцев-безбожников почти нет". Такой разброс данных свидетельствует, скорее всего, об отсутствии строгого учета, слабости связей между ячейками и советами безбожников. Лекциями и диспутами за отчетный период было охвачено 29380 чел., распространение диспутов как одной из форм антирелигиозной пропаганды свидетельствовало о некотором повышении квалификации пропагандистов-антирелигиозников. При всех достижениях и недостатках в деятельности окружной организации выступавший на съезде председатель Оргбюро Ленинградского областного совета СБ Н. Маторин назвал ее одной из самых мощных в области." И. Сигов же, несмотря на такую оценку, подчеркнул, что "недостатков пока больше, чем достижений", и главным он считал то, что безбожники не сумели сделать пропаганду массовой, антирелигиозная литература распространяется все еще слабо (в июле 1929 г., например, был проведен культпоход по продвижению литературы в деревню, но книг и брошюр антирелигиозного содержания при этом вообще не оказалось), почти отсутствует работа среди женщин и детей. Исходя из этого, съезд поставил задачу добиться увеличения организации втрое, т.е. до 15 тыс. членов, усилить массовую работу ячеек, создать секции молодежи при окружном и районных советах, а также секции по работе среди женщин, развернуть работу за принятие решения об отказе от религиозных праздников, готовить почву для закрытая церквей, вести кампанию за снятие колоколов.12 Делегаты съезда высказали необходимость включиться в социалистическое соревнование и "увязать антирелигиозную работу со всеми мероприятиями Советской власти". С этого съезда начался новый период деятельности СБ (1930-1935 гг.), наиболее активный и наступательный. В основу работы были положены решения указанного съезда, а также резолюция Ленинградского обкома ВКП(б) от 19 марта 1930 г. "Об очередных задачах антирелигиозной работы". "Социалистическое наступление рабочего класса должно усилить массовое антирелигиозное движение, - подчеркивалось в ней. - В связи с этим все райкомы и окружные комитета ВКП(б) должны проверить состояние антирелигиозной работы в месячный срок, СВБ должен вести разъяснительную работу, направленную против религии и наладить кампанию по закрытию церквей и снятию колоколов. Необходимо увеличивать численность СВБ за счет рабочих, батраков, крестьян-колхозников. Ячейки безбожников должны создаваться на всех предприятиях, в колхозах, совхозах, учебных заведениях и учреждениях. На крупных предприятиях организовать фабрично-заводские советы СВБ. В целях усиления пролетарского руководства осуществлять шефство городским ячейкам СВБ над сельскими, посылая активистов в деревню. Учитывая недостаток материальной базы для антирелигиозной работы поручить фракциям жилсоюза и кооперативным организациям (ЛОПО, Севзапсоюз) предусмотреть в своих ассигнованиях на политико-просветительскую работу систематическое отчисление на постановку массового антирелигиозного просвещения (курсы, лекции, экскурсии, кружки в клубах, пополнение библиотек антирелигиозной литературой). И, наконец, уделяя больше внимания на воспитательную работу среди молодежи, создавать рабочие, крестьянские и детские антирелигиозные университеты".13 Псковская организация СБ, руководствуясь этими указаниями, развернула кампанию по закрытию церквей и снятию колоколов, используя для создания общественного мнения печать. Безбожник Н. Исаков, к примеру, в августе 1829 г. писал: "В Пушгорах на колокольне бывшего монастыря висят колокола. Почему их до сего времени не сняли? Страна переживает металлический голод".14 И таких примеров было множество. Этим создавалась видимость того, что требования снятия колоколов исходили от самой общественности, самого населения. Состоявшееся 1 февраля 1931 г. заседание Псковского СБ приняло решение более активно включиться в кампанию по закрытию церквей. Было предложено обратиться к Опочецкому райсовету с ходатайством о закрытии