ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 75.
Во свидетельство против епископа не приимати еретика: но
и верного единаго не довольно. «На устах бо двоих, или триех свидетелей
твердо станет всяк глагол» (Мф. 18:16)
(I Всел. 2; II Всел. 6; Карф.
59, 131, 132; Феофила Алекс. 9).
Это правило является дополнением
к 74-му Ап. правилу. Как в том говорилось об обвинителе епископа, о вызове
последнего на суд и о судебном приговоре, так в этом правиле речь идет
о свидетелях в судебном следствии по делу обвиняемого епископа. При этом
правило воспрещает еретикам свидетельствовать против епископа по той причине,
что еретики, как явные враги православной церкви, и противники веры и церковного
учения, не могли бы беспристрастно свидетельствовать о православных служителях
церкви. Впрочем, обвинение, при котором исключались свидетельства еретиков,
должно было касаться только церковных дел, так как в делах нецерковных,
относящихся к области гражданского права, допускалось свидетельствовать
на суде против епископов даже и еретикам (II Всел. 6). Помимо еретиков,
не имеющих права свидетельствовать против епископа в делах церковных, правило
исключает также и свидетельство одного человека. Забота церковной власти
достигнуть справедливого и беспристрастного судебного приговора требовала,
чтобы суд не основывался на свидетельстве только одного человека, хотя
бы он держался самого строгого православия и был достоин наибольшего доверия.
Не принималось даже и свидетельство только одного какого-либо епископа,
если оно не подтверждалось со стороны другого лица, достойного доверия
(Карф. 132). Согласно с новозаветной заповедью (Мф. 18:16; 1Тим. 5:19),
применявшейся уже и в ветхозаветной церкви (Втор. 19:15), церковная власть
всегда требовала, чтобы три или, по крайней мере, два свидетеля, делающие
одинаковое заявление, присутствовали при произнесении судебного приговора
[214]. Об остальных качествах
свидетелей, которые могут правильно допускаться на суд, говорится в толковании
131-го Карфагенского правила и в других параллельных правилах.
|