ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 50.
Аще кто, епископ, или пресвитер, совершит не три погружения
единого тайнодействия, но едино погружение, даемое в смерть Господню: да
будет извержен. Ибо не рек Господь: в смерть мою крестите, но: «шедше научите
вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Мф. 28:19).
(Ап. 46, 47, 49; II Всел.
7; Трул. 95; Неокес. 12; Лаод. 47; Карф. 47; Василия Вел. 1,91).
В этом правиле предписывается
совершать крещение посредством троекратного погружения (βάπτισμα,
immersio) крещаемого в воду, причем духовное лицо, не совершающее таким
образом крещения, должно быть извержено из своего сана. Поводом к изданию
этого правила послужило существование среди разных еретических сект первого
периода христианства секты, развившейся впоследствии в аномейскую (евномианскую),
в которой крещение совершалось не во имя Св. Троицы, а только в смерть
Христову, сообразно чему и крещаемого погружали в воду не три раза, а один
[146]. Это Ап. правило устанавливает
закон, что правильное крещение, дающее крещаемому право сделаться членом
церкви, должно совершаться помимо всего прочего, прописанного правилами,
путем троекратного погружения крещаемого в воду во имя Св. Троицы. Это
предписание о погружении крещаемого в воду основывается на предании, ведущем
начало с первых времен церкви, как говорит Василий Великий в своем сочинении
(91-е прав.) о Св. Духе блаженному Амфилохию. Это предписание оправдывается
практикою церкви всех веков [147].
Употреблять при крещении вместо погружения обливание (aspersio) строго
воспрещено, кроме случаев болезни [148].
Церковь строго следила за тем, чтобы крещение в обычных случаях совершалось
только через погружение, а не через обливание, так что воспрещала даже
принимать в клир лиц, не крещенных, вследствие каких-либо исключительных
обстоятельств, через погружение (Неокес. 12) [149].
Впрочем, православная церковь не отрицает крещения, совершенного через
обливание, так как этим еще не уничтожена сила таинства, но допускает его
только в исключительных случаях. В толковании 47-го Ап. правила, мы видели,
что, вследствие некоторых исторических причин в XVII и XVIII веках, греческой
и русской церковью было предписано перекрещивать римо-католиков, переходящих
в православную церковь. Эти предписания мотивировались, между прочим, и
тем, что римо-католики крещены обливанием, а не погружением в воду, вследствие
чего крещение их считалось еретическим и, стало быть, недействительным
[150].
|