ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 79.
Аще кто демона имеет: да не будет принят в клир, но ниже
с верными да молится. Освободясь же, да принят будет с верными, и аще достоин,
то и в клир.
(Трул. 60; Тимофея Алекс.
2, 3, 4, 14).
Основанием для этого правила,
как говорит Вальсамон в своем толковании, послужило то, что «одержимый
демоном (δαιμονιζоμενος)
лишен разума и воли, и поэтому правило воспрещает и сопричислять такового
к клиру и молиться ему с верными, дабы, делая что-либо злое и непристойное
и испуская демонские крики, не привел в смущение Божий народ и не воспрепятствовал
церковному славословию. Если же таковой придет в себя и будет найден достойным,
то его можно принять в клир. Хотя 3-е правило Александрийского патриарха
Тимофея и говорит о необходимости причастить верного, даже и одержимого
демоном, но оно не противоречит настоящему (79) правилу, так как в первом
речь идет о бесноватом, сознающем в часы здравого рассудка тайну божественных
освящений (άγιασμάτων),
тогда как в 79-м Ап. правиле говорится о человеке, непрестанно одержимом
демоном». Впрочем, это Апостольское правило может касаться и тех бесноватых,
на которых находят иногда минуты просветления, - последние также «не должны
быть принимаемы в клир, дабы во время беснования их не было поругано священство
и не произнесено было хулы на Бога» [217].
Предписания этого правила касаются, между прочим, и лиц, подверженных хронической
падучей болезни, вследствие того, что, как указал Вальсамон, они могут
подвергнуть порицанию священство и произнести хулу на Бога или подвергнуть
опасности святыню, если болезнь застигнет их в часы совершения св. литургии
[218].
|