Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Р.А.Симонов

Симонов Р.А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси. М.: Наука, 2007. 431 с.

Его же об "Учении" Кирика, 1973.

Астрологический "вечный календарь" в русской рукописи конца XV - начала XVI в.

В кн.: Букинистическая торговля и история книги. 
Межведомственный сборник научных трудов. Вып. 4. М. Мир книги, 1995.  С. 54-69.

Выписки составлены Я.Кротовым, 1999.

 

 

Псалтырь с восследованием, к. 15 - н. 16 в.. РГБ, ф. 354 (Вологод. собр.), №14, л. 663. Вечный календарь для определения светила - покровителя (Владыки) часов дня и ночи. Две календарные таблицы в виде рук, над левой надпись "Говение жидом", на правой "Паска жидом законная".

С. 59. Таблица предусматривает: название дня недели, славянское имя божества, оценка влияния.

суббота - Крон (Сатурн) - добрый
понедельник - селени (Луна) - средний
вторник - аррис (Марс) - злой
четверг - Зеоус (Юпитер) - средний
пятница - афродит (Венера) - добрый
воскресенье - илиос (Солнце) - добрый

порядок дан другой - в отдаленности от земли планет по их представлениям: суббота - четверг - вторник - воскресенье - пятница - среда - понедельник. Счет с субботы. Одновременно была установлена связь планет с часами дня и ночи (порознь). Предполагает, что 2 и 3 таблицы как раз служили для определения покровителей часов. "По сему часы разумети дневные и нощные" (С. 62).

Текст, видимо, 15 в. - тогда было введено понятие вруцелет, а солнечные эпакты с ним связаны Текст ориентирован на "косые" часы (в начале 15 в. такие были, потом как слишком сложные сошли на нет). И палеография 15 в.

15 в. в истории астролгии -- размежевание "натуральной", университетской астротлогии и научной - в т.ч. в медицине. В астрологии обкатывалась проблема сочетания свободы с богоподобием и предопределенностью (Гарэн).Народная астрология универсальна - не зависит от наблюдений неба, не требует расчетов.

Расхождения с оценкой влияния в тексте с Птолемеем и индийцами по Бируни значительны. Совпадает оценка Марка как злого, Венеры как доброй, но Сатурн в России как добрый. Автор поступил как ренессансный ученый, заставив древневавилонскую планетраную магию работать на астрологию. Рационализция.

Ср.: Симонов Р.А. Кирик Новгородец - ученый XII века. М.: Наука, 1980.
 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова