К оглавлению
Примечания
К главе первой книги второй
1 J. J. Percin. Monumenta conventus Tolosani ordinis ff. Tol. 1693. Opusculum de haeresi Albigensium, de inquisitione etc. p. I, 84; р. III, 109. Автор с замечательной ревностью старается удержать за доми¬никанцами славу первых инквизиторов; сразу после вынесения святым папой Гонорием III буллы против альбигойцев (от 1218 г.) он пишет: «Наши братья исправили многое из того, что ослабляло курию».
2 См.: F. Macedo. Schema congregationis Sancti Officii romani. Pad. 1676.
3 Источники для биографии св. Доминика занимают половину первого тома в Acta Sanctorum (curante J. Carnandet. Par. 1867), p. 339—654. Обстоятельный разбор этого материала и обширное критическое введение по всем частным вопросам биографии Доминика (р. 359—545) предпосланы тексту первых житий: auctore B. Jordano synchrono ex ordine Praedicatorum, et secundo ejusdem Ordinis Magistro generali (p. 541—558); Vita altera quam F. Bartholomaeus Tridentinus exord. Praed.ante medium seculi XIII breviter conscripsit; Acta ampliora quae F. Theodoricus de Appoldia, suppar Ordinis Praedicatorum scriptor, exvariis antiquioribus monumentis collegit. Теодорик, немецкий доминиканец из Эрфурта, писал в 1290 г. Далее следуют акты относящиеся к частностям жизни и к чудесам святого (628-641 е1с). В период между Иорданом и Теодори-ком писали еще другие биографы, работы которых частью помещены у Quetif et Echard (scriptores ord. praed.), частью не изданы.
4 См.: Barthol. Tridentinus, c. 1—2; Appoldia, c. 12; lordanus, c. 6, 11.
5 Barthol. Tridentinus, c. 5; p. 556.
6 Acta Sanct; p. 647.
7 См.: Acta Sanct; p. 643, 652.
8 Epist. auth; p. 641—643. Доминику приписывают молитву за грехи всех людей: «"Господь, смилостивись над людьми! На чьем челе нет греха?!" И, терзаемый бессонницей, он плакал и рыдал над людскими грехами» (р. 642).
9 См.: Registra Innocentii III; I. VI, ер. 106, 197, 199; I. XII, ер. 17, 66—69 и др.
10 См.: Gerardus de Fracheto. Vitae fratrum; Acta Sаnct, р. 441.
" Первым биографом св. Франциска был его ученик Bonaventura; к последующим принадлежат Th. Celsno, I. de Ceperano. B Acta Sanctorum (oct. t. II, 1866) помещено кроме соч. Бонавентуры (742—798) краткое дополнение к житию, приписываемое трем друзьям Франциска. Из пособий, которые почти все принадлежат к клерикальному источнику, лучшие — Ed. Vogt. Der heilige Franciscus von Assisi, biographischer Versuch. Tub. 1840; и протестантское — Carl Hase. Franz von Assisi, ein Heiligenbild. Lpz. 1856.
12 Acta Sanct; aug. 1.1, 447.
13 Bullarium Romanum, ed. 1857, Turin; III, 309.
14 Cansos; CLIII.
15 Cansos; CLIV.
16 P. Cern., c. 83; Guil. de Pod. Laur., c. 28; Cansos, CLIX.
17 Об этом упоминает только Р. Сегп.; с. 83 (Migne. Patrologia; t. ССХШ, р. 701).
18 «При подходе графа к Тулузе его передовые воины были вероломно схвачены горожанами... и заключены...» См. Р. Сегп.; с. 83. Этому противоречит Chron. prov., 138 (Megc); Cansos, CLX.
19 Chron. prov.; 139.
20 Chron. prov.; 139.
21 Cansos; v. 5048 etc.
22 Там же; v. 5635-46.
23 Petr. Cern.; c. 84, p. 705.
24 P. Cern.; c. 84.
25 Preuves de 1'hist. de Languedoc; t. V, N 85, a. 1217-1219.
26 Cansos; CLXXXII.
27 Cansos; v. 5952-56.
28 Cansos; v. 6241-53. Срв.: Chron. prov.; р. 144. Петр Сернейский делает такой отзыв о легате Бертране: «О, сколь часто приказ кардинала требовал предания смерти...»
29 См.: P. Cern.; p. 709.
30 Elh baro de la vila — Cansos; v. 6441.
31 Chron. prov.; 145. — Cpв. Cansos; СХСI, особенно v. 6820.
32 Cansos; v. 6915-47. См. . Langlois. Croisades centre les Alb.; р. 383. На этом месте обрывается провансальская прозаическая хроника. В обоих манускриптах пропуск простирается на 12 листов. Пропущены, таким образом, события осады в продолжение полугода, от начала 1218 года до смерти Симона Монфора. В поэме начало пропуска соответствует 6911 стиху.
33 Cansos; v. 7054-55; 7288-94.
34 Р. Сегп.; с. 85.
35 Cansos; v. 8230-33.
36 Сведения о военных действиях см. в Cansos; CXCVII—CCV.
37 Р. Сегп.; с. 86.
38 Петр Сернейский, со своей точки зрения, уподобляет смерть Монфора кончине первомученика Стефана, также побитого камнями, и доходит в своих порывах даже до уподобления героя альбигойских походов самому Спасителю (р. 712). Предание о том, что женщина убила камнем Монфора, основывается, вероятно, на том стихе Cansos, где говорится, что камнеметная машина была своевременно притащена на укрепления «женщинами, девицами и замужними» (v. 8450)*1.
39 Guil. de Pod. Laur.; c. 30.
40 Cansos, CCV1I; Chron. prov., 146.
41 Cansos, CCVII; Chron. prov., 147.
42 Chron. prov.; 147.
43 Raynaldi. Annales eccles. a. 1216; p. 393.
44 Raynaldi, ot 25 HHBapn 1217 r.; p. 418.
45 Percin. Monumenta conventus Tolosani, p. 20; § 47.
46 См.: Duchesne. Francorum Scriptores; V, 851. Это издание весьма редко, так как экземпляры были сожжены правительством во время Французской революции. См. у Raynaldi; под 1218 р. 447
47 Cansos; v. 9242.
48 Chron. prov., 152; Cansos, CCXI.
49 О походе Людовика 1219 г. и об осаде Марманда в летописях: Guil. Armoricus. De gestis Phil. Aug. a. 1219; Albericus. Trium Fontium. chron. a. 1219; Guil. de Pod., c. 32; cм. также: Cansos, CCXII и Chron. prov., 152-153.
50 Guil. de Pod. Laur., c. 32; Chron. prov., Finis; Praecl. fee. a. 1219.
51 Guil. de Pod. Laur.; c. 33.
52 Preuves de 1'hist. de Lang., V, 609; a. 1220.
53 Preuves de 1'hist. de Lang; V, 611.
54 Compayre. Etudes histor. et docum. sur 1'Albigeois, Albi, 1842; p. 371,390 etc.
55 Raynaldi; p. 497, a. 1221.
56 Duchesne. Francorum historiae scriptores; V, 457.
57 Raynaldi; p. 509-510, a. 1222.
58 Preuves de 1'hist. de Lang.; V, 615.
59 Из Монпелье, 16 июля 1222 г. Там же; V, 614.
60 Inquisitio de Raymundo comite Tolosano apud Percin. Monumenta, 76—82, из подлинного манускрипта; hist, conv., р. 53, № 10. Допросные пункты служат существенным материалом для нашего рассказа. Дом Гюи Дежана по догадке du Mege находился на углу улиц des Banquets и du Taur; его следы сохранились. См.: Notes et 3dd. V; 96.
61 Aymsrus de Peyraci, из арий Vаissete; I. XXIII, с. 63.
62 Bertrandus. De gest. Tol., там же.
63 Bаrrau et Darragon; II, 281, из хроники Olhsgsrai.
64 Guil. de Pod. Laur.; с. 34.
65 Завещание составлено в Saint-Germain-en-Laie, в сентябре 1222 г. Оно приложено к хронике Guil. Breton, apud Bouquet. H. Martin; IV, 113.
66 См.: Raynaldi. Annales; p. 524, a. 1223.
67 См.: Preuves; V, 621.
68 Matth. Par., a. 1223. Это послание из Planium — местность неизвестная. Raynaldi; р. 323.
69 Preuves; V, 625.
70 Preuves; V, 626.
71 Gesta Ludovici VIII, a. 1234.
72 Raynaldi; 542. — Собор в Монпелье был последним делом Арнольда. Он умер в след. году. — Praecl. Franc, fac. а. 1225 и Guil. de Pod. Laur., с. 35.
73 Raynaldi; 552.
74 Gesta Ludov. VIII, а. 1225.
75 В 1225 году, 14 авг. См. Rymers. Acta publica; I, 241.
76 Matth. Par., а. 1226. Эта слова могут быть приписаны и Роже Вендоверу, который, как известно, был автором Большой истории Англии до 1235 года. Но Вендовер изобилует фрагментами Матвея Парижского в общих местах.
77 Preuves; V, 637.
78 Это послание шло от духовных и светских вельмож Франции за 20 печатями, из которых одна принадлежит Амори Монфору. № 133.
79 Coll. de Colbert.
80 Preuves: V. 632, 641; N 125, 136.
81 Mаtth. Psr. a. 1226.
82 Guil. de Pod. Lаur.; с. 35. Об участии Фридриха II см. КаупаЫ!; р. 573.
83 Guil.de Pod. Laur.;c. 36.
84 Joinville. Vie de S. Louis, c. 404; Matth. Par., a. 1228.
85 Tiilemont. Vie de S. Louis; I, 529.
86 Guil. dePod. Laur.;c 37.
87 Mansi. Concilia; XXIII, 19. - Hefele. Concilien-geschichte; V, 838.
88 Guil. de Nangiaco. Chronicon, а. 1227. Эта кампания остается самой темной. Вильгельм Нанжис преувеличивает успехи французов; Матвей Парижский — успехи Раймонда; хроника Пюи-Лорана дает смутные сведения.
89 Matth. Par., а. 1228. Цифра (500) пленных французских рыцарей, видимо, преувеличена, а тем более преувеличено число пехотинцев (2000).
90 Guil.de Pod. Laur.;c. 38.
91 Preuves: V, 650; N 145.
92 Трактат помечен тем же днем 1228 года по тогдашнему счету: а. 1228 pridie idus Aprilis (12 апреля). Новый год начинался с Пасхи, а тогда Пасха падала на 15 апреля. Preuves; V, 651—655 из Thresor des chartes de roi.
93 Fantoni. Histoire d'Avignon; II, c. 1.
94 M Catel. Histoire des comtes de Toulouse; 338. — Guil. de Pod. Laur.; c. 40.
95 Du-Tillet. Historia belli contra Albigenses (Ber. 1845); p. 63-66. — Benoist. Hist, des Albigeois; II, 325-330.
96 Preuves; V, 659-661.
97 Мы пользовались статутом Тулузского Собора в сборнике Doat. Copies faites etc.; XXI, 78-88. Cps.: Mansi. Concilia; XXIII, 191-204.
98 См.: Guil. de Pod. Laur.; с. 40. Постановление о подсудимых в статуте: канон 34.
К главе второй книги второй
1 Percin. Monumenta cotiventus Tolosani; opusculum de inquis. exerc.; р. 83: «Инквизиция — не новость в Церкви, ибо в древнем Законе Моисеевом встречается это имя...»
2 Второзаконие VII; 2—6, 16.
