Михаил Заборов
К началу
ПРИМЕЧАНИЯ АВТОРА
1. Излагая ниже историю Крестовых Походов, в которых принимали участие как
нормандцы из Южной Италии и Сицилии, так и норманны из скандинавских стран, мы,
чтобы избежать необходимости многократных терминологических уточнений, будем обозначать
тех и других традиционным понятием "норманны".
2. По выражению немецкого историка К. Эрдмана, Альфонс VI "не был передовым
борцом за христианскую религию": призывая на подмогу французских рыцарей
(после разгрома при Залакке), "он даже угрожал и случае их отказа перейти
в ислам".
3. Стоит отметить, что уже в XVIII в. кардинал Просперо Ламбертини, ставший
затем папой Бенедиктом XIV (1740–1758), официально отверг подлинность антиохийского
святого копья.
4. Здесь и в других аналогичных случаях мы пользуемся терминами "Константинопольская
империя" и "Греческая империя", широко применяемыми латинскими
хронистами для обозначения Византии.
5. Профессор Сидней Пэйнтер из американского университета Джона Гопкинса писал:
"Немногие военные предводители в истории столь труднодоступны для понимания,
как Ричард Львиное Сердце. В качестве воина он был близок к безрассудству, отличался
невероятной отвагой и был исполнен смелости, а как командир он был умным, осторожным
и расчетливым. Он совершенно беззаботно мог рискнуть собственной жизнью, но ничто
не могло убедить его подставить свои войска больше того, чем это было абсолютно
необходимо", и далее в том же духе. См.: S. Painter. The Third Crusade. A
History of the Crusades. Vol. 2. The Later Crusades. 1189–1311. Madison – Milwaukee
– London. 1969, с. 73.
6. Некоторые историки считают, будто дож Энрико Дандоло направил крестоносцев
на Константинополь в 1202 г. в отместку за "константинопольскую баню"
1182 г. Это мнение неверно: венецианцы не были сколько-нибудь пострадавшей стороной
во время погрома, обрушившегося на латинян в майские дни: в то время венецианцев.
как установил советский ученый Н.П. Соколов, просто не было в Константинополе.
7. Впрочем, в литературе высказывалась и иная, идущая вразрез с общепринятой
точка зрения: по мнению Н.П. Соколова, венецианцам было гораздо выгоднее направить
крестоносцев в Египет, чем куда-либо еще, поскольку торговая деятельность республики
св. Марка в этой стране была связана с различными ограничениями. Мало того, ученый,
апеллируя к последующему историческому опыту, т.е. поступая вразрез с требованиями
элементарного историзма (события XIV–XV вв. показали, пишет он, что обладание
Константинополем ничего не прибавляет к венецианским привилегиям, обладание же
Египтом, напротив, сулит максимальные выгоды), высказывает мысль, что именно война
с султаном должна была представляться венецианцам предпочтительнее всего прочего.
Если же они все-таки не использовали эту возможность и повернули крестоносцев
к Константинополю, то лишь потому, что внутреннее положение египетского султана
с 1201 г. укрепилось и шансы на успех похода в Египет резко снизились; ввиду этого
венецианское правительство, желая избежать опасной египетской авантюры, пересмотрело
свои позиции и в 1202 г. дало походу антивизантийское направление.
Гипотетическая конструкция историка покоится на более чем зыбких основаниях:
опыт, на который ссылается Н.П. Соколов, венецианцам еще предстояло пережить через
столетия — предугадать его за 200 лет никто не был в состоянии. Что касается рискованности
похода в Египет, то ведь и война против Византии тоже была авантюрой, но венецианцев
такого рода соображения никогда не останавливали. По словам самого автора этой
гипотезы, "дерзать, когда это было нужно, Венеция умела". Короче говоря,
в его аргументации нет ни единого довода, который позволил бы принять предложенную
Н.П. Соколовым оценку событий, связанную с планами Венеции насчет использования
Крестового похода.
8. Сцепа встречи царевича с папой была запечатлена безвестным равеннским мозаистом
среди тех исторических эпизодов Четвертого Крестового похода, изображениями которых
был выложен в 1213 г. пол церкви Сан Джованни Эванжелиста — факт сам по себе достопримечательный.
9. Уточненные оценки численности крестоносцев, собравшихся в Венеции, основываются
исследователями на расплывчатых сведениях хронистов и расходятся между собой:
по подсчетам итальянского историка А. Кариле, их было 10589, по выкладкам американских
специалистов Д.Э. Квеллера, Т.К. Комптона и Д.А. Кемпбелла, корректирующих арифметические
ошибки итальянского ученого, — 11166 или 13 тыс.
10. Французский историк Ж. Лоньон полагает, что в Венеции собрались от 1500
до 1800 рыцарей — чуть более трети, но менее половины их обусловленной договором
численности.
11. Совершенно несостоятельны попытки ряда западных историков представить его
поведение как обусловленное религиозными убеждениями и приверженностью католической
морали. Известно, что богобоязненность не помешала Симону де Монфор несколько
лет спустя резать и жечь соотечественников в Южной Франции!
|