ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 63.
Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще
из священного чина, будет ясти мясо в крови души его, или звероядину, или
мертвечину: да будет извержен. Ибо сие закон запретил. Аще же сие соделает
мирянин: да будет отлучен (Деян. 15:29).
(Трул. 67, Гангр. 2).
Это правило выражает в форме
закона предписание Св. Писания, воспрещающее христианам употреблять в пищу
то, что уже было раньше воспрещено Моисеевым законом (Деян. 15:20, 29;
Лев. 17:14, 15), причем повелевает духовное лицо, уличенное в употреблении
в пищу крови или мертвечины, извергнуть из священного сана, а мирянина
- отлучить от св. причащения. Это предписание строго исполнялось всей церковью,
как восточною, так и западною, о чем имеется много свидетельств у отцов
и учителей церкви [179]. В православной
церкви это соблюдается и поныне [180].
Главное в этом правиле - воспрещение употреблять в пищу кровь животных.
Причиной этого, как указывает архим. Иоанн в толковании этого правила,
является следующее: во-первых, причина естественная, как нам объясняет
это сам Моисеев закон, «зане душа всякия плоти кровь его есть» (Лев.
17:11), т.е. кровь является некоторым образом как бы вместилищем души,
ближайшим орудием ее деятельности, главной действующей силой жизни у животных;
во-вторых, причина нравственная, так как употребление крови в пищу обнаруживало
бы крайне грубую и жестокую чувственность и, как то показывает опыт, имело
бы пагубное влияние на духовные свойства человека. Кроме того, в Ветхом
Завете была к тому и обрядовая причина, так как в законе Моисеевом говорится,
что Бог повелел израильтянам употреблять кровь для алтаря, чтобы очищать
души их, «кровь бо его вместо души умолит» (Лев. 17:11). В силу
этого кровь представляла нечто святое и являлась как бы прообразом крови
Пречистого, Божественного Агнца Христа, пролитой Им на кресте за спасение
мира (Евр. 10:4; 1 Иоан. 1:7) [181].
|