3 «Если найдутся среди тебя в каком-либо из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе, мужчина или женщина, кто сделает зло перед очами Господа, Бога твоего, преступит Завет Его — и пойдет и станет служить иным богам и поклонится им или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел; — и тебе возвещено будет, и ты услышишь; то ты хорошо разыщи (audiensque inquisieris diligenter), и если это точная правда, если сделана мерзость сия во Израиле — то выведи мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие, к воротам твоим, и побей их камнями до смерти». Второзаконие XVII, 2—5. См. Percin, там же; р. 83.
4 Законы 315 и 339 года. В 312 г. был издан закон о конфискации против донатистов.
5 Этот знаменитый закон был повторен при Констанции, в 342 и 353 г.
6 Известный церковный историк Евсевий Кесарийский, присутствовавший на Никейском Соборе, почему-то стесняется говорить об его постановлениях, что можно читать у Сократа-схоластика (I. I, с. 9). Об эдикте против книг см.: Eusebius. Vita Const.;1. III, с. 65.
7 Ев. от Матфея; XVIII, 22. Посл. к Титу; III, 10. Второе посл. к Фессал. III, 14—15. К Римл.; XVI, 17. Та же терпимость предписывается в след, местах: Ев. Матфея; X, 13. Ев. Марка; VI, 2. Ев. Луки; IX, 56; X, 2; XIII, 8. Деяния; XXI.
8 По 22-му канону этого Собора: «Впавшего в ересь и возвратившегося после в лоно Церкви следует принять потому, что он признает грех свой; он должен каяться в течение 10 лет и затем может быть допущен к причащению. Если кто в детстве еще уловлен в ересь, то, обращаясь к Церкви, будет принят в нее без покаяния». По 72-му канону: «Если верный станет доносчиком в церковном деле и кто-либо будет казнен смертью или изгнан вследствие его доноса, то да будет отказано ему в причащении даже перед смертью. Но в случае, если последствия его доноса не будут так тяжелы и сам доносчик покается, то через 5 лет он может быть допущен к причащению». См.: Mansi. Concilia.
9 Таким образом, в Codex Theodosianus вошло всего 64 таких закона, со включением трех Валентиниана II; см.: Gothofredi comm., VI, I, 116-122.
10 Ammianus Marcellinus. Historia; XXII, 5.
11 См. об инквизиторах, совершающих изыскания вины и объявляющих наказания: Cod. Theod. VI; 137, 1ех 9. Те же инквизиторы разумеются в законах 13, 15, 31, 35 и 52 этого кодекса.
12 См.: Cod. Theod.; VI, 177, 1ех. 32, 34, 40, 46, 53, 54, 65.
13 Прочие цитаты во множестве приводит Льоренте.
14 См.: Neander. Gesch. der christi. Religion und Kirche; II, 190.
15 Подстрекателями императора были епископы Магнус и Руфус.
16 Все приведенные и многие другие места из Отцов и Писания собраны у Неандера, УтЬотсН (Н181. 1гщ., с. 5) и особенно Liorente. Histoire de 1'inquisition d'Espagne; IV, 178—241. Вся 45 глава его знаменитого сочинения служит полемикой с апологетами инквизиции и вместе с тем красноречивой защитой терпимости.
17 См.: Migne. Patrologia; XXXII, 632.
18 Льоренте пытается, но неудачно, защитить и оправдать Августина; IV, 235. Известно, как дико ратовал Кальвин за идею Августина в «Защите православного учения» (I. II, с. 5) и в «Наставлениях в христианской вере» (I. IV, с. 12), называя нечестивыми тех, кто осмеливается утверждать, будто апостолы не требовали у властей преследования еретиков.
19 Aug. epistolae, 127, ad Donatum. — В поел. 50 и 68 Августин рассказывает о жестокости донатистов против православных.
20 Leonis Magni epistolae; 15, 29. — Migne. Patrologia; ЬГУ, 678— 695, 783 — против присциллиан и евхитов.
21 См.: Цезарь. Галльская война; VI, 13: «Кто отлучен друидом, тот считается безбожником и преступником, все его сторонятся, избегают встреч и разговоров с ним, словно с заразным...».
22 Pertz. Monumenta Germaniae (Leges; 1); III, 53—67.
23 Baronius. Annales ecclesiastici, a. 849.
24 Nithardus. Historiarum; I. IV, apud Pertz. Monumenta Germaniae; II, 672.
25 Liutprandus. Liber de reb. gest. Ottonis Magni; c. 4 (Pertz; V, 340).
26 См.: Fulberti epist. 74 (V Bouquet, scrp. rer. Gall., X, 479); Lambertus Heisfeldensis, Annales, a. 1071, 1075 (Pertz, VII, 184, 236); Ratherius Verunensis, Itinerarium Romanum (y Migne. Patr.; CXXXVI. 579-599).
27 Mansi. Concilia; XVIII, 527; XIX, 345.
28 Так торговал папским престолом Бенедикт IX. Купившего он лично посвятил, а сам оставил дворец; нобили выбрали третьего; тогда вернулся и Бенедикт. Спокойно все они разделили между собой доходы Церкви и стали править втроем*1. Это было в 1045 г. Император Генрих III низложил всех троих.
29 Ademari Chronicon. cm. Bouquet; X, 159. Pertz; VI, 143.
30 Martene et Durand.Veterum scriptorum collectio; IV, 898. O Basouc cm.: Hist, litteraire de France; VII, 388.
31 Mansi. Concilia; XIX, 423-425.
32 Petrus Damiani. Epist. 20.
33 Mansi. Concilia; XXI, 843.
34 Ughclli. Italia sacra; IV, 156. 3xo Sbuio b 1173 r. cm.: Acta Sanct; apr. II.595(Galdinus).
35 Muratori. Antiquitates italicae; III, 143. Muratori. Scrp. rer. ital.; I, 903 (Istoria di Chiusi). Acta Sanct.; Majus, V, 86 (Parentins).
