ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 49.
Аще кто, епископ, или пресвитер, крестит не по Господню
учреждению, во Отца и Сына и Святаго Духа, но в трех безначальных, или
в трех сынов, или в трех утешителей: да будет извержен.
(Ап. 46, 47, 50, 68; II Всел.
7; Трул. 78, 84, 95, 96; Неокес. 12; Лаод. 47, 48; Карф. 45, 48, 72, 110;
Василия Вел. 1,91).
Иисус Христос, посылая Своих
учеников на проповедь, повелел им крестить все народы во имя Отца и Сына
и Святаго Духа (Мф. 28:19). Так крестили Апостолы и так должны были крестить
все, желавшие, чтобы крещение было правильным и соответствовало евангельскому
учению. Каждое крещение, совершенное без этих слов, или с произнесением
каких-либо других слов, не было православным и действительным. В апостольское
время существовали разные еретические секты, в которых крестили, не употребляяэтих
слов, но, как говорит правило, крестили во имя «трех безначальных, или
трех сыновей, или же трех утешителей», имея искаженное понятие о Св. Троице
[140]. Против упомянутых еретиков
и направлено это правило, предписывающее извергать епископа или пресвитера,
не совершающего крещения сообразно Господнему установлению.
Правило упоминает епископов и пресвитеров,
как совершителей таинства крещения, что отвечает данной Христом заповеди
(Мф. 28:19; Мк. 16:16). В Апостольских постановлениях (III, 11) сказано
подобно этой заповеди: «Мы не даем власти крестить другим клирикам, как
чтецам, певцам и привратникам, но только епископам и пресвитерам с помощью
диакона» [141]. Также учат св.
отцы и учители церкви [142].
Диакон не имеет права крестить и может делать это только в случае нужды
[143], как может в случае нужды
крестить и каждый мирянин [144],
и даже женщина [145].
|