Патриаршие казначеи в XVII
веке
В XVII в. помимо царской приказной системы существовала также приказная система
Московских патриархов, в разные годы включавшая в себя до четырех приказов (Казенный,
Дворцовый, Разрядный (Судный) и Духовный). Деятельность патриаршей администрации
в исторической литературе связывалась с различными аспектами отечественной истории:
с аграрной историей, поскольку до наших дней дошли многочисленные земельные описи
обширных патриарших владений; с историей служилого класса Московского государства,
поскольку с Патриаршим двором были связаны сотни служилых людей, в том числе и
из княжеских родов; с историей древнерусской культуры, поскольку патриархия располагала
крупным книгохранилищем, без описей которого сегодня невозможно представить себе
отечественной библиографии, на патриаршей кафедре работала книгописная мастерская,
из года в год получали жалование десятки певчих и т. д. Сведения по всем этим
и многим другим вопросам отечественной истории содержатся в огромном, отлично
систематизированном архиве патриарших приказов, отражающем делопроизводство патриаршей
администрации за период с 20-х гг. XVII в. вплоть до отмены патриарщества. [1]
Поэтому изучение функций и, прежде всего, списочного состава патриаршей администрации
представляется делом не менее ценным с общеисторической точки зрения, чем изучение,
например, дьяков и подьячих Посольского приказа или четвертей, состав которых
прекрасно отражен в специальной литературе. Кроме того, возможно более полное
хронологическое определение списочного состава патриаршей администрации, думается,
предоставило бы отечественным историкам полезные справочные и источниковедческие
данные.
В состав высшего эшелона патриаршей администрации входили Дьяки, ризничие и
казначеи. Дьяки возглавляли все патриаршие приказы, кроме Казенного (глава Дворцового
приказа именовался также дворецким), являясь в последнем помощниками и заместителями
казначеев. Однако и в Казенном приказе на их долю приходилось не одно лишь ведение
делопроизводства: в приходно-расходных книгах их визы на отпуск денег и предметов
утвари из казны, чередуясь, идут наравне с визами казначеев. Помимо этого, присутствие
в приказе дьяков рядом с казначеями обеспечивало соблюдение принципа коллективного
доступа к материальным ценностям, [2] в петровское время усиленного обязательным
введением третьего ответственного лица. Этот принцип на протяжении XVII в. нарушался
крайне редко. Состав патриарших дьяков ранее уже находил отражение в специальной
литературе. [3]
Ризничие заведовали патриаршей ризной казной. Нет никаких сведений о том, чтобы
ризничие подчинялись кому-либо, помимо патриархов; видимо, они составляли вполне
самостоятельную единицу патриаршей администрации, независимую от дьяков и казначеев.
В ризной казне проводились отдельные описи имущества. [4] В ризнице хранились
предметы, необходимые для служб, которые должен был вести сам патриарх, богослужебные
книги, требующиеся в тех же случаях, а также основная масса иностранных книг патриаршего
книжного фонда. Так, например, в 1686 г. в ризницу было передано большинство книг
богатейшей греческой библиотеки Типографского училища иеромонаха Тимофея. [5]
Указанное имущество с огромным избытком обеспечивало богослужебные цели и включало
в себя наиболее дорогие, роскошные предметы. Все до одного ризничие носили дьяконское
звание. [6]
Казначеи заведовали патриаршей домовой казной, [7] а также возглавляли
Патриарший Казенный приказ. Круг их обязанностей был необычайно широк: на их плечах
лежало обеспечение сохранности имущества домовой казны, и не зря, видимо, на страницах
расходных книг отмечены десятки случаев покупки разнообразных замков именно казначеями
— более, чем кем бы то ни было из патриаршей администрации. Во вверенной им части
патриаршей казны хранились основные денежные средства и прочие материальные ценности
(меха, ткани, золотая и серебряная посуда, иконы в богатых окладах и т. п.), многоразличные
бытовые принадлежности, наиболее значительная часть патриаршего книжного фонда
и частично — патриарший архив. [8] Кроме того, казначеи ведали сбором доходов
(делившихся на окладные и неокладные, то есть разного рода пошлины, прибыль от
операций с дачей денег в рост и откупами патриарших промыслов, подарки, пожалования,
собственная торговля) и расходом на жалование всем служилым людям, клиру, слугам,
приказным, сторожам, конюхам и прочим персонам, относящимся к дому Московских
патриархов; на милостыню, вклады и пожалования; на обеспечение домового хозяйства;
на указанные выше финансовые операции и проч. [9] Казначеи - все до единого
— были старцами. По двум, вероятно, причинам.