36 Mansi. Concilia; XXII, 231,-cap. 27.
37 Обе копии хранились в Екатерининском доминиканском монастыре, в Барселоне; обе середины XIV века. Оттуда они перешли в исторические сочинения и были скопированы в Doat XXXI, 2.
38 Об этом говорится в Vita Catharinae; c. 8. cm.: Michele Pio. Delia nobil. progen. de Dom.
39 Raynaldi; a. 1220, p. 475. Richardus di S. Germane. Chronicon. Muratori; VII, 992.
40 Из этого сопоставления инквизиторов и частных лиц видно, что под первыми следует разуметь тех почтенных граждан, или, проще, сыщиков, которые должны были с епископом обходить приход, по постановлению Латеранского Собора 1215 года, и что формальных трибуналов тогда еще не существовало.
41 Bullarium Romanum в приложении к итальянской энциклике Иннокентия IV 1243 г. (из Перуджи, 31 окт.), в которой он рекомендует властям и инквизиторам законы эти к исполнению; III, 503-507.
42 Insatialites sanguisues. Huillard-Breholles. Hist, diplom.; Ill, 48-50.
43 Matth. Par., а. 1229. Подтверждается и арабскими известиями. См.: Wilken. Gesch. der Kreuzzugen; VI, 474.
44 Raynaldi, a. 1231; II, 38.
45 Catholicos viros civitatis et diocesis earumdem, — сыщики и понятые при епископах из почтенных граждан.
46 Raynaldi, a. 1231; II, 39.
47 Huillard-Breholles. Hist, diplom.; II, I.
48 Percin. Monumenta conv. Tolos. Inquisitio; р. 92, без указания числа.
49 Нигде, кроме Percin (там же), мы не нашли этой буллы, и то в извлечении. Она помечена апрельскими идами (13-е число). В рукописях из тулузского архива мы нашли подобную буллу к французским прелатам об оказании содействия и о покровительстве доминиканцам. Но числа не сходятся на неделю; она 20 апреля 1234 г. (XXXI, 21—25). Если даже она, как и остальные послания, адресованные во Францию, была подделана доминиканцами, так как содержание ее было слишком важно и лестно для них, то действительность ломбардского бреве не подлежит сомнению, хотя и нет его подлинника.
50 Fr. Diago. Hist, de los predicsdores de la provincia Aragon; 1.1, с. 3.
51 См. о нем две специальные монографии: Henke. Konrad von Msrburg. Marb. 1861 и P. Hausrath. Der Ketzermeistcr K. von Marb. Heidelb. 1861.
52 Bullarium Romanum; III, 483.
53 Matth. Par., a. 1238.
54 Raynaldi, a. 1251; p. 448.
55 Acta Sanctorum, 29 аpr., III, 686—727 (две биографии: вторая — Th. Lenlinus). «Глашатай лежит, боец кулачный Христа, народов, благочестия — Здесь молчит, здесь сокрыт, здесь лежит несправедливо...» Фра Томассо, автор этих стихов, в панегирике Петру Веронскому говорил, что св. Франциск получил печать святости от Бога мертвого, а св. Петр — от Бога живого. Это вызвало полемику и раздражение между францисканцами и доминиканцами и неодобрение Николая IV.
56 В первом заседании 29 июня папа произнес речь на текст: «О вы, которые преходят...» В ней он, между прочим, сравнивал свои пять скорбей с пятью ранами Иисуса Христа. Первая скорбь причинена ему бесчеловечными татарами, которые опустошают с таким зверством христианский мир*1; вторая — расколом, т. е. православными церквями восточной Европы, которые давно уже горделиво отделились от груди своей матери, как бы от груди мачехи; третья — успехами новых ересей, которые запятнали много городов, особенно в Ломбардии; четвертая — св. Землей, в которой гнусные мусульмане разрушили и срыли почти все, проливая потоки христианской крови; наконец, пятая скорбь причинена владыкой мира, т. е. императором, который вместо того, чтобы быть защитником Церкви, стал домашним врагом ее, сильным противником и явным гонителем наместников Божиих. Ручьи слез текли из глаз папы, и стоны прерывали его речь. См.: Matth. Par., а. 1245.
57 Raynaldi, а. 1247, II, 370; а. 1248, II, 396, 399.
58 Об этом кроме Матвея Парижского свидетельствует и сам Фридрих (Huill. Breh.; VI, 705-707, 708-709) в двух своих письмах. Петр Винейский приблизился к императору с 1221 г. Его рекомендовал как способного юриста архиепископ палермский. Он был назначен одним из судей императорского суда; скоро сделался нотарием, а потом протонотарием, что соответствовало обязанностям канцлера. Он вышел, вероятно, из народа и уже по тому одному был по сердцу Фридриху. Он подавал мысль к новым реформам, и все государственные акты времени Фридриха II отредактированы им. Он был заклятым врагом Рима, и потому неестественно, чтобы он вступил в секретную переписку с папою и подкупил доктора отравить императора. Жестокость в деле Петра дурно рекомендует Фридриха. Не разобрав дела, он велел пытать его и, ослепив, возил за собою по итальянским городам, — «среди оскорблений и пыток, пока над изменником не будет исполнена последняя казнь»*1. Все три документальных сведения о дальнейшей участи Петра сходятся в том, что он окончил свои дни самоубийством.
59 Raynaldi, a. 1251; II, 436-438.
60 Albertus Stadensis. Chronicon. — Pertz; XVI, 371-2.
61 Bullarium Romanum; III, 551. Булла довольно сбивчива; между пунктами 24 и 31 противоречие.
62 Bullarium Romanum; III, 583, § 4.
63 Percin. Monum. conv.; p. 96.
64 Bullarium Romanum; III, 646.
65 Bullarium Romanum; III, 663, от 27 сент. 1258 г. Позднейшая инквизиция вопреки 4-му пункту этой буллы главным образом сосредоточилась на волшебниках и ведьмах, что строго возбранялось всеми руководствами инквизиторов.