еврейской синагоги, к Палкинскому и Островскому райсоветам - с просьбой лучше вести работу по закрытию церквей.15 Безбожники Дновского р-на добились от колхозников принятия ходатайства перед райисполкомом о передаче в их пользование пустующей кирхи, чтобы приспособить ее под общежитие детей колхозников и учащихся школы II ступени. В начале 1930 г. это ходатайство рассматривалось в Псковском окрисполкоме и было для окончательного решения направлено во ВЦИК. Безбожники все чаще получали материальную поддержку от кооперативов (Островский кооператив, например, выделил на массовую антирелигиозную работу 100 руб.), а с 1933 г. финансирование проходило и за счет отчислений городских и районных советов: они выделяли СБ 10% от сумм, вырученных от продажи имущества закрытых церквей." Получаемая, хотя и не слишком большая, материальная помощь позволила СБ развернуть "антирелигиозный поход" (декабрь 1929 г. - май 1930 г.). В рамках его проводились антирелигиозные выставки (например, выставка картин и рисунков "Искусство на службе у царей и церкви" в Псковском художественном музее в конце 1929 г.), в Псковском, Порховском, Опочецком и Себежском р-нах были организованы антирелигиозные курсы. Всего таких курсов за 1929-1930 гг. было проведено по округу 160, что, на 24 больше, чем в 1928-1929 гг. Члены СБ собрали 800 руб. на тракторную колонну, осуществили 50 выездов своих представителей в районы для проведения инструктажа и чтения лекций, в колхозы вовлекали 30% крестьян-безбожников. Агитмассовый отдел Ленинградского облсовета СБ совместно о Ленинградским книгоцентром организовал выезд в сельские районы Псковщины агит-саней, которые обслуживали крупные совхозы и колхозы массовыми антирелигиозными мероприятиями.17 При книгоцентре была создана антирелигиозная секция, организовавшая читательские конференции. С 1929 г. среди безбожников стало развертываться социалистическое соревнование между ячейками. Первыми откликнулись на призыв безбожники лесопильного завода им. Урицкого, вызвавшие в июле 1929 г. ячейку завода "Металлист" на соревнование по лучшей постановке антирелигиозной работы. Условиями конкурса были: охват подпиской на газету и журнал "Безбожник" 50% членов союза и вовлечение в организацию 30% рабочих завода.18 В сентябре 1929 г. договор на соревнование заключили Островский и Опочецкий райсоветы безбожников, поставившие задачи: добиться увеличения численности организации в три раза, принять активное участие в проведении в жизнь пятилетки, организовать ячейки СБ во всех колхозах и совхозах, агитировать за массовый отказ от религиозных праздников. 5 апреля 1933 г. Псковский горрайсовет СВБ заключил договор на соревнование в Череповецким райсоветом и обязался в течение года провести 85 антирелигиозных лекций, докладов и бесед, организовать 50 новых ячеек СБ и групп юных "воинствующих безбожников" (ЮВБ), 12 кружков при колхозах и совхозах, 15 антирелигиозных кружков при сельских школах и ШКМ, добиваться 100% выхода на работу в дни религиозных праздников. Череповецкий же райсовет СВБ в ответ обязался организовать при МТС образцовую ячейку СБ, провести 15 антирелигиозных лекций, докладов и бесед в колхозах, совхозах и МТС, организовать 30 новых ячеек СВБ и групп ЮВБ, создать 12 антирелигиозных кружков при колхозах и совхозах, развивать боевую кампанию за отказ от религиозных праздников. В декабре 1933 г. Псковский горрайсовет СБ включился во 2-й Всесоюзный и областной конкурсы на лучшую организацию безбожников и проведение антирелигиозной учебы. По условиям конкурса он обязался организовать 55 антирелигиозных кружков, 8 курсов для подготовки актива, создать в Пскове детский антирелигиозный университет (ДАУ), в котором обучались бы дети старших классов после окончания начальных антирелигиозных кружков,19 всемерно расширить антирелигиозное воспитание в школах, так как число юных безбожников по г. Пскову и Псковскому р-ну оставалось