ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 72.
Аще кто из причта, или мирянин, из святыя церкви похитит
воск, или елей: да будет отлучен от общения церковного, и пятерицею да
приложит к тому, что взял.
(Ап. 25, 38, 73; Антиох.
25; Двукр. 10; Григория Нис. 8).
О духовных лицах, присваивающих
себе то, что составляет собственность другого лица, и о наказании за подобную
кражу говорилось в толковании 25-го Ап. правила. В этом правиле речь идет
о краже другого рода, а именно о краже того, что составляет собственность
церкви и, следовательно, является священною вещью, почему и кража подобного
рода называется святотатством (ίεροσυλία,
sacrilegium), и совершивший ее, будь то мирянин или лицо, принадлежащее
к клиру, строго наказывается отлучением от церковного общения, причем обязан
вернуть присвоенное в количестве, в пять раз большем. В этом правиле упоминается
особо о присвоенном кем-либо из церкви воске и елее. Об употреблении еще
во времена Апостолов воска и елея для освещения мест, в которых совершалось
богослужение, свидетельствуют нам сами Апостолы, остававшиеся до полуночи
в своих священных собраниях (Деян. 20:7, 8); об этом свидетельствуют нам
и Апостольские постановления (V, 19; VIII, 5) [206].
Воск и елей приносились обыкновенно верными из усердия, как их дар церкви,
и становились ее собственностью, считаясь, помимо своего назначения, священным
предметом уже потому, что были принесены в церковь (ή γάρ
πρός τον τού θεού
ναόν προσαγωγή
τούτων άγιάζει
αύτά), как говорит Зонара в толковании этого правила
[207]. O краже священных предметов
из церкви говорят нам отцы церкви древнейшего периода [208].
В IX веке, так называемый, Двукратный Константинопольский Собор был вынужден
10-м своим правилом усилить наказание за святотатство.
|