66 Lucas Tudensis. De altera vita adv. Albig. ed. Msriana, 190.
67 Ев. от Матфея; XIII, 28-30.
68 Guil. Par. Opera (1672). De legibus; I, 82.
69 Summa totius Theol. (Col. 1640); II, 46-50.
70 Farlati. Italia sacra; IV, 257.
71 Etаbl. de S. Louis; I. I, с. 85. Подробный разбор этого замечательного памятника средневекового права у Sismondi. Hist, des Francais; VIII, 62-97.
72 Guil. de Nangiaco. Chron., a. 1259.
73 Guil Bardinus. Historia chronologica parlamentorum Occitaniae apud Vaissete; VI, 586.
74 Percin, р. 106 и рук. сборник Doat, XXXV, 214.
75 Такой факт приводит Lamothe — Langon. Hist, de 1'inq. en France; II, 67. Место это в графстве Каркассонском, около Ла-Грассе, и названо в народе Холмом жертвоприношений. Народ перенес на самого Доминика свирепость его последователей.
76 Eym.; III, 47-53.
77 См. две буллы Александра IV в протоколах Doat, XXXI, 206, 281, во Францию и в Лангедок 1257 г.
78 Этим делом открываются протоколы тулузской инквизиции (Doat. Collection; XXI, 34—50). Кроме архиепископа Петра было еще 6 духовных свидетелей и 90 других. Обвинения были по большей части голословны.
79 Цитаты у Schmidt: Hist, des Cathares; II, 183.
80 Reg. Inn., XI, 46; XIV, 138.
81 Нотариус и секретарь, выбранные из священников или мелкого духовенства в силу буллы от 9 дек. 1256 г., отнимали всякий характер правосудия и самостоятельности от трибунала. В булле не скрывали цели. Но впоследствии во Франции появились широкие гарантии для нотариусов, ставших агентами королевского прокурора; об этом у Doat; XXXI, 15.
82 Ivonetus. Tract, de haer. paup. de Lugduno; Mart. Dur., V, 1789.
83 Mem. cone. 1'inq.; р. 27. Подробнее — Liorente для позднейшего времени.
84 В сборнике Doat — распоряжение Климента IV в 1268 г. о буржуа Альмарике де Кастро, по делу которого были посланы два кардинала (XXXII, 46). В деле убитого Петра Веронского папа сделал собственное распоряжение (XXXI, 201). В 1266 г. Климент IV простил де Лили из Венессена и освободил его от пожизненного заточения (XXXII, 30). Иннокентий IV освободил Бертрана де Роэкса (XXXII, 69).
85 В 1234г. Mansi. Cone.; XXIII, 266.
86 Preuves de 1'hist. de Lang. y Bcccs; VI, 104. Taioxe y Doat. XXI, 174, 168.
87 Hefele. Conciliengesch.; V, 979 по 2-му канону. В док. Ооа1.; XXI, 104.
88 «Дуют нечистоты на (такие) убежища», — писал еще Иннокентий III. Reg. Inn.; X, 130.
89 Документы и все подробности у Doat; XXXI, 16 и далее.
90 Traite sur les privileges de 1'inq. — Doat; XXX, 24.
91 Doat; XXIX, 208-210. 93 Reg. Inn.; III.
93 Примep y Percin. Hist. conv. Tol.; 51.
94 Doat; XXIX, 183-186, 200, 249, 255.
95 Petrus Cantor. Verbum abbreviatum. cm.: Migne. Patr.; CCV.
96 Собор в Альби 1254 г., кан. 30. Doat; XXI, 103.
97 В 14-м каноне Собора 1229 г.: «Воздерживаться также от того, чтобы иметь Ветхий и Новый Заветы...» Через 5 лет в Таррагоне во 2-м каноне поставлена оговорка о том, что имеются в виду Заветы на романском языке (Mansi; XXIII, 329). Но Тулузский Собор был гораздо важнее, а приговоры его обязательнее таррагонского.
98 Percin. Conv.; 48.
99 Из архива каркассонской инквизиции. Doat; XXXI, 29—32.
100 Percin. Conv.; 48. В протоколах нет этого дела, может быть, потому, что оно не носило инквизиционного характера.
101 Bern. Guido. Hist. conv. Tol. (Mart. VI, 640); автор писал в начале XIV века; им пользовался Percin. Martyres Avignoneti; 199—202.
102 Catel. Comtes de Toulouse; 358.
103 Rayn.; II, 149.
104 Doat; XXI, 163-166.
105 Percin. Conv., 51; Mart. Av., 200.
106 Liorente; I, 74.
107 Мы опираемся на даты протоколов Doat (там же, Г. 146 — 149), где говорится о предварительной сентенции об осуждении Роэкса. У Вессэ по Персену приводится другое число и предполагается особое дело о 6 сожженных (1. XXV, с. 14).
108 Doat; г. 179.
109 Там же.
110 Doat; XXII, 250-276.
111 Bibl.des Charles; II, 371-379.
112 Doat; XXI, 185-312.
113 Например, в отдельном приговоре от 8 дек., 153—185.
114 Preuves de 1'hist. de Lang.; VI, 430 — M 31.
115 См.: Percin. Martyres Avenioneti; с. 4, р. 202. Показания пред трибуналом свидетелей в Preuves y Вессэ; VI, 450.
116 Guil. de Pod. Laur.; c. 45.
117 Mart. Avign.; с. 5. Предание связывает со снятием интердикта чудо; колокола в одной загородной церкви сами зазвонили, когда в Риме папа подписывал разрешение. Это обстоятельство сделалось предметом эксплуатации. Пий III в 1537 г. ввел в индульгенции посещение этой чудотворной церкви.
118 Matth. Par., a. 1242.
119 Hist. gen. de Lang.; I. XXV, c. 62.
120 Preuves; VI, 435 — № 37. Здесь он был готов признать собственное бесчестие и рабство.
121 См.: Gallia Christiana; VI, 155.