незначительным (к началу 1933 г. - всего 2012 юных безбожников). Уже в первой половине 1933 г. при Псковском горрайсовете СВБ начал действовать школьный сектор, который обязался обеспечить все школьные ячейки СВБ необходимой литературой, подготовить план антирелигиозной учебы, с тем чтобы с 1 октября 1933 г. начались бесперебойные занятия в школьных антирелигиозных кружках, организовать подписку на газету "Безбожник". Сектор строго контролировал посещаемость занятий в кружках и о каждом факте неявки делал заявление в гороно для разбора дела. Он же организовал соревнование школьных ячеек СВБ.20 Детский антирелигиозный университет открылся в Пскове в начале 1934 г., к занятиям приступили 50 человек. Обучение включало в себя как теоретическую подготовку, так и практическую работу в школах и на предприятиях: учащиеся делали доклады, вели антирелигиозные беседы и др. В том же 1934 г. Псковский ДАУ включился в соревнование с таким же университетом г. Горького. Юные безбожники обязались увеличить количество групп ЮВБ и членов в них, организовать драмкружок и др. Состоявшееся в 1932 г. совещание ЦС СВБ приняло резолюцию "О задачах СВБ в связи с письмом тов. Сталина "О некоторых вопросах истории большевизма"". В данном письме, посвященном совершенно другим вопросам, И.В. Сталин в то же время указал на ошибки и недочеты в работе безбожников: не реализовано изучение ленинского этапа пролетарского атеизма, не прорабатывалось наследие К. Маркса и Ф. Энгельса о борьбе с религией, не было критики механистических материалов и меньшевистских идеологов. СВБ воспринял эти замечания как руководство к действию и в принятой резолюции предложил провести ряд мероприятий: ликвидировать обезличку в работе СБ, усилить дисциплину в рядах союза, развернуть кампанию по закрытию церквей, вовлекать активнее в ряды союза женщин и молодежь, повсеместно организовать кратковременные антирелигиозные семинары для кружководов, организовывать безбожные колхозы.21 Выполняя эти рекомендации, псковские безбожники усилили кампанию борьбы за закрытие церквей. Горрайсовет СВБ ходатайствовал об ускорении решения ВЦИК по Анастасиевской церкви с целью передачи ее под Дом безбожника.21 Ходатайство это было удовлетворено. В марте 1933 г. был проведен смотр "безбожных" колхозов, при этом разоблачались "остатки кулачества и духовенства, которые действуют "тихой сапой" изнутри, разлагая колхозы".23 В противовес этому безбожники включились в работу по ударному проведению весеннего сева: создавали посевные безбожные бригады, агитировали колхозников отказываться от религиозных праздников, за расширение посевов трав и льна. На XVII Всесоюзной партконференции (1932 г.) подчеркивалось, что вторая пятилетка должна стать временем полного преодоления капиталистических пережитков, в том числе религиозных. При этом главный упор делался на антирелигиозную работу среди крестьянства, организацию безбожных колхозов и совхозов. Псковские безбожники активно проводили в деревне массовые кампании. Например, с 10 декабря 1933 г. по 10 января 1934 г. в "безбожном" колхозе им. Материна Псковского р-на проводилась антирождественская кампания, в ходе которой удалось вовлечь в ряды СБ 10 новых членов, оформить уголок антирелигиозной литературы, выпустить два специальных номера стенгазеты. Маторинцы вызвали на соревнование за лучшее проведение антирождественской кампании колхозы "Бедняцкий Горец" и "Память Ильича".24 Безбожный колхоз им. Материна был отмечен членом ЦС СВБ Ф. Олещуком в качестве одного из лучших в Псковском р-не и Ленинградской обл. в целом. Он подчеркнул, что достижения колхозников связаны с их безбожием, так как в дни религиозных праздников они не отдыхали, а работали на благо колхоза (строили дома, ясли, ремонтировали дороги и мосты).25 Январский (1933 г.) Пленум ЦК и ЦКК ВКП(б), поставивший задачу очищения колхозов от пробравшиеся в них враждебных элементов, обозначил и