ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 51.
Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще
из священного чина, удаляется от брака, и мяс, и вина, не ради подвига
воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело, и что Бог,
созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля, клевещет
на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина,
и отвержен от церкве. Такожде и мирянин.
(Ап. 53, 66; IV Всел. 16;
Трул. 13; Анкир. 14; Гангр. 1, 2, 4, 14, 21).
Для чистых все чисто,
а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их
и совесть, - пишет св. ап. Павел к Титу (1:15), а в первом послании
к Тимофею говорит, что «всякое создание Божие добро, и ничтоже
отметно, со благодарением приемлемо» (1Тим. 4:4), и «...яко ничтоже
скверно само собою, точию помышляющему что скверно быти, оному скверно
есть» (Рим. 14:14). Это учение Св. Писания находит себе выражение в
данном Ап. правиле. Церковь всегда одобряла воздержание у своих членов,
в чем бы оно ни проявлялось, и признавала его тем большей добродетелью,
чем больше кто-либо мог отличаться этою добродетелью. При этом церковь
всегда предполагала у своих верных истинное понятие о воздержании и возвышенное
побуждение к нему, резко осуждая воздержание, противоречащее христианскому
пониманию. Уже в самом начале существования церкви Христовой появились
разные еретики, проповедующие, что грешно и не угодно Богу - жениться,
есть мясо и пить вино, и воспрещали все это своим последователям. Такой
взгляд проистекал из понятия гностиков о материи вообще, являющейся, по
их учению, созданием диавола и, следовательно, - безусловным злом. Это
ложное понятие особенно развилось у энкратитов и маркионитов, настаивавших
более других гностиков на практическом применении подобного взгляда [151].
Приведенные в начале этого толкования слова Св. Писания служат уже очевидным
осуждением этого гностического учения о материи, как об абсолютном зле.
То же находим и в Апостольских постановлениях (VI, 8, 10, 26), которые
отличают маркионитов, гнушавшихся брака, мяса и вина в силу своих дуалистических
принципов (добра и зла), от энкратитов, придерживавшихся этого взгляда
по какой-то лицемерной гордости.
От упомянутых еретиков учение это начало
проникать и в среду православных. Чтобы предупредить это зло, Ап. правило
хвалит воздержание от брака и употребления мяса и вина с христианскою целью,
т.е. как упражнение в добродетели (δι' άσκησιν),
но оно резко осуждает всех, делающих это по еретическим побуждениям, и
предписывает: каждому духовному лицу, придерживающемуся такого учения,
указывать прежде всего на евангельское учение, если же оно не послушается
и останется упорным во зле, то такового не только извергать из иерархической
степени, но и вообще исключать совсем из церкви, как последователя еретического
учения о воздержании. Наказание, налагаемое этим правилом на духовных лиц,
по своим мотивам, такое же, какое налагается за преступления, упомянутые
в 29-м и 30-м Ап. правилах.
|