Во-первых, для столь ответственной должности (а казначеи принадлежали к главнейшим
лицам патриаршей администрации) [10] надобны были весьма надежные люди,
и казначеи монашеского чина вызывали большее доверие, нежели светские лица, поскольку
в этом случае проблема надежности частично решалась механически: потенциальной
опасности казнокрадства ставился барьер сокращением возможностей передачи наворованного
по наследству. Во-вторых, судя по фамилиям казначеев, большинство из них было
взято на службу из крупнейших монастырей — Соловецкого, Псково-Печерского, Суздальского
Спасо-Евфимьева, Антониево-Сийского, Макарьевского; Симон Азарьин, как известно,
— из Троице-Сергиева монастыря (см. ниже). Более чем вероятно, что их фамилии
были прозвищами, приобретенными уже на казначейской службе. Старец Иосиф Печерский,
например, в первые месяцы пребывания в ложности казначея звался в приходно-расходных
книгах "Иосиф Кичигин", затем просто "старец Иосиф", и в конце концов — "старец
Иосиф Печерский", очевидно, потому, что был взят из Псково-Печерского монастыря.
Следовательно, все новоназначенные казначеи уже были знакомы с основными задачами
ведения крупного церковного хозяйства и, по всей видимости, могли занимать должности
монастырских казначеев, строителей, келарей, или же быть игуменскими и келарскими
келейниками.
Попытку определения списочного состава патриарших казначеев XVII в. предпринял
еще в прошлом веке И. И. Шимко, оставивший детальное специальное исследование
по истории Патриаршего Казенного приказа, отличающееся высокой источниковедческой
добросовестностью. [11] Но в настоящее время представляется невозможным
использовать казначейский список Шимко, поскольку в нем обнаружилось немало неточностей
и даже ошибок. Методический изъян, приведший к этому, состоит в том, что при составлении
списка исследователь, как он сам пишет, в основном использовал "заглавия... приходных
и расходных книг". Более или менее точного определения времени смены казначеев
по одним заглавиям добиться невозможно; необходимо просматривать весь объем приходно-расходных
книг, причем особенно плодотворным в этом отношении является просмотр глав "Мелкие
расходы", как правило, обширных и подробных. Дополнительный подводный камень —
указание в заглавиях расходных книг казначеев, которые были в начале года, хотя
бы и очень недолго, т. е., если казначей в этом году менялся, то отправление обязанностей
очередным казначеем заглавиями игнорируется; напротив, в приходных книгах в заглавие
внесен казначей, занимавший должность в конце года. Кроме того, И. И. Шимко в
составленном им списке проставил даты, никоим образом не согласовав их с сентябрьским
календарным стилем, по которому, естественно, велась вся приходно-расходная документация.
Мнение Шимко о возникновении Патриаршего Казенного приказа приблизительно в
1619-23 гг. представляется вполне доказанным, как, впрочем, и то, что казначеи
возглавляли патриаршую домовую казну и до возникновения приказа. [12] Во
всяком случае, в списке "соборных старцев", опубликованном С. А. Белокуровым и
охватывающем широкий промежуток времени (с конца XVI в. до 30-х гг. XVII в.),
упомянут патриарший казначей старец Арсений, служба которого приказными документами
не фиксируется, [13] и следовательно, она имела место, по всей видимости,
в период, предшествующий учреждению приказа. Определение точной даты появления
приказа затруднительно, поскольку более или менее без разрывов документы патриаршего
приказного архива идут только с конца 20-х гг. XVII в., а почти вся документация
более раннего периода, по всей вероятности, погибла во время большого московского
пожара 1626 г.
Ниже предлагается список патриарших казначеев с 1620-х гг. до конца 1700 г.,
когда умер патриарх Адриан и местоблюстителем патриаршего престола поставлен был
Рязанский митрополит Стефан Яворский. Список составлен в основном по данным приходно-расходных
книг Патриаршего Казенного приказа.
