ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 85.
Для всех вас, принадлежащих к клиру и мирян, чтимыми и
святыми да будут книги, Ветхаго Завета, Моисеовых пять: Бытия, Исход, Левит,
Числа, Второзаконие. Иисуса сына Навина едина. Судей едина. Руфь едина.
Царств четыре. Паралипоменон (то есть остатков от книги дней) две. Ездры
две. Есфирь едина. Маккавейских три. Иова едина. Псалтирь едина. Соломоновых
три: Притчи, Екклисиаст, Песнь песней. Пророков дванадесять. Исаии едина.
Иеремии едина. Иезекииля едина. Едина Даниила. Сверх же сего вам да присовокупится
в замечание, чтобы юные ваши изучали премудрость многоученого Сираха. Наши
же, то есть, Новаго Завета, Евангелия четыре: Матфея, Марка, Луки, Иоанна.
Павловых посланий четыренадесять. Петра послания два. Иоанна три. Иакова
едино. Иуды едино. Климента послания два. И постановления вам епископам
мною Климентом изреченные в осми книгах (которых не подобает обнародовати
пред всеми ради того, что в них таинственно), и деяния наши апостольския.
(Ап. 60; Трул. 2; Лаодик.
60; Карф. 24; Афанасия Вел. о праздниках; Григория Богослова о книгах Св.
Писания; Амфилохия о книгах Св. Писания).
60-е Ап. правило воспрещает
православным читать ложно озаглавленные книги нечестивых (ψευδεπίγραφα
τών άσεβών βιβλία),
в настоящем же Апостольском правиле перечисляются книги из Ветхого и Нового
завета, которые должны быть у всех чтимы и святы (σεβάσμια
καί άγία βιβλία).
Среди этих книг есть канонические и неканонические книги Св. Писания, и
даже такие, которые никогда не входили в канон священных книг. Из неканонических
упоминаются три книги Маккавеев и книга премудрости Иисуса, сына Сирахова;
из сочинений, никогда не принадлежавших к новозаветному канону, упоминаются
два послания римского епископа Климента и так называемые Апостольские постановления
(διαταγαί). Таким образом,
это правило не имело в виду изложения канона Св. Писания Ветхого и Нового
Завета, как это сделал, напр., Афанасий Великий в своем послании о праздниках
[231], или св. Амфилохий [232],
но целью этого правила воспрепятствовать распространению ложных книг, о
которых идет речь в 60-м Ап. Правиле, и указать для чтения православным
христианам книги, называемые в противовес книгам нечестивых (τών
άσεβών) святыми. Святыми и достойными
уважения со стороны православных христиан могут быть как канонические,
так и неканонические книги, как и вообще книги, написанные благочестивыми
людьми. Относительно того, какие книги Св. Писания каноничны, и о почитании
неканонических книг, как иудеями, так и христианами мы говорим в толковании
упомянутых творений Афанасия Великого и Амфилохия.
Что касается посланий Климента, упоминаемых
в этом правиле, то мы уже говорили о них в начале этой книги под заглавием
«O правилах святых Апостолов». Относительно Апостольских постановлений,
упоминаемых также в этом правиле, Трулльской Собор, ссылаясь на 85-е Ап.
правило, в своем 2-м правиле говорит, что в последние с течением времени
«иномыслящие ко вреду церкви привнесли нечто подложное и чуждое благочестия
и омрачившее для нас благолепную красоту Божественного учения». Чтобы сохранить
от дурной заразы христианскую паству, правило лишает эти постановления
того церковного значения, которое имели они в начале [233].
В Συναγωγή
κανόνων εκκλησιαστικών
Иоанна Схоластика, после 85-го Ап. правила, есть следующее прибавление:
«И вот вам, епископы, наши наставления относительно правил. Если сохраните
их, спасетесь, и будете иметь мир. Если же не будете повиноваться им, то
будете наказаны за непослушание, и будет между вами постоянная вражда.
Бог же, Единый вечный, Творец всего, соединит нас союзом мира в Святом
Духе, сохранит нас твердыми во всяком деле благом, беспорочными и свободными
от всякой распри и преступлений, и дарует нам живот вечный, чрез посредство
возлюбленного Сына Своего Иисуса Христа, Бога и Спасителя нашего (и заступничеством
Пречистой Девы Богородицы и всех святых). Аминь» [234].
|