ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 64.
Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень,
или в субботу, кроме единыя только (Великия субботы): да будет извержен.
Аще же мирянин, да будет отлучен [182].
(Ап. 51, 53; IV Всел. 16;
Трул. 13, 55; Анкир. 14; Гангр. 18, 21; Лаод. 29, 49, 51).
Поводом к изданию этого
правила является то же, что вызвало и 51-е Ап. правило. Воскресение праздновалось
христианами как день, в который Христос воскрес из мертвых, увенчав этим
дело нашего искупления. День этот был для христиан днем радости и братского
общения, вследствие чего пост, как проявление покаяния и печали о грехах,
не мог быть допустим в этот день. Приблизительно то же можно было сказать
и относительно субботы, считавшейся у христиан также днем радости, посвященным
воспоминанию сотворения мира и Божьего покоя. Гностики, следуя своему учению
о материи, как абсолютном зле, постились в субботу, выражая этим свою печаль
о появлении материи; они постились также и в воскресенье, так как не верили
ни в воскресение мертвых, ни в воскресение Христово и, считая христианское
учение о воскресении иудейским заблуждением, нарочно постились в этот день,
выражая этим осуждение мнимого заблуждения. Особенно это было развито у
маркионитов. Имея в виду это ложное учение, Апостольские постановления
(V, 20, VII, 23) не только осуждают пост в субботу и воскресение, но определенно
называют его грехом. Точно так же учат отцы и учители церкви [183].
Данное Апостольское правило, подтверждая православное учение о воспрещении
поста в субботу и воскресение и провозглашая это учение в форме закона,
угрожает духовному лицу, уличенному в нарушении этого правила, извержением
из священного сана, а мирянину - отлучением от св. причащения. Исключением,
как по этому правилу, так и по Апостольским постановлениям (II, 59, VIII,
83), является только одна Великая суббота, потому что, как говорит в толковании
этого правила Вальсамон, в этот день тело Господне лежало мертвое в гробу,
и Сам Господь заповедал нам поститься в этот день (Мк. 2:20; Лк. 5:35)
[184]. Для того, чтобы с обычной
мирской точки зрения понять предписание этого правила, воспрещающего поститься
в воскресение и субботу (кроме Великой субботы), следовательно, и во время
четырех установленных церковью постов, необходимо помнить, что здесь говорится
о сухом посте (сухоядение), когда воспрещается есть целый день до вечера,
а вечером разрешалось принимать только строго постную пищу без рыбы (монахам
одно сочиво без елея в 223-м правиле Номоканона при Б. требнике). Следовательно,
не должно понимать этого правила так, что каждую субботу и воскресение,
даже и во время четыредесятницы, разрешается есть рыбу и мясо, - в эти
дни воспрещается только сухоядение и разрешается менее строгий пост, чем
в остальные дни постных недель [185].
|