Старец Сергий Ладыженский (Лодыженской): 30 ноября 1622 г.-26 апреля 1627 г.
Первая дата установлена по упоминанию в приходно-расходной книге Приказа Книгопечатного
дела: 30 ноября 1622 г. казначей С. Ладыженский купил Минею февральскую. Когда
именно он стал казначеем и кто занимал эту должность до него -неизвестно. [14]
После 26 апреля 1627 г. казначей С. Ладыженский в приходно-расходной документации
не упоминается.
Старец Гурий (Гурей): 14 мая 1627 г. - сентябрь 1627 г. Последнее упоминание
в заглавии расходной книги 136 г. (условно — сентябрь). Возможно, пробыл в казначеях
до октября 1627 г., поскольку в августе 1628 г. дьяк Офонасий Максимов отчитывался
за период с ноября 1627 г. [15]
Конец 1627 г. - сентябрь 1628 г. — казначея, очевидно, не было. Расходная и
приходная книги 137 г. заведены от имени дьяков Офонасия Максимова и Кузьмы Рагозина;
расходная книга 138 г. — от их же имени, но 13 ноября 1629 г. уже упомянут казначей
старец Феодорит Ефимьев. В общей сложности казначея не было 2 года — с конца 1627
г. до конца 1629 г. [16]
Старец Феодорит Ефимьев (Евфимьев): 13 ноября 1629 г. - август 1630 г. (в приходно-расходной
документации за год Ф. Ефимьев не упоминается, расходная книга 139 г. заведена
от имени старца Симона Азарьина). [17]
Старец Симон Азарьин (Озарьин): сентябрь 1630 г.-27 апреля 1631 г. 27 апреля
1631 г. С. Азарьин упомянут уже как бывший казначей. [18] Симон Азарьин
— наиболее известная историческая личность среди патриарших казначеев. До принятия
монашества — слуга княжны старицы Ирины Ивановны Мстиславской (носил имя Савва
и прозвище Булат). С 1625 г. — инок Троице-Сергиева монастыря, келейник архимандрита
Дионисия Зобниновского. С. Азарьин получил известность как крупный церковный писатель:
он был автором книги о чудесах преподобного Сергия Радонежского, участником подготовки
к печатанию жития св. Сергия (1646 г.), создал также житие преподобного Дионисия
(Зобниновского), ему же некоторыми исследователями приписывалось сочинение "Повести
о разорении Московского государства". С. Азарьин умер в 1665 г., незадолго до
того передав вкладом свои рукописи Троице-Сергиеву монастырю, где и был после
своей кончины погребен. [19]
Далее казначеи не упоминаются с апреля 1631 г. по август 1634 г. С апреля по
октябрь 1631 г. домовой казной заведовал дьяк Федор Кунаков (последнее упоминание
— 31 октября); далее упоминается дьяк Дементий Образцов (с 10 декабря 1631 г.);
далее дьяк Максим Богданов (с 25 августа 1632 г.); расходная книга 142 г. (т.
е. с сентября 1633 г.) заведена от имени дьяков Ивана Соболева и Артемия Хватова.
[20]
Старец Данило Соловецкий: 20 июля 1634 г.-2 мая 1636 г. Возможно, Данило Соловецкий
стал казначеем раньше июля 1634 г., но более раннего упоминания обнаружить не
удалось. [21] А 20-ым июля датируется указ о составлении новой описи домовой
казны и передаче ее Данилу Соловецкому.
Старец Иосиф Печерский (Кичигин): 14 июня 1636 г.-25 октября 1638 г. Последняя
дата определена по покупке книги, отмеченной в книге продаж Приказа Книгопечатного
дела. [22] Приходная книга 147 г. заведена от имени казначея старца Лариона
Псковитина, то есть в промежутке между октябрем 1638 г. и августом 1639 г. произошла
смена казначеев. [23]
Старец Ларион (Иларион) Псковитин: не ранее октября 1638 г. - не позднее августа
1639 г.-29 сентября 1640 г. [24]
Старец Порфирий (Перфирей) Соловецкий: 22 октября 1640 г. - сентябрь 1642 г.