122 Matth. Par., a. 1242.
123 Doat; XXII, 154-172 — донос Gathard del Congost.
124 См.: Ооа1; ХХП1 и XIV.
125 Doat; XXII, 288—296. — Этот рассказ в некоторых подробностях, которые приводить здесь излишне, отличается от официального рассказа Персена. Сам Альфаро представляется вовсе не бальи, а придворным Раймонда VII.
126 Doat; XXII, 108.
127 Guil. de Pod. Laur.; с. 46. — Согласно с нами объясняет дело в своем одушевленном рассказе Peyrat (Hist, des Albigeois; II, 363), который мы прочли после составления предлагаемого труда.
128 На барельефах, снятых с аббатства Сен-Волизьен и перенесенных теперь в городскую библиотеку, в Фуа, видна фигура священнослужителя в митре, поддерживаемая двумя воинами с веревкой на шее. Эти барельефы изображают сцены из взятия Монсегюра, а в лице прелата ученый Де Меже, а за ним Пейра (II, 370), хотят видеть Б. Мартена, забывая, что альбигойские духовные презирали церковные украшения. Гораздо проще принять эту сцену за казнь католического духовного как заложника.
129 Рыцарь де Сегье каялся, что говорил и ел вместе со своею матерью, которая стала еретичкой, а подсудимая Сегьервиль обвинила всех своих близких за один раз. См.: Боа1; XXIV, 8, 9.
130 См. там же; XXII, 201-237; XXIII, 309.
131 Там же; XXXI, 60-75.
132 Reinerius Sacchoni. Summa de Catharis et Leonistis — из Doat et Gretser.
Guil. de Pod. Laur.; c. 47.
134 Du-Mege. Add. et no.; I. XXV, № 6—7. У него же далее приведен по возможности полный список альбигойских архиереев, диаконов и диаконис, составленный по упоминаниям в протоколах.
135 Doat; XXXI, 101, 105 — non. febr. a. IV, 2 non. febr. a. V.
136 Doat; XXIV, 244, 250, 253, 264, 265, 281, 278.
137 Doat; XXII, 90.
138 Bсe это дело см.: Doat; XXII, 89-108.
139 Doat; XXIV, 261, 1247 год.
140 Guil. de Pod. Laur.; c. 47 в конце.
141 Guil. de Pod. Laur.; с. 48.
К главе третьей книги второй
1 Рукописный сборник Парижской библиотеки: в конце; LIX, 226.
2 Tresor des Charles, J. 890. Помещено в Bibl. de 1'Ecole des Ch. 1 s.; I, 389 etc.
3 Из архивов у Lafon. Midi; III, 51.
4 Delisle. Fragments de 1'hist. de Gonesse. cm.: Bibl. de 1Ecole des Charles. 4 s.; V, 116.
5 Докум. 1254 г. в Preuves; VI, 495. Ord. des reformateurs envoyes par Alfonse etc. Посланная для ознакомления со страной, комиссия дала наставления относительно еретиков и администрации.
6 Подобная гуманность проявилась и при дворе английского короля. У Matth. Par. под 1258 г. читаем: «В эти дни от короля было разослано бреве в каждое графство, к четырем рыцарям, которые были избраны в каждом графстве. Эти рыцари должны были основательно разыскать, сколько притеснений и какие именно вымогательства делали сильные над простыми людьми, сделать тщательное дознание о всех жалобах, предъявленных кем бы то ни было с самых ранних лет, и все результаты своих исканий, скрепленные печатями, представить в указанный срок баронам». Это послужило началом участия рыцарей в парламентских собраниях, так что грамота 1264 г. подтвердила уже готовый факт.
7 Рукопись Нац. библ. fond latin, Ns 9019, f. 15, 18, 24 (дела в Пуату в Вознесение 1259 г.); там же, Г. 22 (в Сентонже 1261). В госуд. архиве I, 192, № 52 (Пуату 1237 г.) и Suppl.. I, 1034.
8 Рук. Нац. Библ.; Г. 1, №10918, Г. 14.
9 Doat; XXXII, Г. 4-13, а. 1267.
10 Doat; XXXI, 250.
11 Suppl. du Tr. des Ch., .1. 1024, № 7.
12 См. обо всех этих фактах: Doat; XXXI, 171 — в июне 1251 г.; XXXII, 57- январь 1269 года, а также 237, 254, 281, 292.
13 См. Doat; XXXII, 46, 53-60, 64-69, 72-85.
14 Там же; 67.
15 Doat; XXXI, 256.
16 Arch, de la Fr. apud Boutaric; 456.
17 Liber sent. inq. Tol. apud Limborch; 246.
18 Док. Нац. библ. № 9019, посвященный «Господину Годфриду де Кароль», уплатившему 20 ливров. Также в 1268 г. вместо доказательств на дворянство уплачено 200 ливров (Г. 34).
19 Этого ордонанса св. Людовика не сохранилось, но намек на него в Olim; I, 626.
20 Сессия тулузского парламента 1270 г. в архиве 1. 1131, № 11 — «Насчет петиции баронов Аженуа...».
21 Из красной книги монтобанского городского архива у Mary-Lafon; II, 320.
22 Mary-Lafon; II, 322.
23 Ms. de 1'Arsenal — «Oimais viuron Praensals a dolor» apud Diez. Leben und Werke; 443 и Mary-Lafon; III, 43.
24 «A la Gleiza falh non saber», также с рук. Аре. Там же; 44.
24 B. Sicard: «Ab greu cossire», — Rayn.; IV, 191.
25 Durand de Paernas, apud Millot (Hist litt. des troub.; II, 226) — из разных сирвент. Он не надолго пережил падение независимости.
26 Paulet de Marseille из манускрипта Национальной библиотеки. К сожалению, оригинал не полон. См. Lafon; III, 46—47 и Diez; 584. Кроме того, 7 сирвент. Такая же ненависть к французскому владычеству дышит в протоколах инквизиции. См. Doat; XXV, 38.
