ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 66.
Аще кто из клира в сваре кого ударит, и единым ударением
убиет: да будет извержен за продерзость свою. Аще же мирянин сие сотворит:
да будет отлучен [189].
(Ап. 27; Двукр. 9; Анк. 22,
23; Василия Вел. 8, 54, 55, 56, 57; Григория, Нис. 5).
Правила подразделяют (различают)
наказания за убийство намеренное (Анк. 22; Василия Вел. 8; Григория Нис.
5), за убийство, близкое к намеренному (Василия Вел. 8, 11; Григория Нис.
5), и за убийство ненамеренное или нечаянное (Анк. 23; Василия Вел. 8,
11; Григория Нис. 5). В этом же правиле речь идет об убийстве иного рода,
а именно об убийстве, совершенном кем-либо в раздраженном состоянии, во
время ссоры или спора. Относительно мирян, правило предписывает за совершение
подобного убийства отлучение от св. причащения, причем по 11-му правилу
Василия Великого такое отлучение должно продолжаться одиннадцать лет. Относительно
духовных лиц предписывается извержение из духовного сана, хотя духовное
лицо подвергается извержению и за всякое другое убийство (Василия Вел.
55). В толковании этого правила Вальсамон, указывая на слова правила «единым
ударением», говорит, что слова эти вставлены с тою именно целью, чтобы
кто-либо не подумал, что клирик, убивший человека только одним ударом,
не подлежит извержению, так как такое убийство могло бы быть и ненамеренным,
но подтверждает, что каким бы образом клирик ни убил человека, он всегда
должен быть извержен [190]. Решающим
моментом для духовного лица является здесь пролитие человеческой крови,
не взирая на обстоятельства и побуждения, вызвавшие это пролитие, и главным
образом потому, что пролитие человеческой крови стоит в решительном противоречии
со службою, совершаемой священником вообще, главным действием которой служит
принесение бескровной жертвы в таинстве евхаристии.
|