Расходная книга 151 г. заведена от имени Порфирия Соловецкого, но уже 6 ноября
1642 г. упомянут казначей старец Иоаким Молотеин. [25]
Старец Иоаким Молотеин: 6 ноября 1642 г. - август 1652 г. [26] Последняя
дата определена по упоминанию о хранении в казне приходной книги 159 г., составленной
при казначее И. Молотеине и дьяке Иване Кокошилове.
С 1652 г. по 1654 г. казначеи не упоминаются ни разу. Дьяк — Иван Кокошилов,
от имени которого заведена расходная книга 161 г.; место в заглавии, гле должно
ставиться имя казначея, оставлено пустым. В приходной книге 163 г. сказано, что
в 1652-1654 гг. казначеев не было. [27]
Старец Иринарх: сентябрь 1654 г.-10 октября 1655 г. Расходная книга 163 г.
заведена от имени старца Иринарха. Смена казначеев произошла между октябрем 1655
г. и июнем 1656 г., точнее определить не удается. [28]
Старец Тихон Обанин: 30 июня 1656 г.-1677 г., до октября. В описной книге домовой
казны 1677 г. уже говорится о смерти Т. Обанина и передаче казны Паисию Сийскому.
[29] Т. Обанин пробыл в должности патриаршего казначея дольше кого бы то
ни было — более двадцати лет. И, вероятно, в конце концов оказался нечист на руку,
поскольку после его смерти из его имущества "за начтенные ис патриарши домовые
казны вещи, что начтено на него, старца Тихона... " было взято в казну деньгами
и вещами на 459 руб. 80 коп., то есть весьма крупная сумма, чего нельзя объяснить
никаким небрежением к своим обязанностям; даже в совокупности с принципом материальной
ответственности за все, что хранится в домовой казне. [30] В патриаршем
Синодике из Синодального собрания (грубо датируется кон. 1677-1690 гг.) содержится
подробное поминание рода Тихона Обанина. [31]
Старец Паисий Сийский: октябрь 1677 г. - декабрь 1694 г. В приходно-расходной
книге 203 г. упомянуто о переписи казны "новому казначею" не позднее 25 декабря
1694 г. Паисий Сийский умер 17 декабря 1694 г. и был похоронен в Антониево-Сийском
монастыре. [32] Известен целый ряд книжных вкладов Паисия Сийского; до
наших дней дошли некоторые книги с его пространными вкладными записями. [33] В
упомянутом выше патриаршем Синодике (см. о Т. Обанине) имеется также и поминание
рода Паисия Сийского. [34]
Старец Тихон Макарьевский: декабрь 1694 г. - по крайней мере, до конца 1700
г. [35] Известен как знаток церковного пения и композитор. [36]
В декабре 1686 г. вместо дьяка назначен был второй казначей — Андрей Денисович
Владыкин, не имевший ни священнического, ни монашеского звания: он вышел из патриарших
стряпчих, ведавших "на Москве домовыми делами". [37] В должности второго
казначея он пробыл до 31 января 1700 г., когда его сменил Иван Иванович Яковлев
(до конца рассматриваемого периода). [38] Другие вторые казначеи в патриаршей
администрации для XVII в. неизвестны.
[1] РГАДА, фф. 235 — Патриарший Казенный приказ; 236 — Патриарший
Дворцовый приказ; 237 — Монастырский приказ; 396 — Архив Оружейной палаты. Ядро
архива составляют приходно-расходные книги, в основном хранящиеся в ф. 235.
[2] Такой же порядок был заведен и на государеве Казенном дворе.
[3] Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV-XVII вв. М., 1975; Шимко И.
И. Патриарший Казенный приказ. Его внешняя история, устройство и деятельность.
М., 1894. С. 9-13.
[4] Викторов А. Е. Обозрение старинных описей патриаршей ризницы. М.,
1875.
[5] Описание патриаршей библиотеки 1718 г. // Русский архив, 1864.
Приложение. Книги были закуплены для Типографской школы частью в Константинополе,
частью у московских греков и у самого Тимофея, частью же переданы из собрания
патриарха Никона в течение 1681-1685 гг.: РГАДА, ф. 235, оп. 2, ед. 102, л. 126
об., 131 об.; ед. 105, л. 110-111 об.; ед. 115, л. 139-139 об., 142-143;
Ундольский В. М. Опись книгам, поступившим в 1675 году в патриаршую ризную казну,
составленная справщиком иеромонахом Евфимием. М., 1847, № № 84, 86, 87, 280, 321,
512, 526.
