ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 58.
Епископ, или пресвитер, нерадящий о причте и о людех, и
не учащий их благочестию, да будет отлучен. Аще же останется в сем нерадении
и лености: да будет извержен.
(Трул. 19; Сердик. 11; Лаод.
19; Карф. 71, 121, 123).
Каждый раз, при поставлении
епископа, митрополита или архиепископа, в выдаваемой сингелии (грамате)
упоминается об этом Ап. правиле [164].
То же самое упоминается и в архиерейском поучении при рукоположении пресвитера
[165]. Поучать вверенный им народ
есть первая и главнейшая обязанность, как епископа, так и пресвитера, обязанность,
которая должна предшествовать всем остальным - и священнодействию и управлению
церковью. Спаситель заповедал Апостолам не только крестить, но и учить,
и прежде учить народ, а затем крестить (Мф. 28:19; Мк. 16:15-16). Каждому
священнодействию должно по необходимости предшествовать учение, потому
что таинства не могут помочь тому, кто принимает их без веры, а веры не
может быть без проповеди (Рим. 10:14). «Горе же мне есть, аще не благовествую»,
говорит ο себе ап. Павел в 1-м послании к Коринфянам (9:16); а
Тимофея, епископа Эфесского, заклинает Богом и страшным судом Христовым,
чтобы проповедовал слово, настаивал во время и не во время, обличал, запрещал,
и увещевал со всяким долготерпением и назиданием (2Тим. 4:1-2). От каждого
пресвитера без различия ап. Павел требует, чтобы он из числа всех прочих
добродетелей более всего отличался умением наставлять, «быти учительну,
с кротостью наказующу противныя» (2Тим. 2:24, 25). И епископу, и пресвитеру,
пренебрегающему проповеданием слова Божия, Св. Писание угрожает страшным
наказанием (Иез. 3:17-18; 33:8; 34:10; 1Тим. 4:16; 2Тим. 2:14 и т. д.).
Таким образом, это Ап. правило есть не что иное, как кратко выраженное
в форме закона предписание Св. Писания, обязывающее епископа и пресвитера
непрестанно проповедовать и наставлять народ в вере и в добродетельной
христианской жизни. Зонара объясняет это правило следующим образом: «На
каждом епископе лежит непременная обязанность поучать вверенный ему народ
догматам благочестия и приводить его к истинной вере и честной жизни, потому
что Бог говорит через пророка предстоятелям народа: если не «возвестиши
ему, ни соглаголеши... беззаконник той в беззаконии своем умрет, крове
же его от руки твоея взыщу» (Иез. 3:18). Поэтому епископ, пренебрегший
проповедью, отлучается (т. е. лишается своего места служения с запрещением
священнодействия в течение определенного времени); если же будет пренебрегать
проповедью и после этого, то должен быть извержен (т. е. лишен священного
сана), точно также должно быть поступлено и с пресвитерами, ибо правило
предписывает, чтобы и они были учительны. Даже самое имя епископа побуждает
его к бдительности, почему он и назван надзирателем (σκοπός),
а таковой должен быть всегда бдительным и не предаваться беспечности (άλλ'ού
ραθυμεΐν). Для этого епископу
и ставится в алтаре на возвышении кафедра, чтобы с одной стороны показать,
каков он должен быть сам, с другой - чтобы с возвышения он мог обнимать
взором весь вверенный ему народ, наблюдая за ним самым внимательным образом
(έπισκοπεΐν άκριβέστερον).
И пресвитерам предписывается также стоять и сидеть вместе с епископом,
дабы и они с возвышенного места могли наблюдать за народом и наставлять
его на все доброе» [166].
|