ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 70.
Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще
из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет
от них дары праздников их, как-то: опресноки, или нечто подобное; да будет
извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен.
(Ап. 7, 64, 71; Трул. 11;
Антиох. 1; Лаод. 29, 37, 38; Карф. 51, 73, 106).
Религиозное общение христиан
с иудеями воспрещено уже 7-м и 64-м Ап. правилами. В данном правиле подтверждается
это воспрещение с угрозою извержения из священного сана священнослужителей
и церковнослужителей, и отлучения от святого причащения мирян, осмелившихся
соблюдать иудейские посты, праздновать их праздники или принимать праздничные
иудейские дары. Такое, как и вообще всякое религиозное общение с иудеями,
Апостолы строго воспрещали в своих посланиях, и Апостольские правила только
выражают это воспрещение в форме закона. В этом правиле осуждается главным
образом религиозный индифферентизм, замечавшийся не только у некоторых
верных, но и у духовных лиц. Не отступая совершенно от своего верования,
таковые показывали какую-то неоправданную терпимость по отношению к иудейским
религиозным установлениям, и в то же время индифферентизм по отношению
к своим религиозным предписаниям, и в силу этого вместе с иудеями постились,
праздновали их праздники и, по их иудейскому обычаю, делили с ними их праздничные
дары (Есф. 9:19, 22). Поступая таким образом, они, как говорит Зонара в
толковании этого правила, хотя и не разделяли, быть может, верования иудеев,
но тем не менее подавали повод к соблазну и возбуждали против себя подозрение,
как приверженцы иудейских обрядов; кроме того, сами они осквернялись подобным
общением с иудеями, которым Бог еще прежде Христоубийства сказал через
пророка: «поста и праздности... и праздников ваших ненавидит душа моя»
(Ис. 1:14) [203]. По поводу
принятия христианами иудейских праздничных даров, и особенно пресных хлебов,
Вальсамон в толковании этого правила замечает, что многие на основании
этого правила обличают тех, которые совершают таинственную жертву на пресном
хлебе; ибо, если подвергаются извержению и отлучению те, которые только
вкусили пресного хлеба во время иудейских праздников, то какому осуждению
и наказанию должны подвергаться причащающиеся пресным хлебом, как телом
Господним, или, подобно иудеям, совершающие на пресном хлебе Пасху? [204].
|