линию безбожников: "Основной задачей безбожников является решительный удар по врагам соц-строительства, которые, пробираясь в колхозы, ведут вредительскую работу. Нужно жестоко карать всякого попа, проповедника, раскрывать сущность религии и религиозных организаций, усиливая революционную бдительность и поднимая качество антирелигиозной пропаганды".26 С целью повышения дисциплины среди безбожников и ликвидации обезлички в работе в феврале 1934 г. начала меняться структура СВБ. В небольших ячейках (до 15 человек) ликвидировались бюро, руководство передавалось одному организатору. В райсоветах ликвидировался президиум, на постоянной основе работали лишь председатель и ответственный секретарь, упразднялись также отделы и сектора. Четыре раза в год должен был собираться пле-нум райсовета СВБ. Члены райсовета закреплялись за определенными ячейками. В областном совете ликвидировались исполнительные бюро, дважды в год созывались пленумы, постоянно работали только председатель и ответственный секретарь.27 Такое реформирование, с одной стороны, укрепляло единоначалие в союзе, повышало личную ответственность, но, с другой - ликвидация секторов и отделов привела к разрыву связей между советами и ячейками. Руководствуясь решениями вышестоящих органов, псковские безбожники делали попытки усилить работу среди женщин и молодежи: выдвигали женщин на руководящую работу в ячейки СВБ, на фабриках и в колхозах создавали безбожные женские ударные бригады, проводили женские антирелигиозные политдни, распространяли литературу. В 1935 г. в школах Псковского округа была проведена антипасхальная кампания, предусматривавшая экскурсии в музеи и посещения театров в дни пасхи, антирелигиозные линейки и митинги, химические опыты и антипасхальные вечера, читки и лекции.28 С точки зрения антирелигиозных мероприятий результаты в работе Псковского СВБ в первой половине 1930-х гг. были: расширился выпуск литературы антирелигиозного характера (ежегодно большим тиражом выходило 70-80 книг), поступавшей непосредственно в трудовые коллективы, выросло количество ячеек СВБ и групп ЮВБ и др.29 Точных данных о количестве членов СВБ на Псковщине за эти годы обнаружить не удалось, но для Ленинградской обл. Н. Маторин в 1932 г. приводил следующие цифры: областная организация СВБ объединяет 317 тыс. чел., создано 15 безбожных колхозов, собрано 3,5 тыс. руб. на танк "Безбожник", закрываются церкви. И в то же время добиться выполнения всех поставленных задач безбожники не смогли. Население так и не стало целиком "безбожным". Даже опросы и обследования, проведенные в 1933-34 гг. среди школьников, показали, что 49,9% детей "заражены религиозными настроениями".30 Продолжали тайно исполняться религиозные обряды, посещались (в том числе коммунистами и комсомольцами) оставшиеся незакрытыми церкви. Примечания 1. Антирелигиозник, 1930, № 7. С. 17. 2. ЦГАИПД СПб., ф. 24, оп. 1, д. 59, л. 39. 3. Антирелигиозник, 1927, № 9. С. 7. 4. ГАПО, ф. 247, оп. 1, д. 3, л. 6. 5. Там же. Л. 7. 6. Псковский набат, 1929, 11 сентября. 7. ЦГАИПД СПб., ф. 24, оп. 1, д. 43, л. 27. 8. Псковский набат, 1929, 20 августа. 9. Антирелигиозник, 1930, № 4. С. 88. 10. Псковский набат, 1929,17 сентября. 11. Псковский набат, 1929, 24 сентября. 12. ГАПО, ф. 247, оп. 1, д. 5, л. 45. 13. ЦГАИПД СПб., ф. 24, оп. 1, д. 272, л. 29. 14. Псковский набат, 1929, 3 августа. 15. ГАПО, ф. 247, оп. 1, д. 5, л. 25. 16. Там же. Д. 29, л. 43. 17. Там же. Д. 6, л. 13. 18. Псковский набат, 1929, 2 августа. 19. ГАПО, ф. 247, оп. 1, д. 28, лл. 2, 13. 20. Там же. Д. 16, л. 14. 21. Антирелигиозник, 1931, № 2. С. 52-54. 22. ГАПО, ф. 247, оп. 1, д. 26, л. 1. 23. Там же. Д. 12, л. 16. 24. Там же. Д. 17, л. 61. 25. Безбожник, 1933, № 8. С. 13. 26. Безбожник, 1934, № 2. С. 2. 27. Антирелигиозник, 1934, № 2. С. 47-48. 28. Антирелигиозник, 1935, № 2. С. 41. 29. Антирелигиозник, 1936, № 2, С. 5. 30. Антирелигиозник, 1935, № 1. С. 27.
|