[6] Сведения о ризничих отрывочны и нерегулярны, восстановление полного
списка ризничих не входит в задачи данной работы. Но представляется небесполезным
привести здесь некоторые хронологические данные о ризничих, которые в дальнейшем
могут послужить подспорьем в исследованиях, связанных с ризной казной и ее начальниками.
С октября 1631 по август 1633 г. ризничим был архидьякон Андреян, в августе 1633
г. его сменил иеродьякон Арсений, также сменившийся уже в 1634 г. Последний,
согласно предположению С. А. Белокурова, и есть Арсений Суханов, книжник и автор
"Проскинитария" — См.: Викторов А. Е. Опись патриаршей ризницы 1631 г. М., 1875
(с вариантами 1633 г.), л. 1-1 об.; Белокуров С. А. Арсений Суханов. М.,
1891. Ч. 1. С. 97-103. В 1635 г. ризничего звали Иоасаф — РГАДА, ф. 1182, оп.
1, ед. 26, л. 50 об.
Приходно-расходные книги отмечают, что 27 октября 1638 г. ризничим был дьякон
Ияков — ф. 1182, оп. 1, ед. 30, л. 9 об. 7 апреля 1642 г. и 20 января 1647 г.
— дьякон Никон, книгописец — ф. 235, оп. 2, ед. 15, л. 219 об.; ед. 22, л. 372
об. 12 января 1650 г. — черный дьякон Серапион — ф. 235, оп. 2, ед. 24, л. 520.
В 1653 г. ризничим был некто Лаврентий, звание которого в записи не указано —
Луппов С. П. Читателя изданий Московской типографии в середине XVII века. Л.,
1983. С. 101. В 1655-57 гг. (1657 г. — 6 ноября)'— черный дьякон Иев — ф. 235,
оп. 2, ед. 43, л. 78 об., 421. В 1679 г. и до января 1686 г. — иеродьякон Иакинф
— ф. 235, оп. 2, ед. 95, л. 123 об.; ед. 118, я. 2. В январе 1686 г. его сменил
иеродьякон Тихон Воинов, который был ризничим минимум до 23 ноября 1687 г. -—
ф. 235, оп. 2, ед. 127, п. 159 об. С сентября 1692 г. по меньшей мере до 26 сентября
1699 г. ризничим был иеродьякон Боголеп — ф. 235, оп. 2, ед. 147, л. 171; ед.
176, л. 5 об.
[7] При патриархах Филарете и Иоасафе I — келейной. Весьма сложно точно
определить момент, когда келейная казна в основном перешла в домовую и сама по
себе сократилась до незначительных размеров, до совокупности одних только личных,
вещей патриархов.
[8] Состав имущества, хранившегося в домовой казне, выясняется по сведениям
описных книг, составлявшихся обычно при смене казначеев. Древнейшая из них относится
к 1630 г.: РГАДА, ф. 235, оп. 2, ед. 5а (напечатана в РИБ. СПб., 1876. Т. 3. Стлб.
875-1000). Некоторые из описных книг до сих пор не опубликованы, например, ф.
235, оп. 2, ед. 24 — опись 1647 г. с примечаниями до 1652 г.; ф. 396, Оп. 2, ед.
1171 — опись 1677 г. с примечаниями до перв. пол. 90-х гг. XVII в.
[9] Во всякой расходной книге статьи расхода разбиты на 15-20 глав;
в последней четв. XVII в. выделяются особые приходно-расходные книги вещам, также
со строго определенным числом разделов. Всякая приходная книга разделена на окладной
расход по городам и местностям и неокладной по статьям.
[10] Писарев Н. Н. Домашний быт русских патриархов. Казань, 1904. С.
122.
[11] Шимко И. И. Патриарший Казенный приказ. .. С. 13.
[12] Шимко И. И. Патриарший Казенный приказ. .. С. 4.
[13] Белокуров С. А. Арсений Суханов. Приложение II. С. XV-XVII; возможно,
это казначей старей Арсений, указанный С. К. Богоявленским в январе 1602 г. (Бо-гоявленский
С. К. Приказные судьи XV11 века. М.; Л., 1946. С. 101.).