27 Arnaud Daniel (de Bibeyraci; II, 370). Он был замечательнейшим певцом любви; ему удивлялся Данте (Baret; 90, 169).
28 Raynouard. Choix des poesies; IV, 335. Sismondi. Litt. du Midi de 1'Europe.
29 P. Cardinal. Choix; IV, 357, 439.
30 См.: Fauriel. Hist, de la poesie prov.; II, 217.
31 Fauriel; II, 219. Rayn. Choix.; V, 306. «Mas jacopi».
32 Rayn.; IV, 309.
33 Его звали Пердийон из Лесперона; он был вассалом графа тулузского. О нем Fauriel; II, 218.
34 Guil. dc Pod. Laur.; c. 51. Praecl. Franc, fac.; a. 1271.
35 Caffari. Ann. genuenses; I. IX (Muratori. Scrp.; VI, 553).
36 Mary-Lafon; III, 61.
37 Акт принятия владений с поименным перечнем присягавших вассалов и городов: «Registrum dc saisimento civitatis Tholosae et Comitatus» etc., помещен в приложении к первому тому Lafaille (Annales dc Toulouse). De juramento notariorum, p. 50.
38 Guil. dc Pod. Laur.; с. 52. Этим фактом кончается его летопись; автор доволен французским владычеством и королем, что показывает, как французы успели повлиять на национальное чувство провансальцев. Даже у поэтов граф де Фуа не нашел сочувствия. В ответ на его попытку раздались стихи: «Король наш, который по храбрости не имеет равного себе, скоро распустит свою хоругвь. Теперь, на земле и на море, мы увидим развевающиеся лилии, а это так приятно мне».
39 Этим открываются дела в Фуа: Doat; XXV, 2. Подобные же мысли другой раз высказали монахи того же ордена: там же; Г. 241.
40 Doat, XXV, 15-7; там же, jul. 1273.
41 Doat; XXV, 20.
42 Doat; XXV, 27, 24. Так проповедовал Р. Виталь.
43 Особенно полно исповедание одного сучильщика, там же, 54—61. Он ясно сознавал все, чему учили его; в его устах был весь альбигойский кодекс.
44 Doat; XXV, 38-54.
45 Там же, 62; там же, 3, febr. 1273. К счастью для нее, это оказалось вымыслом (срв.: Г. 164); доносчица, допрошенная 14 июня, отперлась от своих показаний и признала все клеветой. Но тем не менее и такой пустой факт остановил на себе подозрительность трибунала.
46 Там же; 216.
47 Такое показание относится к 1275 г. Там же; XXV, 225.
48 В 1276 г. по доносу одного священника на Понса де Гарда, Г. 226. Это первый положительный факт, имеющий прямую связь с историей новой Реформации.
49 См.: Doat; XXXII, 134, 136-139, 141, 254, 164-240.
50 Chron. Parmense, apud Muratori
51 Doat; XXXII, 266-270, scrp. IX.
52 Preuves de Phist. de Lang.; t. VI, p. 648, nq CCXI.
53 Preuves; VI, 649.
54 Percin; р. 67.
55 Для всех подробностей о Бернаре и о состоянии инквизиции в Лангедоке в 1319г. сохранился большой процесс в 307 листов т 4, в Нац. библ. Г. I. № 4270: Processus insignis contra fratrem Bernardum Delitiosj ordinis minorum qui contra inq. officium, inq. ipsos et fr. praed.etc.Он передан из Каркассона и представляет собой позднейшую копию, засвидетельствованную нотариусом.
56 Doat; XXXIV, 21.
57 О путешествии короля см.: Ргос.; I. 13, 137, 158, 166, 269, 278.
58 Processus ins.; f. 21, 139.
59 Proc. ins.; f. 112. 611 Proc. ins.; f. 26.
61 Doat; XXXIV, 12.
62 Proc. ins.; f. 81.
63 Р. Гайтальди; дело в марте 1284 г. Doat; XXVI, 80.
64 Там же; XXVI, 217.
65 In Sexto Decretalium; tit. XII, c. 3.
66 Wadding. Ann. franc, а. 1302.
67 Протокол осмотра и следствия от 13 мая 1306 г. Ооа1; XXXIV, 45 е1с.
68 См. для Дольчино католические источники у Muratori. Scrip, rer.ital.; IX, 425-460.
69 Hist. Dulcini haeresiarchae. См.: Muratori; IX, 440—442.
70 Clementin; I. V, Ш. II.
71 См.: Doat; XXXVII, 6.
72 Baluzius. Vitae pap. Avign.; II, 342.
73 Doat; XXXVII, 76.
74 Proc. ins.; f. 167, 188, 262. cm.: Baluz. Vitae; II, 248.
75 Proc. ins.; f. 35.
76 Lafaille. Annales de Toulouse; I, 49. Preuvcs des Annalcs; 61.
77 Proc. ins.; f. II, 51, 86, 60.
78 Позднейшие бегины также постоянно обвинялись в чтении и почитании Оливы, который для них «свеча и свет, коими Бог изъявляет жалость...» (Doat; XXX, 252). Его сочинения были переведены на провансальский язык.
79 Baluzius. Vitae pap. Av.; I, 324.
80 Guil. de Nangiaco. Continuatio.
81 Liber sent. inq. Thol.; 208—268. Имена прочих подсудимых и привлеченных вместе с ними от 1307—23 года там же в приложении на стр. 397, где содержится общий список еретиков разных учений. После крупных дел можно поименовать процессы Эмония, его брата Гелия, Гильома де Боско и его сына Раймонда, Гильома де Бессьена (из Монтобана), Стефана де Виньи и его жены: Иоганны, супруги Петра Арагонца, Пейронеллы, жены Гелия Гарини, и ее мужа; П. Р. Доминика и его жены; Арнольда Изарна из Вельмура (из еретической фамилии), П. де Гандоне, П. Эмония и его жены; Стефана Гарини и его жены и пр. Далее попадается много бургундцев, судимых как вальденсы. Бегины судились преимущественно в 1322 и 1323 гг.: П. Домитлик из Нарбонны и Гильом Руф из Мирепуа. Последним решением Гвидона было схватить барона Бернарда де Мафери, который был отлучен за бегинство в 1322 г. и уличен вторично.
