ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 84.
Аще кто досадит царю, или князю, не по правде: да понесет
наказание. И аще таковый будет из клира, да будет извержен от священного
чина; аще же мирянин, да будет отлучен от общения церковного.
(Ап. 55, 56).
В 55-м и 56-м Ап. правилах
говорится об оскорблении, наносимом духовным лицам со стороны подчиненных
им членов клира, и назначаются за это соответствующие наказания; в настоящем
же 84-м правиле назначается отлучение мирянину и извержение из духовного
сана клирику, оскорбившему (ύβρίσοι)
царя (βασιλέα), или же народного
старейшину (άρχοντα). Под словом
«оскорбить» (ύβρίζειν),
соответственно греческому значению слова, следует разуметь дурные слова,
брань и т. п., но не оскорбление, нанесенное действием или чем-либо другим.
Объясняятак это правило, архимандрит Иоанн говорит, что содержание этого
правила отвечает тем высоким наставлениям о покорности и уважении государственной
власти, какие вообще давали Апостолы в своих посланиях. «Всяка душа
властем предержащим да повинуется, несть бо власть аще не от Бога: сущие
же власти от Бога учинены суть. Тем же противляяйся власти, Божию повелению
противляется» - пишет ап. Павел Римлянам (13:1-2). Он же умоляет Тимофея
«творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за
царя и за всех, иже во сласти суть» (1 Тим. 2:1-2). Апостол Петр в
своем первом послании говорит: «царя чтите» (2:17). За оскорбление
царского величества и вообще законной власти данное правило предписывает
такие же тяжелые наказания, как и за самые большие церковные преступления.
Поэтому покорность и уважение по отношению к царской власти и к другим
законным начальникам церковь всегда считала священнейшей обязанностью своих
членов. Следует при этом заметить, что как послания Апостолов, так и это
Апостольское правило говорят о царях своего времени, бывших не только язычниками,
но даже гонителями христиан. Таким образом, если власть и величество таких
царей были святы для христиан, и церковные правила своими строгими предписаниями
имели в виду охранять эту власть и величество от всяких оскорблений, то
какова же должна быть покорность и уважение по отношению к христианским
царям, которые суть сыны и главные охранители христианской церкви? [230]
|