[14] РГАДА, ф. 1182, он. 1, ед. 3, л. 320; ф. 235, он. 2, ед. 1, л.
298-298 об.; С. К. Богоявленским указан также некий казначей "старец Сергий" для
125 г. (1616-1617) (Богоявленский С. К. Приказные судьи. С. 101.).
[15] РГАДА, ф. 235, оп. 2, ед. 1, л. 310, 326-329.
[16] РГЛДА, ф. 235, оп. 2, ед. 3, л. 3, 263; ед. 4, л. 1.
[17] РГАДА, ф. 235, оп. 2, ед. 3, л. 306, 532.
[18] РГАДА, ф. 235, оп. 2, ед. 3, л. 532; ед. 6, л. 648 об.-649.
[19] См, о С. Азарьине: Книга о чудесах пр. Сергия. Творение Симона
Азарьина/Сообщил С. Ф. Платонов. СПб., 1888. С. III-VI. (ПДПИ. Вып. 70) (предисловие
С. Ф. Платонова с небольшой библиографией); Историческое описание Свято-Троицкой
Сергиевой Лавры. М., 1879. Ч. 1. С. 128-129; Ч. 2. С. 110; Белокуров С. А. Арсений
Суханов. С. 82; Коллекция старопечатных книг XVI-XVII вв. из собрания М. И. Чуванова
/ Сост. И. В. Поздеева. М., 1981. № 148; Каталог книг кириллической печати XV-XVII
вв. Научной библиотеки Московского университета / Сост. И. В. Поздеева и др. М.,
1980. С. 55-56 (вкладная запись С. Азарьина 1664--65 гг. на Апокрисисе 1597 г.
(1598 г.), отпечатанном в Остроге).
[20] РГАДА, ф. 235, оп. 2, ед. 6, л. 641, 643 об., 650 об.: ед. 8, л.
3.
[21] РГАДА, ф. 236, оп. 1, ед. 4, п. 1; ф. 235, оп. 2, ед. 9, л. 241
об.
[22] РГАДА, ф. 235, оп. 2, ед. 9, л. 243; ф. 1182, оп. 1, ед. 30, л.
7.
[23] РГАДА, ф. 235, оп. 2, ед. 10, л. 4.
[24] РГАДА, ф. 235, оп. 2, ед. 12, л, 3, 545.
[25] РГАДА, ф. 235, оп. 2, ед. 15, л. 234, 314, 619 об.
[26] РГАДА, ф. 235, оп. 2, ед. 15, л. 619 об.: ед. 24, л. 555; ед. 28,
л. 4, 345.
[27] РГАДА, ф. 235, оп. 2, ед. 34, л. 4: ед. 37, п. 938 об,-939.
[28] РГАДА, ф. 235, оп. 2, ед. 38, л. 1, 325, 474 об.
[29] РГАДА, ф. 235, оп. 2, ед. 38, л. 740 об.; ф. 396, on. 2, ед. 1171,
л. 1 об., 212.
[30] РГАДА, ф. 235, оп. 2, ел. 95, л. 261-261 об.
[31] ОР ГИМ, Син. 560, л. 16.
[32] РГАДА, ф. 235, оп. 2, ед. 155, л. 19; ед. 156, л. 187-188.
[33] Cм., например: Корпус записей на старопечатных книгах. Вып.
1. Записи на книгах кириллического шрифта, напечатанных в Москве в XVI-XVII вв.
/ Сост. Л. И. Киселева. СПб., 1992. С. 148, №731.
[34] ОР ГИМ, Син. 560, л. 17.
[35] РГАДА, ф. 235, оп. 2, ед. 176, л. 1.
[36] Уланов В. Я. Западное влияние в Московском государстве (со ссылкой
на Разумовского) // Три века: Россия от Смуты до нашего времени: Ист. сб. М.,
1991. Т. 2. С. 64. (Репринт, изд. М., 1912).
[37] 1 декабря 1686 г. — все еще дьяк П. Семенников — ф. 235, оп. 2,
ед. 122, л. 255-255 об. А 10 декабря уже А. Д. Владыкин — ф. 235, оп. 2,
ед. 122, л. 87. У И. И. Шимко указана неточная дата — 23 декабря,
и нет ссылки на источник.
[38] РГАДА, ф. 235, on. 2, ед. 176, л. 1.
|