ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 67.
Аще кто деву необрученную насиловать имеет: да будет отлучен
от общения церковного. Не позволяти же ему брать иную: но должен удержать
ту, которую избрал, аще бы и убога была.
(IV Всел. 27; Трул. 92, 98;
Анкир. 11; Василия Вел. 22, 25, 26, 30, 69).
В этом правиле речь идет
о лице, совершившем насилие над необрученной ни с кем девицей, причем предписывается,
во-первых, отлучить такое лицо от церковного общения, а во-вторых - принудить
его жениться на опороченной им девице. Таким образом, это преступление
наказывается так же, как и любодеяние, тогда как совершивший насилие над
девицей, обрученной с кем-либо, и не имеющий права жениться на ней, пока
жив ее обручник (Трул. 98; Анкир. 11), наказывается как прелюбодей. Это
проистекало из самого понятия об обручении (μνηστεία),
заимствованного христианскою церковью из римского права и получившего нравственно-обязательное
значение, подобное тому, какое имеет сам брак [191].
По римскому праву допускалось отказываться от обещания, данного мужчиной
и женщиной во время обручения на вступление в брак. Церковь ограничила
эту свободу, и в правилах Василия Великого выражена мысль относительно
строгого соблюдения обручения и обязательности его для тех, кто его совершил
(69-е пр.); Трулльский Собор предписывает 98-м правилом наказание, как
и за прелюбодеяние, каждому, женившемуся на девице, уже обрученной [192].
Обручение считалось началом самого брака, потому что в нем находилось то
необходимое условие, которое составляет сущность самого брака, а именно
- взаимное согласие мужчины и женщины на совместную жизнь. В виду этого,
как ветхозаветный, так и новозаветный закон смотрит на обрученную женщину,
как на жену обручника. Моисей называет «женою ближнего своего» обрученную
с кем-либо девицу (Втор. 22:23, 24), а в Евангелии Пресвятая Дева, бывшая
только обрученною Иосифу, называется его «женою» и он ее «мужем» (Мф. 1:18-20).
- Это правило говорит главным образом против того, кто опорочивает и совершает
насилие над свободной девицей; следовательно, тут речь не идет о похищении
(άρπαγή), o чем говорят позднейшие
правила (ΙV Всел. 27; Трул. 92; Василия Вел. 30). Похищение само по
себе составляет препятствие к браку, а в этом правиле именно и говорится
о том, что опорочивший девицу обязан на ней жениться.
|