ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 83.
Епископ, или пресвитер, или диакон, в воинском деле упражняющийся,
и хотящий удержати обое, то есть, римское начальство и священническую должность:
да будет извержен из священного чина. Ибо кесарева кесареви, и Божия Богови
(Мф. 22:21).
(Ап. 6, 81; IV Всел. 3, 7;
VII Всел. 10; Карф. 16; Двукр. 11; Василия Вел. 55).
Так как духовным лицам воспрещено
заниматься мирскими делами (Ап. 6) и народным управлением (Ап. 81), то
тем более им должно быть воспрещено заниматься военными делами (στρατεία
σχολάζειν), о чем говорит
это Ап. правило. По толкованию Зонары, под «военными делами» не нужно разуметь
ношение и действие оружием, или командование войском (στρατείαν...
όπλών... μεταχείρισιν,
ή προστασίαν στρατιωτών),
а управление имуществом войска, т. е. выдачу солдатам жалованья, раздачу
всего, необходимого для их содержания, призывание воинов на службу и другие
подобные обязанности, которые в законах гражданских называются военными
(στρατείας) [228].
Так же понимает упомянутые в этом правиле «военные дела» и Вальсамон [229].
Что касается ношения и употребления духовными лицами оружия, то об этом
говорит 7-е правило IV Вселенского Собора и, конечно, безусловно его воспрещает.
Воспрещение духовным лицам заниматься военными
делами, о чем говорится в данном правиле, было вызвано тем же поводом,
который уже был указан нами в толковании 81-го Ап. правила; тем более,
что с понятием о войске связано представление о войнах, а следовательно,
и пролитие крови, что совсем не совместимо со службою того, кто по своему
положению призван приносить Богу бескровную жертву; притом, как говорит
правило, мирская (римская) служба и служба священническая не могут быть
соединены в одном лице, но должны исполняться разными лицами, или, по словам
Зонары, не может быть смешано то, что не поддается смешению (άμικτα),
т. е. Божие и кесарево. Духовное лицо, нарушившее это правило, подвергается
извержению из духовного сана.
|