Г.В.Попов
Московская живопись
первой половины - середины XVI века:
тенденции развития
Рассматриваемый период приходится на последние годы княжения
Ивана III (ум.в 1505 г.), целиком охватывает правление Василия III (1505-1533)
и почти половину княжения, затем царствования Ивана IV (1533-1584). Принято считать,
что переломным этапом в развитии живописи Москвы, вообще России, этого времени
является 1547 год, на который приходится грандиозный пожар в столице и акт венчания
на царство Ивана Грозного. Соответственно столичное искусство приобретает "царское
достоинство" лишь после указанных событий.
Это распространенное мнение нуждается в уточнении. Эволюция стиля
на протяжении 1500-1550-х годов неоднозначна. В отличие от предшествующего столетия,
не всегда наиболее активное проявление новаций связано именно с живописью. Правомернее
поэтому говорить об изобразительных формах в целом. Не всегда новации связаны
именно с московскими традициями, поскольку Москва со времени Ивана IV становится
объектом притязаний периферийных художественных сил.
Событие 1547 г. можно рассматривать в качестве побудительного
импульса в процессе формулирования новых художественных задач. Самый же перелом,
оформление собственно грозненской эстетики приходится на рубеж 1550-1560-х годов.
Но и здесь уместна оговорка: в ближайшем к иконописи виде творчества - "станковой"
миниатюре - новые черты выявляются существенно ранее (Евангелие Бирева 1531 г.
и т.д.).
Последний крупный памятник московской живописи XV в. - ансамбль
в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря (1502). Творчество Дионисия на многие
годы определяет развитие московских традиций. Отзвуки его воздействия прослеживаются
вплоть до конца XVI в., в иконописи мастеров так называемой Строгановской школы.
На протяжении первой половины столетия в живописи (особенно иконописи) Москвы
отчетливо нарастание камерных интонаций. Движение стиля как бы приостанавливается
- особенно в сравнении с бурным развитием архитектуры и рукописной декорации первой
трети XVI в. Создание масштабных образов достигается своего рода суммированием
миниатюрных элементов ("Церковь воинствующая" начала 1550-х годов).
Смысл трансформации от "великокняжеских" форм к "царским" заключается
именно в преодолении постдионисиевского стиля, монументализации. Один из ранних
образцов на этом пути - ансамбль росписей Благовещенского собора в Кремле (около
1550 г.). Его "переходность" и некоторая противоречивость вполне очевидны. Характерно,
что одним из условий возрождения монументального стиля выступает обращение к памятникам
позднепалеологовского времени; таковы современные упомянутым росписям миниатюры
в Евангелии 1551 г. из Соловецкого монастыря и Евангелии 1552 г. (новгородском)
из ГИМ. В дальнейшем (конец 1550-х и 1560-е годы) образы подобной ориентации занимают
существенное место в иконописи. Несмотря на определенную вторичность, многие из
них достигают острой выразительности.
К сожалению, степень сохранности материала не позволяет проследить
многие оттенки стилистического перелома рубежа 50-60-х годов. Однако можно с уверенностью
утверждать об окончательном становлении новой эстетики именно в этот период, о
чем свидетельствуют, в частности, произведения шитья из мастерской Старицких (плащаница
1561 г. из Троице-Сергиевой лавры). Рафинированную утонченность первых десятилетий
сменяет экспрессия и укрупненность форм.
Ансамбли росписей 1560-х годов обладают завершенностью стиля
(собор Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле и т.д.). При этом более детальный
анализ позволяет включить в этот ряд и росписи Свияжска. Вместе с тем остаются
во многом неясными датировки некоторых иконных комплексов в промежутке 1510-1560-х
годов (из упомянутого ярославского храма, из Александровой слободы и др.), именно
из-за постдионисиевских оттенков в их манере. Классицистические интонации наряду
с указанным и явно доминирующим направлением до некоторой степени сохраняют свое
значение и в этот позднейший период, что объясняет особенности некоторых памятников
годуновской эпохи, включая работы представителей "строгановской" школы. Собственно
"грозненский стиль", при всей принципиальности, выглядит явлением кратковременным
и не исчерпывающим всей художественной картины в московской живописи первой половины
- середины XVI в.
|