ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 68.
Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, приемлет от
кого-либо второе рукоположение: да будет извержен от священного чина, и
он, и рукоположивый; разве аще достоверно известно будет, что от еретиков
имеет рукоположение. Ибо крещеным, или рукоположенным от таковых, ни верными,
ни служителями церкви быти не возможно.
(Ап. 46, 47; I Всел.8, 19;
II Всел. 4; III Всел. 5; Лаод. 8, 32; Карф. 36, 48, 57, 68; Василия Вел.1,
3).
В этом правиле выражается
основной принцип канонического права о рукоположении, а именно, что совершенное
однажды правильно рукоположение не может более никогда повторяться. Когда
рукоположение (χειροτονία)
бывает правильным, и кому надлежит совершать по правилам такое правильное
рукоположение, мы видели из толкования 1-го и 2-го Ап. правил. Изъясняяэто
правило, Зонара указывает, какие причины, по его предположению, могли бы
заставить некоторых искать второго рукоположения после первого, правильно
совершенного. Такими причинами могли быть следующие: предположение, что
лицо, совершившее первое рукоположение, имеет какие-либо недостатки; особенная
вера в какого-нибудь епископа и надежда, что рукоположение, возобновленное
таким епископом, освятит и низведет большую благодать Святаго Духа; или
желание вернуть себе вторым рукоположением священство, от которого раньше
отказался, или какие-либо другие причины [193].
Но каковы бы ни были эти причины, прибавляет Вальсамон в толковании этого
правила, каждый, дважды рукоположенный в одну и ту же священную степень,
должен быть немедленно извержен, и не только он, но и тот епископ, который,
зная о первом рукоположении, совершил его вторично [194].
Следовательно, безусловно воспрещено повторять над кем-либо рукоположение
в одну и ту же иерархическую степень, если первое рукоположение было правильным.
Правило допускает исключение только в том случае, когда рукоположение было
совершено еретическим епископом и является в силу этого недействительным,
потому что, как гласит данное правило, как еретическое крещение не вводит
человека в церковь, так и еретическое рукоположение не вводит рукополагаемого
в клир. Такое еретическое рукоположение возобновлялось всегда, когда кто-либо
переходил из ереси в православие и при этом достоин был священного сана
(I Всел. 19; II Всел. 4; III Всел. 5). Впрочем, церковь, как относительно
крещения, совершенного в неправославном обществе, так и относительно рукоположения,
всегда имела свои точно определенные правила, в силу которых одно рукоположение
признавалось, а другое не признавалось, и клирики некоторых известных неправославных
обществ, переходя в православие, признавались за таковых по вступлении
в церковное общение и снова не рукополагались, тогда, как у других рукоположение
не признавалось, и они принимались церковью, как миряне.
В толковании 47-го Ап. правила мы упомянули
об основном принципе церкви в вопросе об иноверном рукоположении. Главным
в этом вопросе является то, сохранило ли данное иноверное общество законное
иерархическое преемство, которым обусловливается законное священство и
без которого такового нет и быть не может. В силу этого церковь, подвергая
вообще своему обсуждению священство во всех обществах, не находившихся
в общении со Вселенскою церковью, обращала внимание главным образом на
то, насколько то или иное общество отступало от основных истин христианской
церкви; священники тех обществ, которые сохранили апостольское преемство,
и не погрешили против основных христианских истин, принимались в церковное
общение, как правильно поставленные священники, без возобновления рукоположения
(I Всел. 8; Карфаг. 68; Василия Вел. 1), священники же других обществ,
не сохранивших этого, принимались как простые миряне (I Всел. 19; Лаод.
8). Точно также принимались как простые миряне и те священники, которые,
хотя и не принадлежали ни к одному еретическому обществу, но были поставлены
епископами, прервавшими общение с законной иерархией (II Всел. 4, 6; Антиох.
5; Гангр. 6).
Теперешняя практика православной церкви не
одинакова по отношению к римско-католическому духовенству и по отношению
к протестантам. Протестанты не считают священства божественным установлением
и не признают, что существование церковной иерархии основывается на божественном
праве, в силу чего, помимо всего прочего, православная церковь не может
признавать и не признает священниками тех лиц, которые совершают у протестантов
их религиозные обряды. В отношении римско-католического священства православная
церковь руководствуется 1-м правилом Константинопольского Собора 879 г.,
на котором была признана законность этого священства. Таким образом, и
в настоящее время, если римско-католический священник желает перейти в
православную церковь и быть в ней священником, то он принимается по прописанному
чину, причем над ним не совершается обряд рукоположения, а признается рукоположение,
принятое в римско-католической церкви [195].
|