Дипломная работа. Тамбов, 1998. Машинопись
Церковно-приходские школы
Забота о просвещении народа ставилась, как одна из главных задач Церкви. Усилия
в этом направлении были сообразны тем возможностям, которыми в конкретный период
располагали.
Самые первые сведения о церковных школах Кирсановщины мы имеем за 1847-1844
гг. Это школы с. Терновое (8 учеников), Пересыпкино (48 чел.), Иноковка (50 чел.),
Рудовка (30 чел.), Космодам. Ира (19 чел.). Все они назывались приходскими училищами,
относились к ведомству Палаты государственных имуществ, и предназначались для
государственных крестьян. Содержались они за счет крестьян. Обучение в них начиналось
с 9 лет и оканчивалось в 15 лет. Изучали предметы: Св. Историю, Краткий катехизис,
арифметику и письмо. Учителя были из духовенства. Надзор осуществлял благочинный.
Об успеваемости один из них свидетельствовал: "и по наблюдению моему оные наставники
в способностях и ревностью хороши, а ученики с прилежанием и успехами не ошибочны"[1
ГАТО, ф. 181, оп. 1, д. 1031, л. 117.]. Такого числа школ было явно недостаточно.
Через 30 лет положение изменилось. Обучающихся в 1870 году 1257 мальчиков и
12 девочек. Это больше чем в 1844 году, но по отношению к общему количеству населения
- капля в море. Из данных, приведенных в таблице видим (см. таблицу № 5), что финансирование то же, что и в
начале века: крестьяне сами должны заботиться о содержании школ, обеспечивая их
всем необходимым и нанимая учителя. Последний чаще был из духовного звания. Но
есть учителя и из иных сословий. По содержанию школ видно, что большая часть их
бедны и недостаточны. Из помещиков только Чичерины взяли на себя заботу об открытии
в своем селе школы. И обеспечивали ее лучше других.
Положение несколько улучшилось с принятием Св. Синодом в 1884 году "Положения
о церковно-приходских школах". Оно обязывало приходских священников изыскивать
средства для открытия школ у себя в приходе. К тому времени по числу церковных
школ Кирсановский уезд занимал 1-ое место в епархии. В 1870 году их было 38, к
1886 году их количество увеличилось до 44. В 1910 г. в уезде 105 одноклассных
школ и одна двухклассная в с. Нащекино. Это третье место в епархии, однако по
количеству учеников пятое - 6194 человека: 3726 мальчиков и 2468 девочек.
Руководство в школах было в руках духовенства. Но если раньше они вели почти
все предметы, то к концу века только законоучительские. Остальные предметы преподают
теперь учителя со специальным образованием, чаще женского пола.
Успеваемость в школах напрямую зависела от отношения учителей к своему делу.
Например в с. Трескино две школы одноклассная и двухклассная. В 1915 году в первой
успеваемость очень слабая, во второй - очень хорошая. Свою роль играла и продолжительность
года. В сельской местности она была тесно связана с условиями погодными и сельскохозяйственными
работами. В уезде продолжительность учебного года 112 дней - это средний показатель
по епархии. Во многих школах много пропусков занятий.
К атрибутам внутренней жизни школ относится наличие хоров, паломничества. Совершались
они не только в близлежащие монастыри, но и в Тамбов. Отмечали особо день св.
Кирилла и Мефодия. Такой праздник проводился в 1901 году в с. Нащекино. К нему
особо готовились. Привлекли детей из сектантских семей. В день праздника, 11 мая,
пел школьный хор, читали стихи. Самым лучшим дарили книги, а всем подарки. И конечно
же в этот день дети присутствовали на литургии в храме. Вообще посещение служб
и участие в таинствах было строго-обязательным. Отмечали и 300-летие дома Романовых.
В Тихвино-Богородицкой школе г. Кирсанова был в этот день также концерт. Но более
сложный по содержанию и с постановкой пьесы "Жизнь за царя", в которой участвовали
сами дети. А на следующий день детям показывали в кинотеатре фильм "Воцарение
дома Романовых"[2].
Активно участвовали школы в компании помощи фронту. Учителя в период с 1 августа
1914 года по 1 марта 1915 года собрали 901 р. денег. Вместе с учениками собирали
вещи, шили, вязали разную одежду для солдат[3].
Созданная к началу XX века система церковных школ, частью которой были и школы
Кирсановского уезда, ставила перед собой цели воспитание православного христианина
в истинах веры и подданного Российского самодержца. И этим целям она соответствовала.
Примечания
[2] ТЕВ, 1913, № 12, с. 420.ТЕВ, 1915, № 40, с. 1000-1010.
[3]