ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 65.
Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или
еретическую войдет помолитися: да будет и от чина священнаго извержен,
и отлучен от общения церковнаго [186].
(Ап. 7, 45, 70, 71; Трул.
11; Антиох. 1; Лаод. 6, 29, 33, 37, 38).
В толковании 45-го Ап. правила
мы видели, что православным духовным лицам возбраняется всякое религиозное
общение с еретиками (communicatio in sacris). Возобновляяэто запрещение,
64-е Ап. правило относит к нему и иудейскую синагогу. Это правило так же,
как и 45-е Ап. правило, выражает ту мысль Св. Писания, что не может быть
согласия между Христом и Велиаром, или какое соучастие верного с неверным
(2 Кор. 6:15). Если вообще духовное лицо не может иметь с еретиками никакого
молитвенного общения, даже и частного, тем менее возможно для него такое
общение с иудеями, в силу вполне понятной причины, проистекающей из самого
отношения иудейства к христианству. Многие правила позднейших соборов (особенно
Лаодикийского и Трулльского) решительно осуждают какое бы то ни было религиозное
общение с иудеями.
Это правило воспрещает религиозное общение
с иудеями и еретиками не только духовным лицам, но и вообще всем православным
мирянам и подвергает уличенных в таком общении соответствующему наказанию.
Из текста правила не совсем ясно, какие наказания налагает оно за нарушение
своих предписаний на духовных лиц и какие на мирян. Изъясняяэто правило,
Вальсамон говорит, что определенные правилом наказания надо подразделять
следующим образом: каждый клирик, как священнослужитель, так и церковнослужитель,
подвергается за нарушение этого правила извержению из священного сана,
а мирянин - отлучению от церковного общения. При этом Вальсамон прибавляет,
что не будет грехом духовное лицо, нарушившее это правило, одновременно
извергнуть из духовного сана и отлучить от церковного общения [187].
Аристин, толкуя это правило, точно определяет наказания: извержение для
клирика (χαθαιρεΐται)
и отлучение для мирянина (αφορίζεται)
[188].
|