ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 54.
Аще кто из клира в корчемнице ядущий усмотрен будет: да
отлучится, кроме случая, когда на пути по нужде в гостинице отдыхает.
(Трул. 9; Лаод. 24; Карф.
40).
Правило воспрещает каждому
духовному лицу без различия есть в корчме. Итак, если правило воспрещает
духовному лицу входить в корчму даже ради еды, то тем более должно быть
ему воспрещено входить туда без этой нужды, но ради какой-либо другой подозрительной
цели. Нарушающий предписания этого правила должен быть отлучен, т.е. лишен
службы, которую он исполнял в церкви, как священнослужитель или церковнослужитель.
Под корчмой (καπηλεΐον,
caupona) подразумевается гостиница низшего сорта, где главным образом
торгуют вином, и где происходит пьянство и допускается всякая непристойность.
Понимая таким образом значение корчмы, Зонара в толковании этого правила
говорит: «те, которые призваны быть уделом Божиим, должны и для мирян служить
примером скромной жизни, и быть во всем безукоризненными, дабы через них
не хулилось имя Божие. Α посещение корчемниц показывает, что делающие
это ведут жизнь нескромную, и что нравы их испорчены не только в отношении
к пище и питью, но и в отношении ко всему прочему поведению; ибо в корчмах
собираются нескромные мужчины и женщины, и потому сообщающийся с ними не
может остаться свободным от их порочности, ибо «тлят обычаи благи беседы
злы» (1Кор. 15:33), посему правило и повелевает отлучать таковых клириков
[153]. Правило допускает клирикам
останавливаться в гостинице исключительно только в том случае, когда они
находятся в пути и нуждаются в отдыхе, и то отнюдь не в корчме (καπηλεΐον),
но в гостинице (πανδοχεΐον),
которая на языке отцов и учителей церкви означала пристойное место [154].
Предписание этого правила всегда строго соблюдалось церковью, и напоминание
о нем находим также в архиерейском поучении, которое епископ дает теперь
пресвитерам при их рукоположении [155].
|