82 См.: Doat; XXX, 238, 242, 253, 257.
83 Он помещен в Archivio storico italiano b 1865 r. serie terza, t. 1, parte 1—2 под редакцией С. Аглай.
84 Это сознавал сам инквизитор. В начале протокола говорится: «Сподвигнемся против всех еретиков... Вальденсов, бедняков из Луджано или остальных еретиков...» Arch. st. it.; I. 16.
85 См.: Processus; I, 18, 21, 23.
86 См.: там же; I, 23, 28-29, 38.
87 См.: Processus; II, 4, 9.
88 Чистое альбигойство продолжает проявляться во второй части документов процесса: 12—14, 15, 17; видоизмененное под влиянием бегинов в деле 21 июня. Processus; II, 30.
89 Processus; II, 51-52, 59-60.
911 Processus; II, 57. Все это место вообще темно; видимо, следствие приобрело смутные сведения; сомнительно, чтобы посвящавший мог пользоваться собственностью, когда он сам был из числа confessores. Показаниями Иакова Бека, данными в туринском доминиканском монастыре, кончается следственное дело 1387 г. Участь этого главного подсудимого неизвестна.
91 Петранович. Богомили Црькви Босаньска и крестяни (1867, Задер); стр. 135—168. Упомянем о прекрасном труде Рачки, посвященном истории богомильства, помещ. в издаваемом им jugosl. Ak., извлечение из которого составил L. Leger (Revue des questions histor. 1870, april).
92 Еретиками считались епископы Мирослав, Радингост, Радослав, Радомир, Милоэ (1446). Петранович, 167.
93 Такова была участь Нинослава, который в первой четверти XIII века колебался между католиками и богомилами, а также из Котроманичей Стефана (1310—58 гг.) и последних королей: Твердко Твердковича, Томаша и Стефана Томашевича (1463).
94 Crespin. Hist, des Martyrs. Gen. 1570, f. 42.
95 См.: Leger. Hist, des Egl. de Piemonte; II, 332.
96 Местная летопись Petit Thalamus, изд. археол. общ. Монпелье в 1840г., которой мы обязаны сообщением содержания учения Екатерины (р. 463), умалчивает о подробностях следствия и казни. Отрывки из нее, касающиеся описываемого дела, приведены в статье Жермена.
97 Показания двух доминиканцев о его смерти мы нашли у Doat,; XXXV, 10-18.
98 Raynaldi. Annales, а. 1322, п. 53. — Суд 1321 г. над неизвестным нарбоннским бегином; а также процесс Петра Еглейзы, нарбоннского священника, в мае 1324 г. у Doat; XXVIII, 96, в котором участвовало до 20 гражданских лиц и докторов прав.
99 См.: Doat; XXXV, 182-187.
100 Hеrzog. Real-Encycl. fur protest. Theologic und Kirchc; III, 839. Duldung von Jacobson.
101 Булла целиком приведена у Leger. Hist, des Egl. valdoises; II, 8-21.
102 Doat; XXXV, 204.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Из «Руководства инквизитора» за 1323 год
«Что представляют собой колдуны, прорицатели и заклинатели демонов? Зло и греховные заблуждения колдунов, прорицателей и заклинателей демонов принимают в различных провинциях и областях многочисленные и разнообразные формы, будучи связаны с бесчисленными вымыслами и ложными, пустыми фантазиями суеверных людей, верящих духам заблуждения и демоническим учениям.
Каким должен быть допрос колдунов, прорицателей и заклинателей демонов? Подвергнутого обвинению колдуна, прорицателя и заклинателя демонов следует допросить о том, сколько и какого рода ему известно способов колдовства, гадания и вызывания духов и кто его им обучил.
Так же следует углубиться в подробности, учитывая личность и положение допрашиваемого, ибо допрос не должен быть одинаковым для всех. Одним будет допрос мужчины, другим — женщины. Обвиняемому могут быть заданы следующие вопросы: что он знает, чему он научился, какие он приемы применил в отношении детей, чтобы снять насланную на них порчу?
Так же в отношении пропавших и проклятых душ. То же в отношении воров, подлежащих заключению под стражу; так же для достижения согласия или несогласия между супругами; так же для избавления от бесплодия; так же в отношении снадобий, которые колдуны дают принимать внутрь; то же в отношении фей, приносящих счастье или, как говорят, исчезающих ночью; то же в отношении чар и заклинаний с помощью заговоров, плодов, растений, веревок и тому подобное. Далее: кого он этому научил? От кого наследовал? Кто учил его самого?
Так же, что он знает об исцелении больных с помощью заговоров и заклинаний? Что ему известно о собирании трав на коленях, с лицом, обращенным на восток, и с воскресной молитвой на устах?
Далее, что это за паломничества, мессы, приношение свечей и раздача милостыни по указанию колдунов?
Так же каким образом они обнаруживают украденное и узнают покрытое тайной?
Далее дознание перейдет к действиям, отдающим каким-либо суеверием, к несоблюдению и оскорблению таинств Церкви, в особенности таинства Святого Причастия, а также почитания Бога и святых мест...
Далее — об обычае крестить фигуры из воска или другого материала. Надобно расспросить о том, как производится крещение, для чего используются эти фигуры и какую пользу они приносят.
Так же задержанного следует спросить о фигурах из свинца, которые делают колдуны, о способе изготовления и использовании...
Так же верил ли он в реальность того, чему его учили другие? Какие благодеяния, подарки, награды он получал за свои услуги?..»