ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 62.
Аще кто из клира, устрашась человека иудея, или эллина,
или еретика, отречется от имени Христова: да будет отвержен от церкви.
Аще же отречется от имени служителя церкви: да будет извержен от клира.
Аще же покается: да будет принят, яко мирянин.
(I Всел. 10; Анкир. 1, 2,
3, 12; Петра Алекс. 10, 14; Афанасия Вел. послание к Руфиниану; Феофила
Алекс. 2).
Поводом к изданию этого
Ап. правила послужили исторические условия первого периода христианской
церкви, когда последняябыла подвержена гонениям со стороны иудеев и язычников,
и когда разные еретические секты, главным образом гностические, нападали
на православное учение церкви с ожесточением, уподоблявшимся иногда иудейским
и языческим гонениям. Случалось, что некоторые духовные лица, недостаточно
твердые в вере, из боязни за свою жизнь, которой угрожали гонители христианства,
отказывались от своего христианского имени и начинали исповедовать нехристианское
учение. Несколько таких печальных примеров приводит нам из своего времени
Киприан [177]. Духовное лицо,
которое вместо того, чтобы показать верным пример, как нужно жертвовать
своею жизнью за имя христианина, само, из страха, что ему могут причинить
какое-либо зло, отказывается от Христа и становится отступником, подлежит
за подобное преступление, по предписаниям этого правила, не только извержению
из поруганного им духовного сана, но совершенно справедливо, как отступник,
подвергается величайшему наказанию, существующему в каноническом праве,
а именно окончательному исключению его из церкви, чтобы от здорового тела
церкви отсечь его как сгнивший член (ώς σεσηπός
μέλος έκ τού καλού
τής 'εκκλησίας
σώματος 'εκκοπήσεται)
[178]. Если по той же самой причине
какое-либо духовное лицо отречется от своего сана, то правило предписывает
совсем извергнуть такового из сана, которого он становится недостойным.
В обоих случаях правило допускает, если такое лицо покается, и будет искренно
умолять церковь о прощении, принять его в церковное общение, но только
как мирянина, без права на службу, исполнявшуюся им в клире до его отступничества.
Это предписание касается всех значащихся в клировых списках, т.е. всех
церковнослужителей и священнослужителей, от чтеца до епископа.
|