ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 60.
Аще кто подложные книги нечестивых, аки святые, в церкви
оглашает, ко вреду народа и клира: да будет извержен.
(Ап. 85; Трул. 63; VII Всел.
9; Лаод. 59, 60; Карф. 24; Афанасия Вел. о праздниках; Григория Богослова
о книгах Св. Писания; Амфилохия о книгах Св. Писания).
Преданность и глубокое благоговение,
с которым христиане относились к учению Иисуса Христа, должны были в самом
начале существования церкви вызвать необходимость точного ознакомления
со всеми теми книгами, в которых это учение было изложено и которые должны
были составлять для христиан новозаветный канон, подобно тому, как уже
существовал канон ветхозаветный. Наряду с известными Евангелиями об Иисусе
Христе существовало в апостольское время много и других сочинений, о чем
нам свидетельствует сам евангелист Лука (1:1). Среди этих сочинений было
много и таких, которые совершенно противоречили известным Евангелиям и
посланиям св. Апостолов, и были составлены совсем не теми лицами, имена
которых носили в своих заглавиях. Об этих ложно-озаглавленных сочинениях
(ψευδεπίγραφα
βιβλία,falso inscripti libri), составленных
еретиками, преимущественно гностиками, и носящих общее название апокрифических
книг [169], и говорит это Ап.
правило, предписывая извергать из священного сана каждого, допускающего
ко вреду народа и клира вносить подобные книги в церковь и употреблять
их вместо канонических. Как мы видели, правило это направлено против духовных
лиц потому, что последние были главными охранителями священных и церковных
книг и занимались их перепиской, а следовательно, имели возможность их
распространять.
Необходимость подобного воспрещения станет
особенно очевидной, когда мы припомним из слов отцов и учителей церкви
того времени, с каким ослеплением вожди разных гностических сект выдавали
плоды своей фантазии за божественное откровение и свое учение за предание
или апостольское учение, и с каким усердием и настойчивостью старались
о возможном его распространении. Достаточно вспомнить, что пишут Ириней
и Тертуллиан против сочинений гностиков об откровениях Апеллеса, об «евангелии
истины» Валентина, о его мудрости, псалмах и посланиях, о посланиях и антитезах
Маркиона; или что пишет Климент Александрийский об евангелии назореев и
египтян, об «евангелии Иуды» и др. [170],
чтобы убедиться в том, как необходимо было представителям церкви второго
века воспрепятствовать распространению в церкви, по крайней мере со стороны
духовенства, подобных ложных сочинений. В Апостольских постановлениях (VI,
16) рекомендуется епископам остерегаться ложного учения, распространяемого
нечестивыми в их зловредных сочинениях с именем Иисуса Христа и Его учеников,
где они унижают творение и Промысел, закон и пророков, брак и рождение
детей, надписывая варварские имена якобы ангелов, а в действительности
вдохновляющих их диаволов. Под названием ψευδεπίγραφα
βιβλία, или апокрифы, это Ап. правило
разумеет как сочинения гностических сект, так и сочинения, ложно озаглавленные
и искажающие историю ветхозаветной и новозаветной церкви.
Множество подобных апокрифов, как из ветхозаветной,
так и новозаветной церковной истории сохранилось и до сего времени или
в целости, или в отрывках. Все известные до сих пор апокрифы были подвергнуты
научным исследованиям и изданы или в оригинале, или в переводах на разные
европейские языки [171]. Среди
новозаветных апокрифов важнейшими были следующие: 1) евангелие двенадцати
апостолов (evangelium duodecim Apostolorum); 2) евангелие египтян (evangelium
secundum Aegyptios); 3) первоевангелие Иакова младшего, или, иначе, история
рождения Марии и детства Спасителя (historia de nativitate Mariae et de
infantia Salvatoris); 4) псевдоевангелие от Матфея, известное под таким
же заглавием, как и евангелие от Иакова (liber de ortu beatae Mariae virginis
et infantia Salvatoris); 5) книга о рождении Христа и его детстве до двенадцати
лет (liber de nativitate Christi, item de infantia ejus usque ad annum
XII); 6) сказания о жизни Богородицы и первых годах жизни Спасителя (narrationes
de vita Β. V. Μ. et de pueritia et infantia Salvatoris); 7) история
Иосифа плотника (historia Josephi fabri lignarii); 8) евангелие Фомы израильтянина
(evangelium Thomae Israelitae); 9) арабское евангелие детства Спасителя
(evangelium infantiae Salvatoris); 10) беседа об Успении Богородицы (λόγος
είς τήν κοίμησιν
τής άγίας θεοτόκου)
и 11) евангелие Никодимово, подразделяющееся на два отдельных сочинения:
а) дела Пилата (acta или gesta Pilati) и б) сошествие Христа во ад (descensus
Christi ad inferos) [172] и мн.
др. Ложно озаглавленных книг, искаженных изданий Св. Писания, а больше
всего чисто еретических сочинений, появлялось много и впоследствии, и против
подобных сочинений соборы и пастыри церкви всегда возвышали свой голос,
о чем мы говорим в толковании 9-го правила VII Всел. Собора и 59-го правила
Лаодикийского Собора [173].
|